ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам 14-й встречи министров иностранных дел РИК, Москва, 18 апреля 2016 года

18:19 19.04.2016 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели очередную 14-ую встречу министров иностранных дел России, Индии и Китая. Встреча прошла в дружественной и доверительной атмосфере, которая  всегда присуща нашему трехстороннему диалогу.

Мы обменялись мнениями по всем ключевым вопросам мировой повестки дня, включая политику и экономику. Наше общее мнение заключается в том, что происходящие в мире стремительные перемены, связанные с формированием полицентричной архитектуры мироустройства, диктуют необходимость активизации коллективной работы по поиску оптимальных ответов на многочисленные вызовы с опорой на международное право, центральную роль ООН, взаимоуважительное партнерство.

Подтвердилась заинтересованность наших трех стран в дальнейшем углублении взаимодействия в различных многосторонних форматах, включая ООН, Восточноазиатские саммиты, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Форум безопасности АСЕАН. Договорились также способствовать укреплению позиций БРИКС и ШОС, являющихся межгосударственными объединениями нового типа. Выразили поддержку председательству Индии в БРИКС и Китая в «Группе двадцати» в текущем году.

Обсудили задачи наших стран и других участников БРИКС, а также наших единомышленников в «Группе двадцати» по продолжению усилий по обеспечению реформ международной валютно-финансовой системы. Конкретно обсудили перспективы расширения сотрудничества в деле противодействия трансграничным угрозам безопасности, прежде всего терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков, а также возможному попаданию оружия массового уничтожения, включая химическое, в распоряжение террористических группировок.

У нас совпадающие позиции по проблемам Ближнего Востока и Севера Африки. В этом же ключе обсудили обстановку вАфганистане, ситуацию вокруг необходимости обеспечить урегулирование украинского кризиса на основе строгого выполненияМинских договоренностей.

Особое внимание уделили задачам поддержания мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который уверенно утверждается в качестве «локомотива» мировой экономики и политики. Условились наращивать коллективные усилия трех стран по продвижению процесса формирования в АТР открытой и инклюзивной архитектуры равной и неделимой безопасности для всех, опирающейся на общепризнанные международно-правовые принципы. Наши три страны взаимодействуют на консультациях, которые проходят в рамках Восточноазиатских саммитов с целью выработки общеприемлемого юридически обязывающего документа. Мы условились рассматривать эту работу в качестве приоритетной.     

В России исходят из того, что логика неделимости применима не только к сфере безопасности, но и к глобальному экономическому пространству. Именно такой философией, в отличие от сторонников «закрытых» альянсов, мы руководствуемся при реализации проекта евразийской интеграции. Не противопоставляя Евразийский экономический союз (ЕАЭС) другим интеграционным форматам, выступаем за их гармонизацию в интересах объединения ресурсов всех государств большой Азии. В этой связи с нашими индийскими и китайскими коллегами обсудили пути реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию широкого экономического партнерства по линии ЕАЭС, ШОС, АСЕАН на принципах равноправия и взаимного учета интересов. Важным вкладом в эту работу являются уже начатые консультации между ЕАЭС и Индией, ЕАЭС и Китаем по согласованию рамок, обеспечивающих более благоприятные условия развития экономического партнерства.  

Переговоры  подтвердили востребованность диалога в формате Россия-Индия-Китай, единый настрой на его активное задействование в интересах наших стран и народов. Общее видение ситуации в мировых делах и задач дальнейшего углубления трехстороннего сотрудничества будут отражены в совместном коммюнике, которое мы выпустим после нашей встречи.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения, в которых говорится, что Россия и США «на полях» межсирийских переговоров в Женеве проводят секретные консультации, якобы пытаясь склонить стороны к скорейшему заключению соглашения, а также, что США де удалось склонить Россию к изменению своей позиции относительно поддержки Президента САР Б.Асада? Кроме того, в некоторых публикациях упоминалось, что Россия якобы отказалась от штурма г.Алеппо по просьбе США.

С.В.Лавров: Россия и США не ведут между собой никаких секретных переговоров. Есть нормальный режим рабочих консультаций между Москвой и Вашингтоном в качестве сопредседателей МГПС и сопредседателей двух созданных при МГПС целевых подгрупп (одна – по перемирию и соблюдению его условий и вторая – по решению вопросов, которые сейчас препятствуют доставке гуманитарной помощи на всей сирийской территории). По обоим этим направлениям есть существенный прогресс. Действительно, в рамках этих консультаций американские партнеры в качестве сопредседателей МГПС ставят разные вопросы, в том числе и о том, что якобы в районе г.Алеппо правительственные войска нарушают условия прекращения боевых действий. Однако правительственные войска, которых поддерживает группа ВКС России в Сирии, не работают против принявшей условия перемирия части оппозиции. Сирийская армия при поддержке ВКС России работает против террористов. Вокруг г.Алеппо ИГИЛ имеет очень сильные позиции, достаточно большую территорию занимает «Джабхат ан-Нусра». Обе эти террористические группировки пытаются улучшить свои позиции в районе г.Алеппо. Еще раз подчеркну, что они обе являются законной целью для тех, кто борется в Сирии с терроризмом.

Достаточно давно американские коллеги ставили вопрос о том, что позиции «Джабхат ан-Нусры» перемешаны с позициями умеренной, участвующей в перемирии оппозицией. На это было сказано (а американцы в лице Государственного секретаря США Дж.Керри согласились с этим), что если эти группировки хотят соблюдать условия прекращения боевых действий и не хотят выглядеть пособниками террористов, то нужно сделать очень простую вещь: сменить занятую территорию и физически отмежеваться от позиций и редутов террористов. Американцы многократно заверяли нас (если мне память не изменяет, еще в конце февраля), что они этим займутся и используют свое влияние и влияние своих союзников на умеренную оппозицию для того, чтобы вывести их из этих районов и не создавать сложностей для коллективной борьбы с «Джабхат ан-Нусрой». Эти обещания до сих пор не были выполнены, что вызывает простой вопрос: если эти «умеренные» не хотят покидать позиции, занимаемые «Джабхат ан-Нусрой», может, они не являются умеренными? Может, они просто являются теми, кто сотрудничает с этой террористической организацией вопреки резолюции Совета Безопасности ООН?

Мы обсуждаем немало таких вопросов в рабочем режиме. Со своей стороны мы ставили перед нашими американскими коллегами вопрос о том, чтобы, например, закрыть сирийско-турецкую границу. Это давняя и всем хорошо известная проблема, но подпитка террористов (хотя и в меньших объемах) продолжается. Существует рабочий канал по линии военных, где ставятся и рассматриваются все эти вопросы, хотя представители Пентагона периодически заявляют, что не ведется никакой координации между военными России и США. Видимо, стесняются такого сотрудничества, но оно идет и достаточно полезно.

Такой же консультативный и рабочий процесс между российским и американским сопредседательством в МГПС развернут в связи с политическим урегулированием. Начавшиеся сейчас в Женеве переговоры между представителями Правительства и различных групп позиций пока идут в опосредованном формате, через спецпредставителя ООН и, безусловно, так же являются заботой Россией и США. В соответствии с решением, которое принял СБ ООН, мы помогаем специальному посланнику Генерального секретаря ООН по Сирии  С.де Мистуре и его команде организовывать этот процесс логистически и по существу.

Это не секрет, и мы об этом часто говорим, что главной задачей сейчас является обеспечение по-настоящему представительного характера оппозиционной делегации. Для наших американских партнеров это предполагает просто «привести в чувство» своих турецких союзников, которые по-прежнему в одиночку блокируют подсоединение к переговорам делегации сирийских курдов из партии «Демократический союз». Успешное содействие переговорам со стороны России и США также предполагает необходимость начала прямого, а не опосредованного диалога между делегацией Правительства Сирии и полноценной инклюзивной делегацией оппозиционеров.

Вот что, собственно, имеет место. Ничто из того, о чем я сейчас сказал, не является секретом. Многие вещи упоминались в наших предыдущих общениях с представителями СМИ. Попытки заявить, что есть какой-то «секретный переговорный канал» и, тем более, что в его рамках кто-то обещал решить судьбу Президента Сирии Б.Асада за рамками межсирийских переговоров – это неправда. Я считаю, это  попыткой сорвать выполнение резолюций СБ ООН, в которых на основе российско-американской договоренности, поддержанной всеми, прямо записано: только сирийский народ будет определять судьбу Сирии.

Есть желающие переписать это решение СБ ООН и попытаться предрешить итоги межсирийских переговоров, в частности, выдвигая в ультимативной форме предварительные условия о  необходимости ухода на данной стадии Президента Сирии Б.Асада, чтобы можно было обо всем другом договариваться. Это неприемлемо. Это попытка сорвать процесс урегулирования и скомпрометировать СБ ООН. Слухи о том, что Россия «дала на это добро» в ходе каких-то тайных переговоров с США – это уже попытка скомпрометировать Российскую Федерацию, а заодно и возложить на нас ответственность за то, что некоторые, как вы слышали, готовят «план Б». Именно они рассчитывают, что эти переговоры провалятся и тогда можно будет, как сообщали американские официальные лица, накачивать новые вооружения в Сирию для непримиримой оппозиции с тем, чтобы она военным путем решала ту самую старую и до сих пор лелеемую некоторыми задачу свержения режима путем военных действий.

Думаю, что несмотря на опровержения, прозвучавшие из Вашингтона, в том числе от Госсекретаря Дж.Керри, над таким «планом Б» есть немало желающих подумать и если не прямо в «сердце» Пентагона или в других правительственных ведомствах США, то уж точно в регионе. Упомяну в частности Турцию, которая не оставляет попыток, прямо о них заявляя, вмешаться силовым путем. Выдвигаются разные идеи типа каких-то бесполетных зон, зон безопасности. Очень тревожит, что в ЕС, где не могут не понимать, что это просто попытка прикрыть возможную турецкую агрессию против Сирии, не пресекают подобного рода устремления Анкары и даже пытаются им в какой-то мере потакать. Это может очень плохо кончиться. Повторю, это неприемлемая попытка скомпрометировать решение СБ ООН, сорвать выполнение этих решений и затем опять реализовать сценарий, который не был поддержан международным сообществом и является абсолютно пагубным для этого региона.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати