ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров: «МТБЮ надо закрывать и как можно скорее»

16:17 01.04.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Радован Караджич. Фото www.pravo.ru

На пресс-конференции в МИД России министры иностранных дел Российской Федерации и Сербии высказали позиции своих стран относительно приговора Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Радовану Караджичу, а также - политизированности суда в Гааге.   

Сергей Лавров, отвечая на вопрос о вердикте, вынесенном в Гааге МТБЮ Радовну Караджичу, заявил: «МТБЮ надо закрывать и как можно скорее». Совпадение времени вынесения приговора бывшему лидеру боснийских сербов  Караджичу в 40 лет тюрьмы «случайно» совпало с днем 17-ой годовщины натовских бомбардировок Югославии в годы интервенции этой балканской некогда процветающей и уже не существующей страны. Приговор 70-летнему Караджичу был вынесен по статьям «за геноцид и преступления против человечности».  Белград не принял результатов этого судилища и, по словам главы МИД Сербии Ивицы Дачича, «выступает за его (МТБЮ) скорейшее закрытие». «Мы разделяем позицию с Россией: МТБЮ – этот трибунал в кратчайшие сроки надо закрыть, он нанес больше ущерба, но не внёс своего вклада в примирение, а каждый новый приговор только приносит новые поводы для выяснения отношений между ранее враждовавшими сторонами», - заявил на совместной пресс-конференции в МИД РФ Ивица Дачич. По словам высокопоставленного дипломата, МТБЮ «превратился в антисербский суд».  Министр высказал мнение руководства своей страны относительно того, что приговор Гаагского трибунала, вынесенный Радовану Караджичу, не должен быть использован для попыток навязать коллективную вину одному народу или поставить под сомнение статус и полномочия Республики Сербской.  

Как это было

Лето 1995 года.ГородСребреница в Боснии и Герцеговине с 1993 года был объявлен ООН демилитаризованной зоной, следовательно, там не должны были находиться ни сербские, ни хорватские войска. Вопреки этому в Сребреницу была введена боснийская 28-ая дивизия под командованием генерала Насера Орича. Он начал террор против исключительно сербского населения. Факты: в результате нападений жилища боснийских сербов были сожжены или разрушены, а тысячи сербов были вынуждены стать беженцами. По некоторым источникам, в результате этих действий погибло более 3000 граждан сербской национальности. Сербский исследователь Миливойе Иванишевич сообщает, что практически все нападения, в результате которых за три года войны были убиты 3 262 сербов, из которых лишь 880 состояли в ополченческих формированиях, происходили в дни православных праздников, таких, как Петровдан и Джурджевдан. Бывший командующий силами ООН в БиГ французский генерал Филипп Морийон указывал, что Насер Орич признавался в массовых убийствах, в которых сам принимал личное участие. В своих показаниях в МТБЮ 12 февраля 2004 года Морийон заявил о своей убеждённости в том, что нападение на Сребреницу 11 июля 1995 года было «прямой реакцией» на массовые убийства сербов Насером Оричем и его силами. На территории Сребреницы и Братунаца мусульмане сравняли с землёй 43 сербских села*.

В ответ на агрессию сербы приняли решение занять Сребреницу. Десятки тысяч женщин и детей были эвакуированы. Сопротивление боснийских сербов возглавил их лидер Радован Караджич (в 1992-1996 годах). Но эту логичную, естественную с точки зрения человеческих ценностей реакцию народа защищать свой дом, свои семьи и свою независимость надо было дискредитировать. Повод нашелся. Под обстрел сербов попала колонна вооруженных солдат (в демилитаризованной зоне), многие из которых были перебиты. Это дало основание ввести на территорию БиГ натовские войска под предлогом «остановить геноцид». А случившееся в Сребренице западные СМИ на перебой стали представлять мировой общественности, как «расправу над мирными жителями (боснийцами) и акт геноцида 8 тысяч человек». Никто с документами в руках на протяжении многих лет так и не смог доказать эту цифру, откуда она взялась? Кстати в обвинительном заключении лидеру боснийских сербов нигде, ни разу не упоминается, ни одна цифра жертв.****

Геноцид всегда затрагивает и женщин и детей, чтобы остановить воспроизводство подвергаемой уничтожению этнической группы. Но сербы вступили в бой с вооруженными солдатами, а не с женщинами и детьми. Иначе любую войну армий следует считать геноцидом.

Правосудие двойных стандартов

Министры России и Сербии, проводившие совместную пресс-конференцию в МИД РФ, не были первыми, кто оценил МТБЮ как политизированный суд в Гааге. Ранее об этом на международных площадках в разное время заявляли Президент России Владимир Путин и Президент Сербии Томислав Николич. Отвечая на вопрос о вердикте МТБЮ в отношении Р.Караджича, Сергей Лавров на пресс-конференции в МИД России подчеркнул: «Могу подтвердить, что мы усматриваем существенную политизированность и предвзятость в работе Международного трибунала по бывшей Югославии (МБТЮ), выступаем за его скорейшее закрытие». По словам российского министра, такие решения уже приняты. Изначально для МТБЮ был обозначен временной период, в ходе которого должен функционировать только т.н. «остаточный механизм», но и он должен завершить свою работу как можно скорее.

«Могу подтвердить, что мы усматриваем существенную политизированность и предвзятость в работе Международного трибунала по бывшей Югославии (МБТЮ), выступаем за его скорейшее закрытие».

Сергей Лавров отметил, что есть масса примеров того, как МБТЮ проявлял свою предвзятость, буквально выгораживая обвиняемых в военных преступлениях, имеющих несербское происхождение. «В частности, помню случай с одним из братьев Харадинай, по преступлениям которого, еще когда я был Постоянным представителем России в ООН, были распространены внутренние документы НАТО, в которых он признавался военным преступником, виновным в военных преступлениях». Сергей Лавров процитировал фразу из этих документов, которая звучит так: «Получает удовольствие от убийства людей». Но (!) трибунал его оправдал. Как пояснил глава МИД России, «натовцы стыдливо уклонились от того, чтобы предъявить в МТБЮ имевшиеся у них факты».

Как отметил Сергей Лавров, аналогичный подход наблюдается и в других аспектах урегулирования посткризисной ситуации на Балканах. Министр напомнил, как более пяти лет назад был опубликован доклад члена ПАСЕ Дика Марти, в котором приводились факты торговли косово-албанцами человеческими органами. В этой преступной сети были замешаны  персонажи, которые ныне находятся в Приштине на руководящих постах. Вук Еремич, занимавший в то время пост министра иностранных дел Сербии, от имени своей страны вносил предложение в Совет Безопасности ООН создать что-то вроде международного трибунала по расследованию этих фактов. «Тогда наши западные партнеры «грудью встали» против этого, заблокировав создание такого механизма в Совете Безопасности ООН», - напомнил Сергей Лавров. - Причем делали это те же самые страны, которые, несколько лет спустя, так же агрессивно требовали создать трибунал по расследованию и проведению суда над теми, кто будет признан виновным в уничтожении малайзийского «Боинга» над Донбассом».

Напомним, это было в июле 2015 года. Спустя более чем год после уничтожения воздушного пассажирского судна на Украине Совет Безопасности ООН рассмотрел проект резолюции по вопросу создания международного трибунала для расследования причин трагедии. Инициатором подготовки и принятия резолюции выступила Малайзия. Идею создания трибунала поддержали 11 стран, первыми среди которых стали Австралия, Бельгия, Украина. Россия воспользовалась правом вето, став единственной страной, проголосовавшей «против». «За» принятие проекта высказались 11 государств, три воздержались. По словам Сергея Лаврова, в этом вопросе также достаточно активно проявились двойные стандарты. «Те же самые люди, которые задолго до завершения расследования требовали создать трибунал для суда над виновными в сбитии малайзийского «Боинга», они заблокировали аналогичные действия в отношении доклада с фактами о торговле человеческими органами». Министр напомнил, что российская сторона до сих пор ждет каких-то внятных объяснений о «Боинге», о том, что происходит с расследованием. «Уже больше года нам говорят, что нужно что-то делать и что «вот-вот будут результаты», - уточнил Сергей Лавров. - Результатов нет, а тем временем опять пытаются запускать какие-то фальшивки насчет того, что им якобы все известно, но никаких убедительных официальных результатов нам не дают, что, конечно, вызывает вопросы».

Возвращаясь к вопросу о преодолении последствий кризиса на Балканах, Сергей Лавров напомнил и подчеркнул, что вместо создания механизма по линии Совета Безопасности ООН нам обещали, что будет создан специальный суд в самом Косово. Через пять лет подобное решение, вроде, было принято, но «Евросоюз гордо представил нам это как результат своих усилий по установлению истины и обеспечению торжества справедливости». «Пока не видно, чтобы этот спецсуд каким-то образом преступил к работе, - сказал Сергей Лавров. - Напротив, есть факты, показывающие, что немало тех, кто сейчас в Косово представляет оппозиционные политические течения, пытается сорвать эту договоренность так же, как они срывают договоренности о создании Сообщества сербских муниципалитетов в Косово». В этой связи российский министр прямо указал, что «в данном вопросе на ЕС лежит особая ответственность – он взялся посредничать, всячески ограждал косовскую проблематику от вовлечения Совета Безопасности ООН в ее рассмотрение». «Теперь пусть еэсовцы отвечают по всей строгости взятых на себя обязательств, - сказал Сергей Лавров. - МБТЮ, конечно, надо закрывать и как можно скорее».

Радован Караджич

«Вместо того, чтобы меня обвинять за преступления в гражданской войне, меня следовало бы наградить, так как я сделал все что было в человеческих силах, чтобы дело не дошло до гражданской войны. А также за то, что количество жертв войны было в три-четыре раза меньше, чем утверждается. За то, что я подписывал и реализовывал многочисленные перемирия и останавливал нашу армию пред самыми её победами. За то, что я постоянно искал мира и принял четыре из пяти мирных плана», - заявил в суде Радован Караджич.(1) 

В июле 1989 года Караджич стал основателем Сербской демократической партии (СДП), провозгласившей себя представительницей сербской общины и заявившей об отказе признать любые односторонние действия двух других этнических общин Боснии. После ноябрьских выборов 1990 года СДП приняла участие в формировании трёхстороннего боснийского правительства во главе с лидером боснийской общины Алией Изетбеговичем. Когда в следующем году распад Югославии стал реальным фактом, Караджич предупредил, что, в случае объявления Боснией и Герцеговиной независимости, боснийские сербы будут добиваться объединения с Сербией. Как отмечает в одном из интервью(2) доктор исторических наук Елена Гуськова - специалист по проблемам Балкан - Караджич также «был ярым сторонником мирного решения возникших споров между народами (сербами, хорватами, албанцами – живут в БиГ), когда начала распадаться некогда мощная Югославия. Именно он, врач по профессии, был поборником переговоров, которые бы могли потушить разгоравшийся пожар межнациональной ненависти, стремился остановить надвигающуюся гражданскую войну. Караджич призывал национальных лидеров к единству и демократическому диалогу с учетом интересов всех народов БиГ».

По словам Елены Гуськовой,  он предупреждал об опасности войны, если лидеры мусульман и хорватов решатся на одностороннее отделение Боснии и Герцеговины (БиГ) от Югославии. Однако мусульмане и хорваты в отсутствие сербских депутатов парламента, проголосовали за отделение БиГ от Югославии. Но и тогда сербы пытались делать всё, чтобы не допустить столкновений. Когда в Сараево стали возводить баррикады и прозвучали первые выстрелы, именно Радован Караджич призвал народ разобрать баррикады, начать совместное патрулирование города. Он же был инициатором того, чтобы Скупщина (высший законодательный и конституционный орган РС) Республики Сербской в декабре 1992 г. приняла Декларацию об окончании войны, провозгласив, что «этническо-религиозная война в бывшей Боснии и Герцеговине для Республики Сербской окончена».*

Радован Караджич являлся президентом Республики Сербская Краина, существовавшей на территории республики Хорватия на границе с Боснией и Герцеговиной, с апреля 1992 по август 1995 годов. Караджич начал формирование местных сербских вооружённых сил в ответ на агрессию против сербов, продолжая заявлять о необходимости восстановления Югославии. В августе 1995 года в результате трёхдневной совместной боснийско-хорватской операции «Буря» Республика Сербская Краина была ликвидирована. В апреле 1996 года Гаагский трибунал обвинил Радована Караджича и Ратко Младича в военных преступлениях и геноциде боснийских мусульман и выдал международный ордер на арест Караджича.

Радован Караджич был выдан сербскими властями гаагскому трибуналу в 2008 году – это было одним из условий для вхождения Сербии в Евросоюз, а президентом Сербии был тогда Борис Тадич. Суд над Караджичем начался в ноябре 2009 года, предоставив подсудимому ознакомиться с материалами дела, и был продолжен в апреле 2010-го. Через два года трибунал снял с Караджича одно из обвинений в геноциде. Прокуратура не представила достаточных доказательств того, что действия сербских формирований в боснийских городах в 1992-1995 годах являлись геноцидом. 24 марта 2016 года МТБЮ признал Радована Караджича виновным по десяти из одиннадцати пунктов обвинения и приговорил его к 40 годам тюрьмы «за военные преступления и геноцид, совершенные во время боснийской войны 1992-1995 годов». Караджичу инкриминируется ответственность за организацию массового убийства мусульман в Сребренице в 1995 году».   

Сербия возмущена приговором 

После оглашения приговора 24 марта 2016 года Радовану Караджичу в столице Сербии прошли массовые митинги и выступления, не партийные, не организованные, - это были народные волнения. Сербы вышли на улицы. Резко на приговор МТБЮ отреагировал и официальный Белград. Радован Караджич и Ратко Младич воспринимаются в сербском и русском народе как герои, которые защищали свой народ, смогли отстоять территории, на которых веками жили сербы, создали признанное мировым сообществом государство, правда, в составе БиГ (Республику Сербскую). Поэтому так трудно сербам смириться с тем, что выдали Караджича сербские власти в угоду очередному требованию международных организаций, надеясь, что это приблизит Сербию к европейским структурам.

Директор Института русской цивилизации Олег Платонов был в составе Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии. Поэтому процитируем его компетентное мнение. «… Радован Караджич является народным героем Сербии. Я не раз был в Сербии и Боснии и слышал о нем как о легендарной личности, человеке-легенде. Он воевал за свой народ. Все обвинения Гаагского трибунала сфальсифицированы. Шла борьба за народ. Он выступал против вооруженных преступников. На войне как на войне, поэтому гибли люди с обеих сторон. Кто посчитал, сколько погибло сербов в бойнях, затеянных мировой закулисой?! Так вышло, что я являлся членом Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии, поэтому располагаю данными о том, что происходило. Надо судить не Радована Караджича и народных героев Сербии, а представителей НАТО, совершивших целую серию военных преступлений». *****

В комментарии МИД России по поводу вынесенного Р.Караджичу вердикта отмечается: «Это один из череды предельно суровых приговоров МТБЮ в отношении сербов, вынесенный на фоне оправдательных решений в отношении других участников гражданской войны в бывшей Югославии, – хорватского генерала А.Готовины, косовоалбанца Р.Харадиная, а также бошнякского «полевого командира» Н.Орича.

…Гражданская война в бывшей Югославии в 1990-х и бомбардировки НАТО – это трагическая страница мировой истории. Сложно представить, что преступления в этой войне совершала лишь одна сторона. Однако МТБЮ продолжает строить миф о единоличной ответственности сербского народа за эти события. Как следствие, была существенно подорвана динамика межнационального и межконфессионального примирения на Балканах.

Поддерживая создание МТБЮ в 1993 году, Россия прямо заявляла, что трибунал не должен стать местом сведения счетов или инструментом мести, а быть истинным институтом правосудия, который приведет к торжеству справедливости и здравого смысла. Эти ожидания не оправдались. Сегодня даже судьи этого органа публично заявляют о сомнительных методах его работы.

Не следует забывать и о том, что МТБЮ, будучи трибуналом ad hoc, то есть временным по своей сути институтом, существует уже более 20 лет и истратил миллиарды на свою деятельность. Он игнорирует установленные СБ ООН сроки завершения его работы и тяжким бременем лежит на плечах мирового сообщества. Убеждены, что истраченные на МТБЮ средства могли бы принести большую пользу, если бы были вложены в восстановление правосудия и примирительные процессы в странах бывшей Югославии».

А вот, как откликнулся на приговор Караджичу известный публицист Егор Колмогоров: «Если бы не борьба Караджича и боснийских сербов, то не было бы ни добровольческого движения в их поддержку, ни переворота в русских душах после бомбардировок 1999 года, ни нашей последующей решимости восстановить Россию, чтобы не допустить повторения того позора. Не было бы ни Крыма, ни Новороссии, так напоминающей Республику Сербскую, но только с отличиями, по счастью, в лучшую сторону. Не было бы готовности Башара Асада драться до последнего, не заключая новых «дейтонских соглашений». Не было бы и самой Республики Сербской, которая однажды, я уверен, станет важным участником сербской реконкисты».***

 

* http://ria.ru/analytics/20080729/115154914.html#ixzz44iLtZoYe   

** http://ria.ru/analytics/20080729/115154914.html#ixzz44iMQnxRb  

*** http://tsargrad.tv/article/2016/03/25/karadzhich-i-klintonovskie-demony

**** http://ria.ru/analytics/20080722/114635576.html#ixzz44iT21r98   

***** http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/27/eto_forma_ustrasheniya_rossii/

(1) http://www.aif.ru/society/284359

(2) http://ria.ru/analytics/20080729/115154914.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати