Парламент Нидерландов проголосовал по соглашению об ассоциации Европейского союза и Украины. В итоге ратификация документа остается в силе. Предложение о денонсации соглашения не прошло. Депутат от Социалистической партии (СП) Гарри ван Боммел, являющийся одним из главных инициаторов предложения, отметил, что «крайне разочарован результатом голосования». «Волеизъявление народа отошло на второй план», — констатировал он. lenta.ru.
Тем не менее, сам факт вынесения в парламент итогов необязательного для исполнения референдума говорит о многом. В частности, о расколе в голландском обществе. По словам все того же депутата Гарри ван Боммела, инициатива была подписана всеми десятью оппозиционными движениями. А представители этих партий занимают 74 кресла в 150-местном главном законодательном органе страны. Недовольство оппозиции было связано еще и с тем, что, согласно 11-й статье закона о консультативном референдуме, после объявления официальных результатов правительство должно "как можно скорее" внести в парламент предложение по отзыву или принятию закона, по которому проводилось голосование. Однако в ходе дебатов 13 апреля премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что правительство на данном этапе не хочет отказываться от ратификации соглашения, а намерено провести переговоры с европейскими партнерами о возможности внесения в документ существенных изменений. На это, по его словам, уйдет «несколько месяцев», поэтому какого-либо решения стоит ожидать позже, после референдума в Великобритании и саммита ЕС.
Вопрос, соответственно, заключался в том, можно ли ставить знак равенства между "как можно скорее" и "несколько месяцев". Как показали дебаты, у правящей коалиции и оппозиции на этот счет прямо противоположные точки зрения. Крайне правые решили пойти еще дальше и вовсе заявили о намерении привлечь Рютте к ответственности. Запрос от имени лидера Партии свободы Герта Вилдерса и ряда его однопартийцев был направлен в адрес спикера парламента Хадиджы Ариб. В документе, в частности, отмечается, что срок, указанный премьер-министром, а именно - до проведения референдума в Великобритании 23 июня, это, конечно, не "как можно скорее". "Преднамеренный отказ выполнять 11-ю статью закона о консультативном референдуме является, по нашему мнению, должностным преступлением, - говорится в запросе. - На этом основании просим вас изучить возможность привлечения премьер-министра к ответственности и сообщить парламенту о результатах рассмотрения этого вопроса".
В свою очередь в общении с журналистами Вилдерс заметил, что по указанной статье обвиняемому грозит тюремное заключение на срок до трех лет. В первом случае правительство, по всей видимости, продолжит гнуть свою линию, то есть затягивать с вынесением решения по ратификации (не исключено, что и вплоть до самих общих выборов, намеченных на март 2017 года). При этом, естественно, отношения с оппозицией у властей значительно обострятся. tass.ru Интересно, что в эту ситуацию Голландию завело вовсе не нежелание ассоциации с Украиной. До Киева, как выяснилось, организаторам референдума, дела вообще нет. О чем они прямо и заявляли еще пред плебисцитом. «Конечно, нас не волнует Украина, вы должны понять, — пояснил глава инициативной группы по проведению голосования Арьян ван Диксхорн. — У нас есть одна цель — разрушить Европейский Союз или добиться выхода из него Нидерландов. Но пока референдум по Nexit (по аналогии с Brexit — слово, означающее выход Великобритании из ЕС) невозможен, мы используем любую возможность чтобы осложнить отношения Амстердама с Брюсселем». По словам активиста, сама идея создания Европейского Союза была неудачной. «ЕС должен быть организован демократически, снизу, с широкими полномочиями для отдельных государств-членов, решая все спорные вопросы на референдумах. Сейчас ЕС напоминает Советский Союз», — заявил Арьян ван Диксхорн. nrc.nl
Таким образом, можно говорить о том, что Украину, в известном смысле просто «использовали». В данном случае, голландские активисты, просто как повод для решения своих узких целей. Нидерланды, таким образом, уже не в первый раз выступают в роли чуть ли не главного евроскептика. Особенно, если вспомнить события одиннадцатилетней давности, когда именно голландцы, вслед за французами (разница по датам голосования составила всего дня) «прокатили» на референдуме проект Евроконституции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs