Заместитель Министра иностранных дел РФ Сергей Рябков на встрече с журналистами в Москве дал оценку состоянию российско-американских отношений, подвел итоги председательства России в БРИКС и обозначил возможные варианты при положительном развитии событий в контексте режима прекращения огня в Сирии.
Вопросы журналистов были сосредоточены вокруг сирийской темы, и прежде всего, режима прекращения огня. В этой связи Сергей Рябков отметил, что Россию не могут не беспокоить военные приготовления и усилившаяся активность по периметру сирийских границ. «Если правительства стран, которые занимаются этой активностью, вознамерились применить военную силу для достижения каких-то целей, это стало бы абсолютно смертельным ударом по всему тому, что с трудом нарабатывалось до сих пор», - заявил Сергей Рябков. Замминистра подчеркнул, что эти правительства, включая Турцию, должны в полной мере сознавать свою меру ответственности за происходящее. «Хотелось бы призвать возглавляемую США антиигиловскую коалицию сосредоточить в данной ситуации внимание не на попытках переложить ответственность на власти в Дамаске или Российской Федерации, а сосредоточить внимание на контроле тех группировок, которые прислушиваются только к некоторым членам антиигиловской коалиции, чтобы не допустить срыва достигнутых договоренностей», - вновь напомнил высокопоставленный дипломат.
«Позиция Ирана по сирийскому кризису весьма ответственна»
Отвечая на вопрос по поводу желания некоторых арабских государств бросить тень на Иран, в связи с урегулированием сирийского кризиса, Сергей Рябков отметил тесное сотрудничество российской стороны «с иранскими друзьями по этой теме», интенсифицировались консультации. За последнее время прошло много контактов на высоком и высшем уровне. Буквально на следующий день после достижения базовой договоренности по Сирии, которая сейчас находится в центре внимания между Москвой и Вашингтоном, Президент РФ Владимир Путин провел телефонный разговор с президентом ИРИ Раухани. «Мы видим, что иранская позиция применительно к сирийскому кризису весьма ответственна, - заявил Сергей Рябков. - Никаких оснований нет для того, чтобы обвинять Тегеран и сомневаться в его роли у нас нет. Так что, роль Ирана позитивна».
Будущее Сирии в руках сирийцев
Позиция России неизменна относительно будущего Сирийской Арабской Республики, - вновь подтвердил Сергей Рябков. Москва всегда исходила из того, что будущее Сирии должны определить сами сирийцы. «Россия с 2012 года, последовательно, настойчиво вопреки попыткам сорвать его, добивается запуска политического процесса, - подчеркнул Сергей Рябков. - Ответ за трагедию Сирии и сирийского народа несет отнюдь не Россия».
По словам Замминистра, ситуация на данном этапе такова, что очень многие в международном сообществе осознают, что все действия Москвы, включая и начало, и проведение антитеррористической и силовой операции средствами ВКС России, преследуют цель, обеспечить условия для подавления террористической угрозы, чтобы создать предпосылки началу политического процесса. Это процесс, по словам С.Рябкова, «будет ведом самими сирийцами, владельцами которого будут сами сирийцы, без попыток продиктовать какие-то схемы извне, без стремления пересмотреть основы урегулирования, заложенные в резолюциях СБ ООН, в Женевском коммюнике 2012 года». Сергей Рябков выразил сожаление, что не все коллеги именно таким образом читают эти договоренности. «К сожалению, раз за разом из Вашингтона доносятся сигналы о том, что нынешнему президенту в будущем Сирии нет места, - констатировал Сергей Рябков. - Мы считаем, что это место должно быть определено самим сирийским народом».
План «Б» - это, по сути, нечестная игра
Как же обойтись без вопроса о некоем плане «Б», которым сразу попытались заинтриговать США, якобы форсировав за ненадобностью план «А». «Мы знаем, что это в практике наших американских коллег, особенно в их силовых структурах, разрабатывать различные сценарии на случай того или иного развития события, - отметил Сергей Рябков. - Но политический момент, на который мы как внешнеполитическое ведомство обращаем сейчас внимание, сводится к тому, что подобного рода вбросы и начало разговоров о наличии плана «Б» - это, по сути, недобросовестная и нечестная игра». Как пояснил Замминистра, происходит «разогрев» определенной темы, идут спекуляции в целях, противоположных тому, о чем договорились Москва и Вашингтон, и что было подтверждено Совбезом ООН на прошлой неделе. «Тем, кто занимается подобного рода информационными вбросами, не важно, есть за ними реальная основа или абстрактные рассуждения, - они преследуют четко для нас понятную и вредную политическую цель: срыв начавшегося процесса».
Роль курдского фактора в сирийском вопросе
«Что касается курдского фактора, то мы видим крайне сложные многослойные процессы, развивающиеся в разных странах, где проживает курдское население», - отметил Сергей Рябков. По словам дипломата, в каждом месте есть своя специфика. «Мы всегда говорили и говорим, применительно к Сирии, что без должного учета курдского фактора и их «представленности» на переговорах по урегулированию конфликта в Сирии, которые должны привести к запуску процесса политического урегулирования, ситуация будет ущербна». С.Рябков отметил, что до сих пор Москва не находила должного понимания со стороны некоторых представителей других государств в этой области. «Но надеемся, что безусловная необходимость учитывать интересы курдов, возобладает, и в позиции некоторых стран будет внесена коррекция», - подчеркнул Замминистра иностранных дел РФ.
«Мы всегда говорили и говорим, применительно к Сирии, что без должного учета курдского фактора и их «представленности» на переговорах по урегулированию конфликта в Сирии, которые должны привести к запуску процесса политического урегулирования, ситуация будет ущербна».
Каковы шансы развития мирных переговоров по Сирии
По словам Сергея Рябкова, российскую сторону беспокоит, что с первых часов вступления в силу перемирия, начались информационные атаки на этот новый режим. Вплоть до того, что происходят анонимные вбросы информации о нарушениях прекращения огня сирийскими властями и российской стороной. Замминистра напомнил, что на эту тему было дано несколько официальных комментариев российским МИД. «Мы призываем всех, кто участвует в анализе и рассмотрении этой информации «на той стороне», проявлять максимальную ответственность», - подчеркнул Сергей Рябков. Высокопоставленный дипломат напомнил, что российские военные работают по каналам «горячих линий», все контактные телефоны и адреса электронной почты давным-давно апробированы, люди знают друг друга лично, взаимодействие между военными налажено, в Женеве действуют структуры, мониторящие эту ситуацию, аналогичные структуры есть в Амане, на нашей базе в Хмеймиме. «Мы проверяем соответствующие сообщения, - заявил С.Рябков. - И по состоянию на сегодняшний день подтверждений того, что в этих сообщениях пытаются нам донести, нет: Россия неуклонно соблюдает те договоренности, которые были достигнуты, в которых мы принимали непосредственное участие. По-другому быть не может». Сергей Рябков отметил, что вместо «попыток негодными средствами» переложить на Россию ответственность за хрупкость нынешнего режима прекращения огня, «следовало бы участникам антиигиловской коалиции во главе с США приструнить некоторых своих подопечных, чтобы они более ответственно относились к текущему моменту».
Россия передала председательство в БРИКС Индии
Как отметил Сергей Рябков, Россия завершила свое председательство в БРИКС в 2015 году выпуском Доклада по передаче дел. Документ представляет собой свод всех мероприятий, проводившихся в объединении за этот период. Доклад опубликован на сайте МИД РФ. «Мы считаем, что за год председательства РФ сделан шаг в укреплении БРИКС, при сохранении его природы как неформального, динамичного, не забюрократизированного объединения, которое работает по позитивной повестке дня, не противопоставляя себя какому-либо другому». По словам Замминистра, индийское председательство продолжит эту политическую линию, она разделяется всеми участниками объединения. Напомним, Индия председательствует в БРИКС с 15 февраля 2016 года. С.Рябков отметил, что по мнению российской стороны, индийскому председательству удастся нарастить экономическую составляющую с уклоном на инфраструктуру, транспорт, сельское хозяйство, добавить энергии и динамики вопросам культурного взаимодействия, связям между людьми и укрепить роль БРИКС, как одного из сетевых современных форматов, как площадки, где страны, обладающие общими ресурсами, вырабатывают общие подходы ко множеству вопросов.
По содержанию российского председательства и проведенного летом в России Уфимского саммита БРИКС, - 77 параграфов Итоговой декларации – это в конденсированном виде то, чем занимается объединение. Как отметил Сергей Рябков, каждый параграф – это новое или «отрабатывающееся уже определенное время направление». Лидеры стран показали, насколько многогранен БРИКС: принят и выполняется План действий. Россия будет делать максимум для того, чтобы помочь именно этому движению. «С индийскими коллегами у нас на этот счет понимание», - подытожил Замминистра.
Ждать ли потепления в российско-американских отношениях?
Сергей Рябков полагает, что в связи с предстоящими выборами в США, нет оснований связывать радикальных перемен к лучшему в российско-американских отношениях. Причину этого Замминистра видит в фактически сложившемся в США, «двухпартийном», т.е. разделяемом и республиканцами и демократами антироссийском консенсусе. «Россия в обеих «партиях», элитами этих партий воспринимается негативно: на Россию «навешиваются ярлыки», Россия ставится в ряд, как минимум, проблем национальной безопасности США, многие американские деятели называют нас угрозой», - констатирует С.Рябков. – Это не ново, но в нынешней ситуации это стало ежедневным «блюдом», которое предлагается американскому общественному мнению». По словам Замминистра, отойти от данной риторики и трезво, взвешенно и по-новому взглянуть на российско-американские отношения будет сложно после предстоящих выборов.
«Но мы постоянно подчеркиваем нашу готовность при наличии желания и политической воли в Вашингтоне, работать конструктивно, в том числе и по двусторонней повестке дня», - подтвердил Сергей Рябков. Замминистра ответственно заявил, что «не было ни одной ситуации, когда те или иные шаги, не идущие на пользу наших отношений с Америкой, Россия принимала инициативно». По словам Сергея Рябкова, все меры, контрмеры, ограничительные списки - все это осуществлялось в порядке права на ответ, в порядке реакции на недружественные, деструктивные действия Вашингтона. В этой связи Замминистра делает вывод, что выбор в том, как строить двусторонние отношения - за следующим хозяином Белого Дома и его командой, которая будет формировать политику США в сфере национальной безопасности.
«Москва будет готова в любой момент возобновить сотрудничество по всем линиям, в том числе, в рамках Президентской комиссии, либо в других форматах, которые устраивают США», - подчеркнул Сергей Рябков. Однако, по его словам, сейчас из-за длительного и очень негативного вала антироссийских выступлений и нападок, происходит «подрыв доверия к США у нас как к надежному партнеру, в том числе, в сферах, где ожидать такого развития раньше не приходилось». «Об этом мы сожалеем, - отметил Сергей Рябков. - Но мы называем вещи своими именами и призываем коллег в Вашингтоне, принять в расчет потенциально долгосрочные последствия этой их политики».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs