14 апреля 2016 года в Вене прошло очередное заседание постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Встреча была посвящена обострению конфликта в Нагорном Карабахе, однако ее участники успели обсудить ряд других тем, в числе которых ситуация с правами человека в Турции, а также систематическое притеснение курдского меньшинства властями страны.
Этот вопрос, в частности, поднял постпред России при организации Александр Лукашевич. Дипломат начал свое выступление со статистики. Апеллируя к данным «Турецкого фонда по правам человека» (Human Rights Foundation of Turkey), Лукашевич сообщил, что жертвами противостояния между официальной Анкарой и курдами, обострившегося летом 2015-го, стали не менее 300 гражданских лиц. В то же время он обратил внимание на то, что по некоторым данным, эта цифра может быть в два раза больше. Ссылаясь на правозащитников, Лукашевич также подчеркнул, что большинство погибших – женщины, дети и пожилые люди.
Дипломат отметил, что на юго-востоке Турции, где, в основном, проживает курдское население, применялись танки, авиация и артиллерия. При этом сила, по его словам, использовалась «неизбирательно и чрезмерно», а также вопреки нормам международного гуманитарного права.
Конфликт спровоцировал нарастание гуманитарного кризиса в юго-восточных провинциях Бингель, Мардин, Ширнак, Диярбакыр и Тунджели. Там, по данным Лукашевича, введен комендантский час, а местное население испытывает трудности с получением продовольствия и предметов первой необходимости.
Однако нарушением прав курдского населения ситуация в Турции не ограничивается. Лукашевич призвал участников заседания обратить внимание на оказываемое властями давление на гражданское общество, фактически перерастающее в репрессии. В качестве примера дипломат привел задержания представителей академических и интеллектуальных кругов, осудивших вооруженную операцию на юго-востоке, и поставивших подписи под петицией «Не станем соучастниками преступлений».
В этой связи российский дипломат напомнил о том, что Вашингтон и Брюссель так и не дали «внятных оценок» происходящему в турецком обществе, а также призвал Анкару «отказаться от ставки на тупиковый силовой способ решения многолетней курдской проблемы».
Ученый терроризм
Упомянутые Лукашевичем притеснения в отношение турецких профессоров и общественных деятелей, начались с 2016 года. 15 января в СМИ появилась информация о задержании 27 академиков по обвинению в пропаганде терроризма. Все они подписали опубликованную за неделю до этого петицию, призывающую к прекращению военной кампании против курдов.
Британская газета The Guardian писала, что позднее ученые были отпущены. Однако, по информации издания, все подписанты в настоящее время находятся под следствием. В случае, если их вина будет доказана, им грозит от одного до пяти лет лишения свободы.
В отношении некоторых академиков, выступающих в поддержку курдов, началась настоящая травля в обществе. Так, одна из преподавательниц рассказала, что националистически настроенные студенты поставили красную метку на двери ее кабинета в университете, заявив, что они не хотят, чтобы их учили террористы. Они также создали петицию, призывающую к ее увольнению. По словам профессора, аналогичным образом поступают с сочувствующими курдам преподавателями и в других учебных заведениях страны.
На следующий день после прокатившейся по Турции волны задержаний, Европейская служба внешнеполитической деятельности выпустила заявление с критикой в адрес властей страны, потребовав от них обеспечивать соблюдение прав человека и свободы выражения мнений.
С аналогичным заявлением выступил и посол США в Турции Джон Басс. Однако слова дипломата встретили ответную критику со стороны мэра Анкары Ибрахима Мелиха Гёкчека, писало издание Al Monitor. Градоначальник выложил в своем Twitter фотографии зданий, разрушенных курдскими бойцами, и заявил, что Басс является «неправильным выбором для Турции». «Я думаю, вы должны вернуться в свою страну. Ваше место должен занять другой посол, который знает, что делать», - заключил Гёкчек.
22 января у школы в городе Багларе, расположенном в провинции Диярбакыр, был совершен теракт, вызвавший широкий общественный резонанс. По информации CTV News, в результате атаки пострадали пятеро детей. Власти возложили ответственность за произошедшее на курдов.
После атаки с резкими заявлениями выступил турецкий президент Эрдоган. Однако в своей речи он не забыл упомянуть и о прокурдской петиции, обрушившись с жесткой критикой на подписавших ее преподавателей. «Разве вы не воспитываете учеников? Как можете вы вставать на защиту тех, кто пал настолько низко, что бросает бомбы в школы, когда маленькие дети получают свои оценки? Как можете вы называть себя академиками? В действительности вы просто участники ученого терроризма», - приводило слова Эрдогана издание The Turkish Sun.
Очередные задержания представителей академических кругов прошли в Турции после взрыва на остановке, произошедшего 13 марта в столице страны. Жертвами атаки стали 37 человек, ответственность за нее взяла на себя группировка «Соколы свободы Курдистана» (организация признана в Турции террористической, ранее она откололась от «Рабочей партии Курдистана»). Так, 15 марта полицейские взяли под стражу троих турецких ученых, а также поданного Великобритании Криса Стефенсона, преподающего информатику в стамбульском университете Бильги. Все им, как сообщало агентство Reuters, были предъявлены обвинения в пропаганде терроризма.
Новый виток партизанской войны
Помимо вышеописанных терактов, взрывы и кровопролитные нападения сотрясают турецкие города с незавидной регулярностью вот уже почти год. Поводом к очередному обострению конфликта между курдами и турецкими властями стал теракт в Суруче, совершенный в июле 2015 года. Тогда в результате взрыва, предположительно организованного боевиками запрещенного в России «Исламского государства», погибли 32 человека, большинство из них – курды.
После этого движение «Рабочая партия Курдистана» - основная политическая сила, представляющая интересы народа, - обвинило официальную Анкару в пособничестве радикальным исламистам. Следствием этого стало возобновление партизанской войны, которую курды уже долгое время вели за образование автономии в составе страны.
На фоне продолжающихся столкновений в конце декабря 2015 года Народно-демократический конгресс курдов провел двухдневное заседание в Диярбакыре. Его итогом стало подписание декларации о самоуправлении, предполагающей создание курдской автономии на юго-востоке страны. Как сообщало Reuters, в Анкаре ответили на это решительным отказом, а президент Эрдоган заверил, что единство Турции никогда не будет нарушено.
Следует отметить, однако, что, несмотря на длительное противостояние с властями, курды в Ираке и Сирии сумели добиться определенной автономии, что может говорить о некоторых перспективах для народа в Турции.
Не далее, как в середине марта этого года, три курдских региона – Джазира, Кобани и Африна – объявили о создании автономии на севере Сирии. Несмотря на то, что официальный Дамаск отказался признать новое образование, а Анкара считает сирийских курдов террористами, они получают серьезную поддержку со стороны Вашингтона: в США полагают, что курды являются одной из значительных сил, противоборствующих «Исламскому государству». Тем не менее «Демократический союз» (PYD; политическая партия сирийских курдов с боевым крылом «Отряды народной самообороны, YPG) был отстранен от межсирийских переговоров по настоянию Турции.
Иракский Курдистан, в свою очередь, был официально признан еще в 2006 году. Согласно новой конституции Ирака, образование имеет статус широкой автономии. В Иракском Курдистане есть свой парламент – Региональная Асамблея – и президент – Масуд Барзани.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs