Вопрос: Каковы итоги состоявшейся встречи?
С.В.Лавров: Наш рабочий день в Женеве завершился встречей со специальным посланником Генерального секретаря ООН С.де Мистурой, в ходе которой мы продолжили согласование конкретных шагов, предпринимаемых Международной группой поддержки Сирии (МГПС) под сопредседательством России и США, в том числе на базе расположенного в Женеве Центра ООН.
Наше общее мнение, которое совпадает с мнением наших американских коллег, заключается в том, что мы движемся в правильном направлении. Режим прекращения боевых действий устанавливается и становится более устойчивым. Есть отдельные нарушения, но ни наши ооновские коллеги, ни другие партнеры не склонны их драматизировать. Не бывает никаких перемирий без отдельных эксцессов и инцидентов. Мы довольны, как работают военные вместе с коллегами из ООН.
Удовлетворены тем, что на гуманитарном фронте есть подвижки в плане разблокирования дополнительных населенных пунктов, доставки грузов: продовольствия, медикаментов нуждающимся людям. В январе как таковых переговоров не было, и мы довольны тем, что вроде бы все поддерживают начало настоящих переговоров – начало подлинного переговорного процесса, который будет вовлекать в себя всех сирийцев, особенно на этапе, когда будет решаться судьба страны и обсуждаться конституционная реформа. Специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистура подтвердил, что эти переговоры он будет созывать в первой декаде марта.
Вопрос: Государственный секретарь США Дж.Керри сегодня заявил, что между Россией и США, наконец, был согласован механизм мониторинга нарушений режима перемирия. Не могли бы Вы с нами поделиться, происходит ли это здесь, в Женеве, и как это выглядит?
С.В.Лавров: Есть несколько «горячих линий». Есть «горячая линия» между военными в Москве и Вашингтоне, есть совместный центр, который базируется на ооновской площадке и также служит подспорьем в работе не только сопредседателей, но и всей МГПС. Между нашей военной базой в Хмеймиме и американскими военными, которые представляют командование возглавляемой США коалиции в регионе, также есть связь.
Что касается процедуры выявления инцидентов и нарушения прекращения боевых действия, то она прописана в договоренностях, которые были заключены в рамках МГПС, одобрены президентами России и США и впоследствии стали частью резолюций Совета Безопасности ООН. Там достаточно подробно прописана процедура выявления сведений, переподтверждения и перепроверки фактов. В случае, если нарушения подтверждаются и носят систематический характер, то соответствующий нарушитель исключается из режима перемирия. В общих чертах это выглядит так. Конкретные технические аспекты этого процесса согласовываются сейчас в рамках правил процедуры, которая будет применяться в отношении этого аспекта деятельности МГПС и ее сопредседателей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs