Фото автора
Совсем не легким получился разговор в Совете Федерации.
С одной стороны – председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев, который прекрасно говорит по-шведски. С другой стороны – Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Швеция в России Петер Эриксон, который прекрасно говорит по-русски. А разговор – непростой.
Константин Косачев начал с позитивных нот: «Швеция — мощная, имеющая сильные позиции в мире страна». Однако он охарактеризовал, как «ошибку» решение шведских властей заморозить контакты между нашими странами. «Это негативно влияет на общую ситуацию в мире. Швеция могла бы сделать многое для изменения ситуации в лучшую сторону… К сожалению, должен констатировать, что отношения между нашими странами находятся не в лучшей форме. Это сказалось и на отсутствии контактов на парламентском уровне».
«Санкционный период» негативно отражается на межпарламентском сотрудничестве, подчеркнул К.Косачев и предложил парламентариев двух стран вывести из-под «режима санкций»: «Экономические санкции не должны накладывать ограничения на межпарламентские связи». А после этого провести совместное заседание профильных комитетов парламентов России и Швеции: «Без конструктивного диалога не будет продвижения вперед».
Да, российская сторона предлагает провести уже этой осенью совместное заседание комитетов международным делам Совета Федерации и парламента Швеции. Встреча, например, в Стокгольме, может стать площадкой для обсуждения всего спектра двусторонних и международных отношений. Среди тем, которые, по мнению Константина Косачева, могут быть обсуждены на совместном заседании, ситуация в Балтийском регионе, укрепление европейской безопасности, ситуация на Украине и в Сирии.
Но, как двигаться вперед, если в ходе недавней поездки К.Косачева в Стокгольм с ним не встретился руководитель профильного комитета шведского парламента и даже не ответил на письмо российского сенатора? «Не знаю, связано ли это с какими-то накладками или чем-то ещё. Во всяком случае, в других странах таких накладок не случалось», - это было высказано послу прямо в лицо.
На что посол Швеции спокойно заметил, что он, как представитель правительства Швеции является лицом, которое подотчетно парламенту, и не в его компетенции что-то советовать шведским парламентарием – они «над правительством».
Хотя Петер Эриксон уверил, что его страна «готова к диалогу по тем направлениям, где это возможно на современном этапе». Он обрисовал эти направления так – экономика, культура, наука, образование. Он уверен, что шведы «ощущают большой интерес к своей стране со стороны российских граждан»…
А в ответ Константин Косачев, не оспаривая оптимистические оценки гостя насчет того, что в российских регионах уровень интереса к Швеции как никогда высок, заметил, что «любой прохожий на улице вам скажет, что Швеция сегодня входит в первую пятерку стран Европы, где, по мнению российских граждан, хуже всего относятся к России».
«Не могу сказать, что наши отношения находятся в хорошей форме, это не так. На парламентском уровне контактов практически нет. Замораживание контактов по военной линии ведет к усилению напряженности в регионе», - подчеркнул Константин Косачев.
Сенатор подчеркнул, что необходимо возобновить связи, в частности, между министерствами обороны. Ведь, если шведские СМИ неоднократно заявляли об усилении военного присутствия России на Балтике, то надо садиться за стол и разговаривать, и снимать озабоченности. Ведь, как сказал К.Косачев, «мы в России ощущаем повышение активности НАТО возле российских границ», и в качестве примера привел инцидент с американским эсминцем «Donald Cook» в Балтийском море. Да, над ним пролетели российские истребители, но это произошло «не вблизи границ США», а «вблизи границ России». И «такая активность НАТО на Балтике не отвечает интересам государств региона».
При этом Константин Косачев отметил, что тема отношений Россия – НАТО вряд ли может стать одной из главных тем обсуждения, так как Швеция не является членом НАТО, но «было бы интересно услышать мнение шведских коллег на эту тему». Тем более что в шведской прессе эта тема – одна из «горячих».
Плохо, что практически отсутствуют контакты по линии России-НАТО, «несмотря на необходимость противодействия нашим общим вызовам и угрозам». А потеря контактов по военной линии ведет к росту региональной напряженности, подчеркнул сенатор.
Как бы приглашая шведов к разговору, К.Косачев мимоходом заметил, что, мол, делегация комитета по международным делам Совета Федерации скоро посетит Люксембург и соседнюю с Швецией Норвегию. «В ближайшее время предстоит визит делегации нашего комитета в соседнюю Норвегию. Причем, по настойчивой инициативе наших норвежских коллег. Мы просто откликнулись на это приглашение».
Шведский посол сохранял спокойствие викинга. И с его стороны – в присутствии прессы – было высказано все то, что надлежит высказывать дипломату…
О чем говорили после того, как прессу попросили покинуть зал, можно только догадываться. Ведь в российско-шведских отношениях сегодня не самое безоблачное время.
Да, эти отношения лучше, чем были в Эпоху Полтавской битвы или в годы Второй мировой войны, когда Швеция тихо подыгрывала фашистской Германии. Но они совсем не такие позитивные, как бывали во времена, когда во главе Швеции стоял премьер-министр Улоф Пальме, 30-ю годовщину подлого убийства которого недавно помянули, о чем не преминул напомнить Константин Косачев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs