Фото: inforos.ru
В Москве состоялась пресс-конференция директора Второго департамента Азии МИД России, специального представителя президента России по Афганистану Замира Кабулова. В рамках мероприятия речь шла о текущем состоянии российско-афганских отношений, ситуации в Афганистане и об актуальных угрозах региональной безопасности со стороны террористических структур. В последние месяцы ситуация в этой стране резко ухудшилась: возросла интенсивность военных действий, а в трех провинциях начались прямые столкновения между движением «Талибан» и ДАИШ.
По словам дипломата, поводов для оптимизма в отношении современного состояния государственности Афганистана практически нет, а общее состояние страны близко к катастрофе. В настоящее время у официального Кабула нет ни эффективной власти, ни дееспособных вооруженных сил, по существу отсутствует экономика. «С нашей точки зрения, эти факты должны стать поводом для беспокойства для тех стран, которые более 13 лет держали свои войска в этой стране и щедро раздавали обещания местным политикам, - заметил З.Кабулов. - Все это время груз нерешенных проблем накапливался, а обстановка в стране ухудшалась».
Например, благодаря посредничеству госсекретаря США Джона Керри между конкурирующими политическими группировками было достигнуто соглашение о создании «правительства национального единства». Оно обязалось провести новые парламентские выборы (сроки которых прошли уже более года назад), созвать всеафганскую Лоя джиргу и провести реформу управления государством. Ни одна из этих целей не была достигнута. Напротив, в стране только усиливается позиция радикальных политических течений, включая движение «Талибан». В настоящее время они контролируют около 70% населения страны.
По словам спецпредставителя президента, предстоящий военный сезон обещает быть особенно горячим, и в первую очередь благодаря усилившемуся значению движения «Исламское государство», или ДАИШ. По последним данным, в его рядах состоит более 10 тыс. боевиков. «С учетом того, что еще в прошлом году речь шла всего о десятках, если не сотнях участников этой организации, темпы ее роста не могут не впечатлить, - заметил З.Кабулов.- Это повод для беспокойства не только в Москве, но и в Центральной Азии. Наши союзники в СНГ и ОДКБ должны понимать: значительную часть активистов ИГ, базирующихся сейчас в Афганистане, готовят не для боев в этой стране, а против наших интересов, для вторжения на территорию соседних с Россией южных республик».
Наибольшие опасения в Москве вызывает умение ИГ использовать все средства ведения войны – как горячей, так и пропагандистской. В частности, в лагерях подготовки боевиков в качестве подготовки используется русский язык. Движение активно пользуется внешними источниками финансирования. По данным ООН, афганские средства покрывают лишь 30% их бюджета. «Мы возлагаем свои надежды на союзников по СНГ и ОДКБ, которые в случае нападения примут на себя первый удар, - заявил З.Кабулов. - Если они его не выдержат, то поток беженцев в Россию многократно перекроет тот людской поток, с которым в настоящее время имеет дело ЕС. С такой нагрузкой Россия может не справиться. Во избежание подобной перспективы страны ОДКБ должны перекрыть границы с Афганистаном».
В то же время З.Кабулов дал понять, что получение официальным Кабулом статуса наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества, на котором настаивает действующий президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай, вряд ли возможно в обозримой перспективе. Для того чтобы переговоры по этому вопросу стали актуальными, в стране должна стабилизироваться внутриполитическая ситуация. Что же касается экономических интересов России, то они в Афганистане минимальны. Разведка природных ресурсов велась здесь еще советскими геологами, однако их добыча слишком трудоемка и затратна.
По словам З.Кабулова, в Москве вызывает глубокое сомнение эффективность присутствия США и их союзников в Афганистане. «Численность афганских вооруженных сил на бумаге составляет 350 тыс. человек. Эта группировка не в состоянии справиться с 60 тыс. талибов. Тогда зачем нужна эта армия? Для чего нужна настолько мощная инфраструктура – минимум 9 авиабаз и около 10 приданных им объектов, если результата нет?» - спросил дипломат.
Спецпредставитель Президента России по Афганистану подчеркнул, что Россия наблюдает за действиями, которые в последние месяцы предпринимает движение «Талибан». В настоящее время оно использует новую тактику: основные его силы остаются на территории страны, отвод отдельных частей в Пакистан отменен. Это движение неоднородно по своему составу. Но главное препятствие для достижения договоренности о мирном урегулировании - новое поколение боевиков. В отличие от ветеранов движения, оно получило теологическое образование за пределами своей страны. Эти молодые экстремисты лишены чувства любви к своей родине, глубоко индоктринированы, фанатичны и готовы воевать где угодно в силу органической неспособности к какой-либо иной деятельности. Серьезную опасность представляет также радикальный и агрессивный союзник талибов – группировка «Сеть Хаккани».
По словам З.Кабулова, часть талибов искренне считает себя патриотами страны и защитниками принципов ислама, которые попираются иностранными оккупантами. Кроме того, лидеры этого движения не хотят становиться средством для глобального джихада и орудием в руках ДАИШ или «Аль-Каиды». Их в первую очередь интересует внутриафганская ситуация. Поэтому, в случае, если их руководство примет три условия национального примирения (прекращение войны, признание конституции и прекращение связей с международными экстремистскими организациями), «Талибан» вполне имеет перспективы стать одной из легальных политических сил Афганистана. Однако этот статус должен быть официально подкреплен правительством в Кабуле и Советом Безопасности ООН, после чего возможно будет исключение талибов из списка экстремистских организаций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs