На карте – участники ШОС: члены организации, партнеры по диалогу, кандидаты на вступление. В общем – уже почти вся Азия.
Вот правильно говорят – «Если в одном месте что-то убыло, то в другом месте что-то прибыло».
Пока весь мир с интересом наблюдал, а потом и бросился обсуждать перипетии Brexit’a, озаботившись возможной дезинтеграцией Евросоюза, на другом конце Евразии главы государств ШОС занимались тем, что продолжали конструировать Будущее своих стран и народов – продолжили путь к выстраиванию евразийской интеграции в условиях безопасности. То есть – перспективы развития Европы и Азии приобретают просто расходящиеся в разные стороны траектории.
На карте, с которой начинается это материал, хорошо видно, что почти уже вся территория Азиатского континента вовлечена в проект Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). За исключением групп стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Плюс Японии с Республикой Кореей.
Да, на арабском Востоке сегодня не до интеграции – разгрести бы завалы «арабской весны».
Да, в ЮВА идеи Единой Азии ещё не получили должного внимания – знаю это потому, что беседовал в течение последнего года с рядом дипломатов из этого региона – боятся там китайского роста, не решаются они уйти из-под американского влияния, полагают, что нужен им «зонтик безопасности» Made in USA.
Да, крупнейшие союзники США в Азии – Япония с Южной Кореей пока не выражают стремления втянуться в общее дело. Из «обкома» команда была четкая – «Не вступать!» Ну, да впереди – вся жизнь, глядишь, лет через несколько, когда американцам уже будет недосуг заниматься азиатскими проблемами, и эти две крупнейшие экономики развернуться в сторону ШОС. Здесь, ведь, не как в Евросоюзе – здесь нет клона брюссельской бюрократии, которая указывает всем, что «можно», а что «низ-з-зя» от слова совсем.
Вот, Индия и Пакистан, тоже для Вашингтона страны не чужие, долго присматривались к ШОС, а теперь уже входят в его состав – осталось несколько формальностей, и на следующем саммите в Казахстане главы Дели и Исламабада уже будет обладать полноценными полномочиями.
Напомним, к слову, что ШОС была создана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Эти государства за 15 лет проделали впечатляющую работу по превращению фактические совещательной площадки по приграничным вопросам – с чего вся повестка и начиналась – в мощнейшее объединения стран Азии, куда уже выстроилась очередь из желающих «соответствовать».
И вот какая картина вырисовывается на сегодняшний день. На карте видны масштабы, а детали таковы:
- Страны-участницы ШОС: Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
- Партнёры по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка.
- Государства-наблюдатели: Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия.
- Страны, подавшие заявку на участие в форматах ШОС: Бангладеш, Сирия, Египет, Израиль.
- Общая территория входящих в это движение стран составляет более 34 млн км², то есть 60 % территории Евразии.
- Общая численность населения стран из разных форматов ШОС равна 3 млрд 40 млн человек (2015 год), это – половина населения планеты.
- В ШОС – четыре страны, обладающие ядерным оружием.
- Совокупный ВВП – оценивается в сумму примерно 30 триллионов долларов.
Заметим, что мы уже представляем Индию и Пакистан, как государства-члены ШОС, поскольку не видим препятствий, чтобы год спустя эти две страны при полном согласии всех отцов-основателей приобрели этот статус. В ШОС утверждают, что Индия и Пакистан получат полноправное членство в ходе саммита 2017-го года, который пройдет в Казахстане.
Наша позиция подтверждается Центральным интернет-порталом ШОС, где Индия и Пакистан уже названы в числе «участников», то есть – в числе членов организации.[i]
Также заметим, что и Иран после того, как с него были сняты санкции Совбеза ООН (не личные санкции США, а именно СБ ООН, то есть – санкции международные и легальные), также будет принят в ряды ШОС по прохождению необходимых процедур. Об этом прямо сказано на нынешнем саммите в Ташкенте.
Более того, в ходе саммита было объявлено, что Сирия, Египет и Израиль фигурируют среди стран, которые хотят присоединиться к деятельности Шанхайской организации сотрудничества, о чем сообщил на брифинге специальный представитель президента РФ в ШОС Бахтиер Хакимов. Речь идет о предоставлении статуса партнера по диалогу в рамках организации. При этом Сирия и Египет обратились в 2015 году, а Израиль - в текущем году.[ii]
Как Вам кампания? В ЕС – настроения близкие к разводу, а тут с Востока поднимается махина форматом с пол-Человечества! И без пафоса дух захватывает…
Конечно, подобные перспективы азиатской консолидации совсем не радуют «наших англосаксонских партнеров». «Большая Игра» в Азии, затеянная Англией против России ещё 200 лет тому назад, не закончится, судя по всему, ни-ког-да. Догадайтесь, что думают по этому поводу в Лондоне, который, возможно для этого и намерен отвязаться от тяготящих его «общеевропейских обязательств», чтобы вернуться в «Большую Игру», из которой он временно вышел после Второй мировой войны. Королева не может быть «в восхищении», когда видит, как её бывшие колонии и подконтрольные территории прирастают мощью и ищут общие Цели Развития. Это с британской точки зрения совсем не comme il faut.
Неслучайно в Средней Азии все чаще появляются эмиссары англосаксов. Неслучайно никуда они не хотят уходить из Афганистана – «Heartland» по определению британского разведчика и геостратега Макиндера. Неслучайно то тут, то там в странах региона вспыхивают кризисные ситуации, как было прямо накануне нынешнего саммита ШОС в Казахстане – просто попытка вооруженного мятежа.
Причем, сегодня это делается под чужим флагом и чужими руками – находят нынешние «лоуренсы аравийские» местных активистов, поддерживают их словом и деньгами, готовят и направляют «на дело». Практика отработана. И в Лондоне и в Вашингтоне отлично понимают, что в ответ «бить по штабам» никто не станет, даже при наличии доказательств. Но История на этом не заканчивается, нет?
Поэтому и не удивительно, что на заседание в расширенном составе собрались с членами ШОС практически все делегации от стран наблюдателей и партнеров по диалогу. Кроме, по понятным причинам, Турции.
Эксперты пишут, что «американская элита, сама того не ведая, помогает евразийской интеграции. Россия и Китай уже заговорили о тесном военном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом». За этим скрывается, как видно, общее желание дать силовой отпор евро-атлантическим попыткам дестабилизировать внутреннюю ситуацию в странах Азии.
Видно же, как предпринимаются постоянные попытки «демократизаторов» подорвать стабильность в странах Средней Азии, а также «раскачать» Китай со стороны Синьцзян-Уйгурского автономного района. Да, эта «работа чужими руками» - сегодня руками исламистов, подготовленных ЦРУ вкупе с рядом спецслужб Ближнего Востока, – должна, по их задумке, подорвать тенденции, вырастающие в Азии до формата совершенно нового Будущего. Будущего, в котором Центр мировой Силы переместится на западные берега Тихого океана, сиречь – в Азию, покинув берега сначала Европы, а потом и США.
По Солнцу, по Солнцу перемещается на Земле Сила – от средневекового Средиземного моря, через средневековые же Нидерланды и Лондон, потом через созданные на земле Америки Соединенные Штаты идет этот процесс миграции мирового финансово-экономического центра. И в новой Эпохе быть этому Центру – в Азии!
Потому так и разволновались англосаксы. Потому Лондон и развязывает себе руки от европейских кризисных забот. Потому Хиллари Клинтон, будучи ещё госсекретарем США, написала свою программную статью «Тихоокеанский век Америки», указывая на важнейшие интересы США в этом стремительно поднимающемся регионе Планеты.
А потому всё громче и слышны разговоры о том, что будущий Центр надо защищать, и защитить его может только система коллективной безопасности в Азии, прообраз которой в лице ШОС невозможно не увидеть.
Вот кто собрался в Ташкент для обсуждения этой проблематики. Как сообщает официальный сайт Главы Российского государства[iii], «в заседании Совета Глав Государств ШОС приняли участие Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаев, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов».
«В заседании участвовали Генеральный секретарь ШОС Р.К.Алимов и Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Е.С.Сысоев».
«На заседании присутствовали и выступили главы делегаций государств-наблюдателей при ШОС – Президент Исламской Республики Афганистан А.Гани, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, Премьер-министр Республики Индии Н.Моди, Президент Монголии Ц.Элбэгдорж, Президент Исламской Республики Пакистан М.Хуссейн, министр иностранных дел Исламской Республики Иран Дж.Зариф и в качестве гостя председательствующего государства – Президент Туркменистана Г.М.Бердымухамедов».
«Присутствовали заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Дж.Фелтман, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Н.Н.Бордюжа, Генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Ле Лыонг Минь и Исполнительный директор Секретариата Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Гун Цзяньвэй».
Сами видите, какое представительство. Между прочим, от ЮВА гость приехал, а это – свидетельство растущего там интереса к интеграции, о чем мы говорили в начале.
Фото пресс-службы Президента России
На нынешнем саммите проблематике безопасности уделено особое внимание. В тексте «Ташкентской декларации», принятой на саммите, сказано[iv]: «Государства-члены отмечают важность достигнутых по итогам Ташкентского саммита договоренностей о развитии сотрудничества в сфере безопасности». Документ объемный – с ним можно познакомиться по приведенной ссылке, а здесь заметим, что термин «безопасность» использован два десятка раз.
Необходима безопасность и для грандиозного плана Китая по возрождению торгового коридора в Европу через всю Евразию, который в Поднебесной называют «Экономический пояс шелкового пути».
На этих маршрутах – и морских, и сухопутных – есть несколько кризисных точек: один Ближний Восток чего стоит! Правда, все они – вне границ России, что для нас – плюс. Китайцы, хоть и не простые партнеры, но сама жизнь заставляет их концентрировать внимание на самой безопасной из всех дорог в Европу – через территорию РФ. Причем, здесь свою роль может сыграть Монголия, желающая присоединиться к грандиозному проекту.
Не зря же в ходе саммита ШОС лидеры России, Китая и Монголии провели отдельную встречу, обсудив перспективу создания «транспортно-экономического коридора» через Монголию.
На этой встрече был обсужден и возникший в последнее время болезненный вопрос о судьбе озера Байкал. Дело в том, что на земле Монголии, на реке Селенга, впадающей в озеро, есть планы построить ГЭС. И, по оценкам специалистов, эта плотина будет блокировать привычный дебит воды, что скажется на экологии Байкала. Поэтому Владимир Путин выразил беспокойство последствиями строительства этой ГЭС. И предложил компенсировать дефицит электричества в Монголии усилением российского экспорта электроэнергии.
Решали в Ташкенте вопросы сотрудничества и другие лидеры. «Мы готовы быть "западными воротами" организации», - предложил президент Белоруссии Александр Лукашенко, заметив, что Белоруссия является в ШОС единственным европейским государством со статусом наблюдателя. И подчеркнул, что страны ШОС могут рассчитывать на поддержку Белоруссии в любых вопросах.
Окончательное присоединение Индии к Шанхайской организации сотрудничества в качестве полноправного члена будет выгодно всем участникам, заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди[v]: «Индия вне сомнения получит выгоду от потенциала ШОС в энергетике, природных ресурсах и промышленности. В свою очередь, сильная экономика Индии и ее емкий рынок могут стать драйвером экономического роста в регионе ШОС. Возможности Индии в торговле, инвестициях, информационных и коммуникационных технологиях, космической индустрии, науке, сельском хозяйстве, здравоохранении, малом и среднем предпринимательстве может обеспечить экономическую выгоду странам ШОС». Премьер Индии отметил, что партнерство «защитит наши общества от угроз со стороны радикальных идеологий ненависти, насилия и терроризма».
А дальше Моди отметил геополитический масштаб ШОС – он сказал, что со вступлением Индии границы организации «протянутся от Тихого океана до Европы и от Северного Ледовитого до Индийского океана», а сама она «будет представлять 40% Человечества и более миллиарда молодежи Земли»! Знакомые нотки из второй половины ХХ века, не находите?
В ходе саммита состоялась и важная встреча глав двух гигантов-соседей – Китая и Индии, отношения которых, благодаря форматам ШОС и БРИКС, становятся все более доверительными. Кстати, формат ШОС может внести позитивные ноты во взаимоотношения Индии и Пакистана, которые ещё недавно были далеки от добрососедских.
Так вот, председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Наренда Моди провели рабочую встречу и обменялись мнениями по вопросу региональной безопасности и развития двусторонних отношений.
«Нам есть, к чему стремится. Индия и Китай должны укреплять деловое сотрудничество в таких областях как торговля, транспорт, энергетика, информационные технологии и охрана окружающей среды», — отметил Си Цзиньпин. «Индия готова объединить усилия с Китаем для укрепления сотрудничества в различных областях и активизировать двустороннюю координацию по региональным и международным вопросам», — сказал премьер-министр Индии. А, кроме того, «Индия готова надлежащим образом урегулировать существующие проблемы в отношениях между двумя странами».[vi]
Вот, что делает формат ШОС.
Теперь, сделав небольшой обзор забот других участников, обратим внимание на позицию России. Владимир Путин, выступая на расширенном заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, в частности, сказал[vii]:
- «Мы собрались в юбилейный год. За 15 лет значительно возрос авторитет Организации, усилилось её влияние на региональные процессы, и Россия рассматривает взаимодействие в рамках ШОС в качестве одного из приоритетов своей внешней политики».
- «Безусловно, главным направлением общей деятельности является обеспечение безопасности на пространствах ШОС. Необходимо и далее наращивать потенциал региональной антитеррористической структуры, совершенствовать координацию силовых ведомств в рамках ООН и других международных организаций, ускорить подготовку проекта конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом, обновить антинаркотическую стратегию и программу по её реализации, укреплять правовую базу сотрудничества в сфере информационной безопасности».
- «Конечно же, особого внимания требует ситуация в Афганистане. Важно вместе с афганскими партнёрами активизировать противодействие исходящим с территории этой страны угрозам терроризма и трансграничной оргпреступности, работать по пресечению производства и оборота наркотиков, помогать Афганистану в деле национального примирения и экономического возрождения».
- «Важной составляющей деятельности ШОС видится развитие тесного экономического взаимодействия. Нужно и далее снимать барьеры на пути торговли, движения капиталов и рабочей силы, углублять промышленную и технологическую кооперацию, выстраивать производственные цепочки, общую транспортную инфраструктуру.
Хорошие перспективы в этой связи открываются с началом переговоров о сопряжении Евразийского союза и китайского «Экономического пояса Шёлкового пути». Убеждён, что подключение к этому интеграционному процессу всех участников ШОС, а также государств СНГ, стало бы прологом к формированию большого евразийского партнёрства».
- «Успешной реализации многосторонних экономических проектов по линии нашей Организации могли бы способствовать финансовые институты развития. Имею в виду, прежде всего, Евразийский банк, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк БРИКС».
Фото пресс-службы Президента России
По итогам саммита принято несколько документов[viii]:
1. Ташкентская декларация пятнадцатилетия Шанхайской организации сотрудничества.
2. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Плана действий на 2016–2020 гг. по реализации Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года.
3. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о подписании Меморандума об обязательствах Республики Индии в целях получения статуса государства – члена ШОС.
4. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о подписании Меморандума об обязательствах Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государства – члена ШОС.
5. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Доклада Генерального секретаря Организации о деятельности ШОС за прошедший год.
6. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Доклада Совета РАТС ШОС о деятельности РАТС в 2015 году.
7. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сроках проведения заседаний Совета глав государств – членов ШОС.
8. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.
Документы, подписанные в присутствии глав государств – членов ШОС:
9. Меморандум об обязательствах Республики Индии в целях получения статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества.
10. Меморандум об обязательствах Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества.
Документ, подписанный в рамках заседания СГГ ШОС:
11. Программа по развитию сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в сфере туризма.
Об успешных примерах реализации совместных проектов говорили в канун саммита на заседании Делового совета ШОС, прошедшего в Ташкенте. Совместное производство в Узбекистане с участием КНР и России, транспортно-логистический комплекс в Челябинске, создание выставочных площадок в Киргизии и Таджикистане и многое другое назвал в числе работающих проектов Президент Торгово-промышленной палаты России, руководитель российской части Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Катырин.
На совете присутствовали делегации бизнеса России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, возглавляемые председателями национальных частей Делового совета ШОС. Обсудили приоритеты и основные направления работы на ближайшую перспективу.
Сергей Катырин сказал, что «одна из важнейших задач Делового совета ШОС состоит в том, чтобы всячески поддерживать соответствующие инициативы бизнеса стран ШОС и создавать условия для реализации совместных проектов». Он считает, что надо вовлекать в деятельность Делового совета ШОС представителей бизнес-структур новых членов ШОС, государств-наблюдателей, а также партнеров по диалогу ШОС. Это значительно расширит рабочую повестку ДС ШОС, притом, что приоритеты остаются неизменными – содействие созданию комфортной и экономически благоприятной среды на пространстве ШОС для деловых кругов.[ix]
Следующий саммит Шанхайской организации сотрудничества пройдет в столице Казахстана 7-8 июня 2017 года. Об этом заявил в Ташкенте президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
…А эмблему ШОС пришла пора менять. Ведь, на ней не представлены ни Индия, ни Пакистан. Причем, когда будет принят Иран, менять эмблему придется ещё раз.
Впрочем, это – заботы приятные.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs