В Москве успешно презентована книга крупного сербского историка, в прошлом – директора Института истории Сербской академии наук - Славенко Терзича, ныне - Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сербии в РФ – «Старая Сербия. Драма одной европейской цивилизации». Издательство «Вече» выпустило на русском языке фундаментальный труд автора, который специалистами уже назван энциклопедией сербской государственности. Текст книги содержит глубокое научное исследование политических, цивилизационных, демографических, религиозных проблем Балкан. В нем, опираясь на убедительную историческую основу, подняты вопросы вытеснения сербского народа из центра Старой Сербии – процесс этот происходит уже более 200 лет, и, кажется, нет ему конца. А начался он особенно остро после Берлинского конгресса*(1878). Отметим, что книга была написана до назначения Славенко Терзича на пост Чрезвычайного и Полномочного посла Сербии в России, что дает свободу автору делать научные заключения на основе исторических фактов.
Старая Сербия - исконная родина сербского народа, но сегодня у нее, по утверждению автора, в современных реалиях нет собственной административной или государственной границы.
Исторически Старая Сербия включает в себя Косово и Метохию, регион Рашки (юго-запад сегодняшней Сербии) и Скопско-Тетовскую область, которая ныне входит в состав современной северной Македонии.
Трагична судьба Старой Сербии: она испытывала и внешнюю агрессию, и серьезные демографические проблемы, не менее скорбной была политика по выдавливанию сербов с исконных земель, и вместе с тем, поощрение албанского фактора, используемого в качестве «жупела» для сербов. По мысли автора, геополитическое и военно-стратегическое значение Старой Сербии «в балансе влияния великих сил на Балканах придавало этому региону особое международное измерение». За эти территории боролись Великобритания, Австро-Венгрия, Османская империя и, конечно, Россия не стояла в стороне от защиты интересов братьев славян.
Оплотом национальной стратегии в борьбе сербов за освобождение и объединение были Старая Сербия и Босния и Герцеговина. В своей книге Славенко Терзич отмечает, что в конце 1808 года в рапорте о Сербии, который командующему русской Дунайской армией князю Прозоровскому подал посол в Сербии Константин Родофинкин, подчеркивалось, что «южные границы обновленного сербского государства должны кроме прочего охватывать Скопье и Нови Пазар». Согласно авторскому тексту, территория, занимаемая Старой Сербией, для Османской империи была весьма важной, т.к. через эту территорию в XIX веке проходили главные военно-стратегические и торговые пути между Боснией и Герцеговиной и остальными областями империи. «Поэтому Турция, с одной стороны, была весьма заинтересована сохранить её в своих границах, а с другой стороны, - этнически и демографически укрепить на её территории мусульманскую доминацию, в первую очередь, албанскую», - пишет автор.
С.Терзич в своей книге отмечает, что со второй половины XIX века Старая Сербия стала важна как для среднеевропейских, так и для западноевропейских сил, основной целью которых было «предотвращение усиления русского влияния на Балканах, а тем самым - и сербского влияния, которое в их упрощенных стереотипах всегда выглядело как продолжение российской политики». В качестве примера: после битвы у Садовой (1866) и выбывания Австрии из борьбы за немецкое объединение Старая Сербия стала одной из важнейших точек в балканской стратегии Австро-Венгрии.
Автор энциклопедии «Старая Сербия» отмечает: «Новая ситуация на Балканах, возникшая после Берлинского конгресса, являлась крахом сербских национальных стремлений предыдущих десятилетий. Австро-Венгерская дипломатия стремилась упрочить эту ситуацию с помощью секретного договора, каковым была Тайная конвенция от 28 июня 1881 года». Славенко Терзич на основании документов, переписки дипломатических корпусов Австро-Венгрии и Великобритании делает выводы о том, что главной идеей долгосрочной совместной политики было воспрепятствование расширению русского влияния и славянизации Балкан. «Для Вены, - пишет автор, - было очень важно вытеснить сербское влияние (Сербии и Черногории) из Старой Сербии, с одной стороны, и обеспечить сухопутную связь с албанскими племенами, Вардарской долиной, Солониками и - Средиземноморьем и Ближним Востоком, с другой стороны». Албанский фактор имел первостепенную важность при осуществлении австро-венгерских политических целей в Старой Сербии и на Балканах в целом. «Изучение этих вопросов важно потому, что австро-венгерская политическая стратегия лежит в основе долгосрочного политического проекта вплоть до наших дней», - утверждает С.Терзич. Доказательством тому является тот факт, согласно которому во время консультаций в королевской резиденции Хофбург, в Вене, в 1896 году политические лидеры монархии были согласны с идеей о формировании самостоятельной Албании, которая бы опиралась на Австро-Венгрию и была бы полностью от неё зависима.
А теперь предоставим слово специалистам. Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ Елена Пономарёва: «Это книга очень смелого человека, гражданина в некрасовском понимании, своей страны». По словам Елены Пономарёвой, Славенко Терзич - не просто ученый, а кропотливый ученый, преданный своей стране человек. «Славенко Терзич отстаивает свою точку зрения на историю Старой Сербии очень смело», - подчеркивает Елена Пономарёва. Она отмечает, что, казалось бы, в глобальных политических играх, все уже с Балканами решено. Но это только на первый взгляд. Балканы - это особая зона преломления мировой политики. По мнению Елены Пономарёвой, утрата гуманитарных, научных, экономических связей с Балканами будет непосредственным образом отражаться и на России. Эксперт отмечает, что Балканы явились уникальной площадкой по отработке разного рода технологий. Начиная от разрушений многонациональных – пусть сложных и проблемных – связей в Югославии, именно эта страна была тем государством, которое разваливали в последствии, а иногда и в параллели, применяя те же технологии к развалу Советского Союза. Борьба против единства России не прекратилась, она продолжается. По словам Е.Пономарёвой, то, что мы сегодня имеем в качестве «цветных революций», стартовало в октябре 2000 года на Балканах, в Белграде, где т.н. «бульдозерная революция» привела к смене власти. На Балканах же отрабатывались и технологии по выращиванию радикальных исламских групп, которые сегодня выросли в «многоголовую гидру». Основа этого закладывалась в Боснии и Косово.
Своим историческим исследованием С.Терзич вооружает современного читателя - политика, аналитика, эксперта в любой области, так или иначе связанной с балканистикой, объемным фактологическим материалом. И, используя термин психоисторическая война, мы понимаем, что это изобретение не XXI, а XIX века. Об этом, касаясь содержания книги С.Терзича, говорит Елена Пономарева. «Русские, как и сербы – это народы, особо включенные в православный мир, недаром сербов называют балканскими русскими», - отмечает эксперт. Поэтому, по словам Е.Пономаревой, ведется особая тщательная война по уничтожению сознания этих народов. «В книге С.Терзича мы видим, что существует как минимум три уровня ведения психоисторической войны против общества-мишени. Первый уровень – это искажение фактов. Начинается с искажения топонимики. Старая Сербия – кто сегодня в международной политике использует это название? … На следующем концептуальном уровне происходит «вброс» пакетированной информации, т.е. информацию подают таким образом, что факт превращается в фальш-факт, - так происходит влияние на мировое общественное мнение, нужное проводнику этой психоисторической войны. В результате - главным злодеем современности – подчеркивает Елена Пономарёва – предстает «не просто С.Милошевич, а сам сербский народ». (!) Таким образом, происходит искажение исторической логики. Наконец, третий уровень – метафизический – это уничтожение смыслов или подмена их чужими смыслами. «Зачем вам Старая Сербия? Есть же Процветающая Европа!», - приводит пример Елена Пономарева.
Она подчеркивает, что Сербию склоняют к тому, чтобы она поступилась самым святым, что у нее осталось – своей памятью, памятью о потерянных территориях и тысячах жизней, памятью семнадцатилетней давности, когда натовские бомбардировщики громили мирные города, - чтобы вступить в эту «цивилизованную» Европу.
Книга «Старая Сербия» дает представление о том, что и боснийские мусульмане и косовские албанцы были в политическом проекте внешних сил второй половины XIX века, и в XXI стали реальностью. А ведь еще недавно эти люди жили в едином государстве под названием Югославия. Как же они стали сербофобами? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, даёт книга С.Терзича «Старая Сербия. Драма одной европейской цивилизации».
Сергей Степашин – председатель Императорского Православного Палестинского общества, президент Российского книжного союза сказал о новом издании на русском языке С.Терзича: «Данная книга – одно из сильнейших историографических и публицистических исследований трагедии сербского народа, сербской и даже европейской цивилизаций. С трудом припомню такое глубокое, фундаментальное, научное академическое исследование проблемы одной из европейских цивилизаций». По словам С.Степашина, работа С. Терзича была оценена академией наук Сербии, и это стало решающим для почти единогласного выдвижения его кандидатуры в члены корреспонденты Сербской академии наук. А о самом авторе «Старой Сербии» С.Степашин отчеканил: «Глубокий, сильный ученый с Большой буквы». По мнению С.Степашина, данную книгу можно и нужно «спроецировать» на все, что происходит на постсоветском пространстве и в целом в Европе, где, увы, центробежные тенденции, с одной стороны, и попытка аккумулировать гегемонию власти одного или двух государств в Европе сегодня присутствует.
Президент Фонда исторической перспективы, руководитель Института демократии и сотрудничества (Париж) Наталия Нарочницкая назвала книгу С.Терзича «вкладом в мировую науку». «Старая Сербия» С.Терзича позволила восполнить множество пробелов в сербской историографии, которые были созданы политически ангажированными «историками», - сказала Н.Нарочницкая, назвав фундаментальный труд автора «энциклопедией сербской государственности». По мнению эксперта, книга дает возможность «извлечь много уроков и для судьбы славянства в XXI веке, и нам тоже».
Завершим же комментарии экспертов авторитетным мнением епископа Моравичского Антония, который сказал: «Книга Славенко Терзича – не только для русской, но и для мировой культуры, - вносит вклад в историческую науку».
* Берлинский конгресс - (1878 года (1 (13) июня — 1 (13) июля) международный конгресс, созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора 1878 года, завершившего Русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Завершился подписанием Берлинского трактата.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs