Фото: vestifinance.ru
В Москве в формате видеомоста «Москва-Пекин» состоялась презентация совместного доклада Российского института стратегических исследований (РИСИ) и Национального комитета по исследованию (НКИ) БРИКС. Это обстоятельное исследование представляет собой анализ предварительных итогов и дальнейших перспектив реформирования мировой финансовой системы и ее центрального звена – Международного валютного фонда. В основу доклада положены результаты опроса экспертов БРИКС, проведенного в декабре 2015 – январе 2016 года.
Реформа МВФ и современное состояние мировой экономики
Напомним, что в начале мая президент США Барак Обама выступил со статьей на страницах газеты Washington Post[1]. В ней он в очередной раз заявил, что только Америка может определять правила функционирования мировой экономики, а другие страны должны принимать это как должное. В последние годы инструментом диктата был жесткий контроль мировой финансовой системы, который получит дополнительный стимул после формирования под эгидой США двух трансрегиональных экономических соглашений - Транстихоокеанского партнерства (TPP) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP). Сегодня США обеспечивают контроль над деятельностью одного из важнейших элементов международной финансовой архитектуры – МВФ, роль которого в условиях турбулентности мировой экономики все более возрастает. У развивающихся стран появляются все большие возможности изменить сложившуюся десятилетиями систему в свою пользу. Под давлением стран группы БРИКС в январе 2016 года были реализованы значимые реформы в системе управления МВФ. В настоящее время Китай как председатель G20 при всемерной поддержке других стран БРИКС стремится обеспечить окончательное выполнение принятых еще в 2010 году соглашений.
Как подчеркнул в своем выступлении исполнительный директор НКИ БРИКС Георгий Толорая, за последние пять лет сформировался пул экспертов стран БРИКС, которые объединились в Совет экспертных центров, созданный на саммите БРИКС в Дурбане 26-27 марта 2013 года. Национальный комитет исследований стран БРИКС координирует эту деятельность с российской стороны. Эксперт напомнил, что объединение БРИКС начинался как диалоговый формат по финансово-экономическим вопросам и обсуждению способов преодоления мирового кризиса 2008 года. За прошедшие годы это объединение значительно расширилось, но в связи с экономическими трудностями в ряде стран превратилось в союз, в большей мере основанный на политической воле руководства, чем на чисто практических соображениях. «Текущая ситуация в Бразилии и ЮАР не слишком способствует единению стран БРИКС, но объективные интересы к сотрудничеству остаются независимо от руководства, - заметил Г.Толорая. -Вопросы глобального финансового устройства остаются при этом наиболее часто обсуждаемыми в разных форматах как между членами правительств, экспертам, так и представителями банковского сообщества».
Решение о необходимости реформы мировой финансовой системы было принято на саммите «большой двадцатки» (G20) в Сеуле в 2010 году. За прошедшее время оформились два основных направления преобразований. Первое из них подразумевает попытку вписать в уже существующую мировую финансовую архитектуру страны БРИКС с точки зрения повышения их компетенций и удельного веса в принятии важнейших решений. Центральным вопросом здесь является реформа МВФ. «До недавнего времени этот процесс искусственно тормозился, - заявил Г.Толорая. - Сейчас наметились серьезные сдвиги, связанные с изменением квот. Почему это произошло именно сейчас, хотя ранее США тормозили этот процесс в течение пяти лет? Видимо, потому, что наряду с реформой существующей финансовой структуры БРИКС начал создавать параллельные структуры, олицетворением чего стал Банк развития БРИКС и Пул валютных резервов».
По словам заместителя директора – руководителя Центра экономических исследований РИСИ Игоря Прокофьева, в настоящее время существуют три центра роста мировой экономики: США (23% мирового ВВП), Европейский союз (примерно 23%) и страны БРИКС, приближающиеся к этим показателям. При этом мировая валютно-финансовая система по-прежнему строится на долларе. Евро был и в обозримом будущем будет региональной валютой. Китайскому юаню, несмотря на то, что он в ближайшее время войдет в корзину резервных валют МВФ, необходимо будет укреплять собственный статус, что займет определенный период времени. В этих условиях несогласованные действия США вполне могут спровоцировать валютные войны и финансовые кризисы, по аналогии с произошедшим в Азии в 1997 году. Мировые финансовые институты, и прежде всего Международный валютный фонд, призванный стоять на страже финансовой стабильности, фактически находится под американским контролем. Это ставит под вопрос не только легитимность указанных институтов, но и снижает результативность их деятельности. Не случайно МВФ не только не смог предсказать наступление глобального кризиса в 2008 году, но и столкнулся с трудностями по его преодолению. Многие эксперты, в том числе западные, приходят к пониманию того, что без существенного расширения представительства развивающихся стран невозможно повысить эффективность мер, предпринимаемых фондом. «Страны БРИКС стояли у истоков нынешней реформы МВФ, но, к сожалению, ее реализация пока не привела к адекватному росту возможностей развивающихся стран влиять на политику этого института, - заметил эксперт РИСИ.- Более того, США стремится сохранить свою гегемонию в мире. В этом смысле статья Б.Обамы и высказанные в ней тезисы касаются не только мировой торговли. Вашингтон стремится прописывать правила по всем позициям мировой деятельности. В сложившихся условиях именно странам БРИКС нужно формулировать новую повестку относительно реформы МВФ и взять на себя лидерство по продвижению ее на таких форумах, как саммит «Группы двадцати». По мнению И.Прокофьева, тот факт, что председательство в G20 перешло в настоящий момент к Китаю, должен, способствовать выполнению этой задачи.
Начальник сектора международных экономических организаций РИСИ Вячеслав Холодков считает, что статью Б.Обамы в Washington Post необходимо рассматривать в контексте общей борьбы стран БРИКС за более демократичные принципы устройства мировой экономики. Эксперт обратил внимание, что еще с 2001 года в ВТО ведутся переговоры в рамках Дохийского раунда ГАТТ о реформировании правил мировой торговли. После вступления во Всемирную торговую организацию Китая и России в этой организации образовалась сильная группа развивающихся стран, которую иногда называют «группой 33-х». И в ВТО сложилась патовая ситуация, связанная с противостоянием интересов развивающихся стран, включая страны БРИКС, и развитых стран. Последняя министерская конференция ВТО в Найроби, состоявшаяся в декабре 2015 года, показала, что Запад не готов идти на уступки по всем принципиальным вопросам. Более того, представитель США, выступавший на этом форуме, выразил пессимизм в отношении дальнейшего существования ВТО.
«Именно с этими событиями связана статья Б.Обамы, -считает В.Холодков.- Может показаться, что она необычно откровенная для официального американского политика. Названа прямая цель создания ТТП – ограничение роста экономической мощи Китая и доминирование США при определении правил мировой торговли. Все это сопровождается полной уверенностью в собственных силах и пренебрежением к мнению мирового сообщества». Однако, по мнению эксперта, эта статья свидетельствует и о беспокойстве в Вашингтоне. Видимо, США постепенно уступают позиции в мировой экономике по всем ее составляющим. Как во внешней торговле, так и в финансовой сфере страны БРИКС постепенно вытесняют США и их союзников. Если произвести пересчет ВВП по паритету покупательной способности, то показатель стран БРИКС составит 30% от общемирового, а совокупный показатель США и ЕС – 28,5%. Таким образом, создание ТТП преследует две цели: создание параллельной ВТО системы международной торговли и распространить удобные для Вашингтона правила на всю мировую торговлю, тем самым затруднив китайский экспорт в страны АТР, а в перспективе – и в страны Западной Европы. Кроме того, ведутся переговоры по заключению международного соглашения по торговле услугами (TiSA), включая, разумеется, и банковские. В новом формате предполагается участие США, ЕС и еще 28 стран. Ни Китай, ни Россия, ни страны БРИКС туда не приглашены. Но наибольшая опасность в том, что TiSA ставит крест на дальнейшем существовании «большой двадцатки», подменяя ее сепаратными, параллельными структурами.
Реформа МВФ в оценках экспертов БРИКС
Заместитель руководителя Центра экономических исследований РИСИ Сергей Каратаев считает, что МВФ в обозримой перспективе будет оставаться ключевым элементом мировой финансовой архитектуры. Кредитование стран, попавших в кризисные ситуации, изучение тенденций развития мировой экономики и отдельных стран продолжается именно в рамках МВФ, поэтому замены ему не будет в ближайшее время. Ресурсы МВФ превышают 1 трлн. долларов. Вряд ли возможно создание альтернативного института с подобной суммой капитала, тем более, что после кризиса он был увеличен практически вдвое, а квоты в рамках МВФ выросли до 650 млрд. долларов. Наконец, необходимо учитывать и двусторонние соглашения о заимствованиях, сумма которых также превышает 600 млрд. долларов. В то же время были повышены и компетенции организации. Этот процесс не ограничился 2008-2009 годами, но происходит и в настоящее время. МВФ осуществляет под эгидой G20 и по ее поручениям исследование тенденций мировой экономики, состояние которой остается неустойчивым. Вопросы, которые были поставлены Китаем как председателем «двадцатки» (изучением проблем потоков капитала, внешнего долга, структурной реформы и ее влияния на развитие групп стран) остаются важными для стран БРИКС. В то же время, согласно результатам опроса, состоявшегося в декабре 2015-январе 2016 года, оценка результатов реформы МВФ не слишком высока. Как известно, решение о ее осуществлении было принято на форуме группы «двадцати», но почти пятилетний период ожидания решения США привел к тому, что результат БРИКС составил 3,22 по 5-балльной шкале. Эксперты также отметили высокое значение G20 как площадки для диалога не только с другими развивающимися странами, но и с представителями развитых стран западного мира.
Сами эксперты БРИКС говорят, что те пять лет, которые прошли с момента принятия решения о реформе, показали актуальность более тесного взаимодействия и кооперации научных сообществ стран-участниц для выдвижения новых реформистских инициатив. Помочь в этом сможет формирование при Банке развития БРИКС единого экспертного центра.
Взаимодействие стран БРИКС: от разногласий к консенсусу
Как сообщил старший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований (ЦЭИ) РИСИ Николай Трошин, инициаторами доклада было предложено четыре основных направления реформирования мировой финансовой системы: пересмотр квот, изменение формулы их расчета, реформа системы управления, изменение принципов предоставления помощи странам, оказавшимся в кризисном положении. Большинством экспертов было выбрано три первых вопроса, но определить среди них наиболее перспективный оказалось невозможно. В то же время скоординированная позиция была выявлена для следующего круга проблем:
- уменьшение различий между расчетной и фактической величиной квот при изменении формулы их расчета. В основе новой формулы должен лежать показатель ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС);
-снижение роли 15%-ного пакета голосов, который в настоящее время есть только у США, в принятии решений МВФ;
-необходимость выдвижения участниками БРИКС собственного кандидата на пост директора-распорядителя Фонда в ходе предстоящих выборов. По мнению участников опроса, кандидат должен представлять интересы большинства развивающихся стран. Особенно показательна позиция китайских экспертов, 62% которых считают этот вопрос наиболее актуальным в контексте реформы мировой финансовой системы.
Презентация совместного доклада РИСИ и НКИ БРИКС вызвала большой интерес в Пекине. В частности, руководитель Центра мировых финансов Института мировой экономики и политики Академии общественных наук КНР Лю Дунминь высоко результаты проведенного исследования. «По многим вопросам у нас есть консенсус, но мы не должны останавливаться на достигнутом, - сказал он. – Те различия, которые сохраняются в наших подходах, должны служить основой нашего сотрудничества». По словам китайского ученого, развитие взаимосвязей между научными сообществами стран БРИКС невозможно без разработки единой методологии, на основе которой будет происходить координация основных направлений деятельности стран-участниц объединения.
Текст доклада РИСИ и НКИ БРИКС «О взглядах экспертов БРИКС на реформирование Международного валютного фонда» доступен по ссылке http://riss.ru/bookstore/monographs/2016-g/report-2
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs