Вашингтон ввел очередной пакет антироссийских санкций. Целью ограничений стали отдельные физические и юридические лица, а также государственный долг России. Инициаторами новых мер выступил Конгресс США, Госдепартамент и лично президент Трамп. В качестве повода заявлены вмешательство России во внутренние дела США, «дело Скрипалей», ситуация в Сирии и на Украине, а также якобы нарушение Россией Договора об открытом небе. О санкциях заявили почти сразу после принятия беспрецедентно большого военного бюджета США на следующий год, который недавно утвердил Дональд Трамп.
Последствия принятых в Вашингтоне актов и о будущем двусторонних отношений России и США поговорили участники круглого стола «Новые инициативы Вашингтона в отношении Москвы: игра на повышение градуса?», проведенного в МИА «Россия сегодня». Среди участников: заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров; руководитель Центра региональных аспектов военной политики США ИСКРАН, эксперт РСМД Владимир Батюк; программный директор РСМД Иван Тимофеев.
Иван Тимофеев в своем выступлении отметил: «Первый раунд санкций, введенных 22 августа, основан на законе США от 90-х годов. 25 сентября 1991 года в Конгресс был внесен законопроект о ликвидации химического и биологического оружия. Хотя закон этот был принят при совсем других обстоятельствах, американцы попытаются его задействовать. В нем прописаны вполне конкретные санкции экономического характера: ограничение на ввоз товаров двойного назначения, запрет на проведение ряда операций в банковском секторе экономике. Собственно, самый одиозный пункт из закона тридцатилетней давности – ограничение на полеты национальных авиаперевозчиков стран, в отношении которых введены санкции – и вызывает сейчас больше всего вопросов». По мнению эксперта, заслуживает внимания реакция Евросоюза на санкции США. Европа сдержанно и осторожно реагирует на торговые войны, объявленные Вашингтоном, а также на антироссийские санкции США, поскольку европейская экономика сильно связана с Россией, особенно в сфере энергобезопасности. Европа не выходит за пределы «антиукраинского пакета» санкций. Однако, по мнению И. Тимофеева: «Переоценивать противоречия между США и Европой не следует. Между союзниками могут быть разногласия по определенным вопросам, но в главном они остаются солидарными. Нужно четко понимать различия между санкциями и торговыми войнами. Санкции – это исключительно политический инструмент принуждения одного государства другим. Их вводит государство. А торговые войны – это отношения бизнес-структур при косвенном участии государства. Например, жесточайшие торговые войны были между США и Японией за рынки сбыта продукции автомпрома, что никак не повлияло на их стратегические союзнические отношения».
Другой спикер, Андрей Сидоров, отметил, что в «изобретении» и принятии антироссийских санкций президент США Дональд Трамп соревнуется с Конгрессом, зарабатывая политические очки и повышая свой рейтинг. А в силу сложившегося тренда на демонизацию России в «борьбе» с такой угрозой участвуют все политические силы США. А. Сидоров отмечает, что санкции персонифицированы. «Они направлены против текущего руководства нашей страны, а именно, против Владимира Путина. Пока у власти будет Путин санкции не отменят», - считает эксперт.
Ряд санкционных мер связан с выходом США из различных соглашений. «Экономика США чувствует себя хорошо, американский рынок привлекателен для всех стран, поэтому Вашингтон может позволить себе выходить из разных договоров в одностороннем порядке. Причем Трамп действует так: мы предъявляем свои требования, если вы с ними согласны – продляем договор, если нет – выходим из договора. Примером может служить недавнее торговое соглашение с Кореей», - заключает А. Сидоров.
По мнению эксперта, текущая внешняя политика Вашингтона является реакцией на меняющийся мировой порядок. «Каждая новая система мирового порядка формировалась на руинах старой, обычно после большой войны. Вместе с физическими войнами может быть, например, экономическая, как сейчас. Полагаю, что новая геополитическая система будет формироваться после крушения мировой экономики», - полагает А. Сидоров. США вынуждены признать, что им противостоит множество отдельных полюсов силы, которые в заявлениях официальные лица США называют «угрозами мировому порядку» или «угрозами демократии». Наряду с Россией постоянной «угрозой» для США является Китай. «Дональд Трамп постоянно «пристегивает» к России Китай. Несмотря на это, активного сближения РФ и Китая почему-то не происходит. Китайская экономика теснее связана с американской, чем с российской. Поэтому Поднебесная очень мягко и нерешительно отвечает на торговые войны с США. Да и военная мощь Вашингтона пока еще несопоставима с китайскими военными силами. «США могут проецировать свою военную мощь на Китай, но не наоборот», - добавляет А. Сидоров. В заключении он отметил тот факт, что принятие рекордного военного бюджета очень согласуется с общей концепцией политики Трампа: «Ведь огромный ВПК держит экономику США на плаву. Так было во все времена».
Владимир Батюк выразил мнение, что: «Сами санкции уже не те, что были раньше, 20-30 лет назад». В своей основе они идеологические, а не экономические или политические, поскольку часто такие ограничительные меры экономически и политически не оправданы. И даже вредят собственной экономике страны-инициатора, о чем сейчас говорят многие, имея ввиду американские и европейские санкции в отношении РФ. «Это проявление идеологической борьбы между США и Россией. Трамп и американская администрация руководствуется в первую очередь национальными ценностями, идеалами, а не национальными интересами», - отмечает эксперт. По его мнению, нынешняя политика ограничительных мер закрепилась в повестке «всерьез и надолго», поскольку обретает форму государственных законов. «Наивно полагать, что после заявлений Трампа или кого-нибудь еще санкции снимут. Да и сами санкции, не такие конкретные, как например, в отношении ядерной программы Ирана: требования были выполнены – санкции тут же сняли. Санкции против «вмешательства РФ в дела США», против «кибератак». Что надо сделать, чтобы их сняли? Ввести во всех СМИ цензуру США или запретить всем нашим гражданам пользоваться интернетом?» - задается вопросом В. Батюк.
Относительно нового военного бюджета В. Батюк заметил, что за этим актом стоят внешние и внутренние причины. Если при Обаме Россия и Китай в ряду внешних национальных приоритетов стояли после террористических угроз, вируса Эболы и глобального потепления, то с приходом администрации Трампа все изменилось. «Теперь главные геополитические задачи – это противодействие России, Китаю, Ирану и КНДР. То есть нужны вооруженные силы для борьбы не с кучкой фанатиков, а с регулярными армиями стран, обладающих ядерным оружием. Также военный бюджет идет на обеспечение глобального присутствия США в мире: нужно содержать более 800 военных баз по всему миру, огромную армию и огромный флот», - отмечает В. Батюк. «Что касается внутренних причин огромного бюджета, то главной является лояльность военных к президенту Трампу. Это единственная сила, которая его поддерживает, на которую он может опираться. Потому что все остальные в США люто ненавидят Трампа. Отсюда понятно, почему он выполняет каждую прихоть Пентагона, который естественно заинтересован в максимальном бюджете на нужды ВПК», - резюмирует эксперт.
Спикеры сошлись во мнении, что принятые 22 августа ограничительные меры США в отношении России далеко не последний этап санкционной войны и вряд ли можно ожидать их скорой отмены. Поэтому Россия должна адаптироваться к текущей международной обстановке и противостоять агрессивному поведению стран Запада. Объективно этого можно добиться путем развития и усиления собственной экономики и страны в целом, укрепления своих позиций в геополитике. Ведь любые санкции базируются на том, что слабый не может ответить сильному, а против сильных санкции ввести невозможно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs