Вопрос: Являясь первым потребителем российских вооружений, Алжир заключил в 2006 году контракт стоимостью 7,5 млрд. долл. на поставку различных видов вооружений. Однако, экономические связи в гражданской сфере не достигали подобного уровня. Доля российских инвесторов в Алжире остается незначительной. Как Вы можете прокомментировать это обстоятельство?
С.В.Лавров: Сфера военно-технического сотрудничества остается «локомотивом» сотрудничества между нашими странами. Работа на данном направлении ведется в рамках Смешанной Российско-Алжирской межправительственной комиссии по ВТС.
Но и в том, что касается торгово-экономических связей в целом, Алжир традиционно занимает одно из ведущих мест среди партнеров России в Африке и арабском мире. За более чем полвека плодотворного взаимодействия удалось добиться весомых результатов в таких областях, как энергетика, горнодобывающая и металлургическая промышленность, машиностроение, водное хозяйство. Среди наиболее наглядных примеров – созданные в Алжире при нашем содействии металлургический комплекс в Эль-Хаджаре, металлургическое предприятие в Аннабе, ТЭС в г.Жижель, газопровод Альрар-Тинфуйе-Хасси Мессауд, плотина «Бени-Зид».
Сегодня показатели двусторонней торговли выглядят неплохо – объем товарооборота вырос в прошлом году в 2,2 раза, составив почти 2 млрд.долл.
Важно, и в этом мы едины с алжирскими партнерами, – не останавливаться на достигнутом, вести постоянный поиск новых перспективных направлений приложения совместных усилий. Необходимые возможности для этого имеются, включая хорошо отлаженный механизм двустороннего делового партнерства – Смешанную межправительственную Российско-Алжирскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Ее восьмое заседание, сроки которого сейчас согласовываются, должно состояться в Алжире. Надежной основой для углубления связей является Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная в 2001 году в ходе визита в Москву Президента Алжира А.Бутефлики.
Имеются неплохие наработки в областях промышленного и гражданского строительства, ирригации, транспортной инфраструктуры, в сфере высоких технологий.
К числу перспективных областей развития российско-алжирского делового партнерства относим сферу сельского хозяйства. Открываются неплохие возможности увеличения объемов экспорта алжирской сельскохозяйственной продукции в Россию, в том числе в контексте введенных нашей страной известных ответных шагов в отношении государств ЕС и Турции.
Важный вклад в общую работу вносят деловые круги двух стран. Положительно оцениваем итоги недавней поездки в Москву представительной группы алжирских бизнесменов во главе с председателем Торгово-промышленной палаты Алжира М.Бенамором. В рамках визита с успехом прошел двусторонний экономический форум, в котором приняли участие несколько сотен алжирских и российских предпринимателей.
Хотел бы также отметить деятельность Российско-Арабского делового совета и Российско-Алжирского делового совета, под эгидой которых организуются регулярные выставки российских товаров и услуг.
Так что в будущее мы смотрим с оптимизмом.
Вопрос: Во время своего визита в Москву в 2001 году президенты А.Бутефлика и В.Путин высказались за долгосрочное сотрудничество в энергетической области. С целью подготовки к «постнефтяному периоду» А.Бутефлика признал необходимость строительства АЭС, которая, как предполагалось, должна быть запущена до 2018 года. Могли бы мы узнать об уровне российско-алжирского взаимодействия в энергетической области?
С.В.Лавров: Как я уже отметил, сотрудничество в сфере энергетики – важная составляющая наших двусторонних торгово-экономических связей. В течение ряда лет в Алжире во взаимодействии с алжирской государственной нефтегазовой корпорацией «Сонатрак» успешно работают ведущие российские компании – «Газпром», «Роснефть», «Стройтрансгаз», «Технопромэкспорт». Интерес к выходу на алжирский рынок проявляют и другие крупные компании из России. Высоко ценим координацию с алжирскими коллегами в рамках Форума стран-экспортеров газа.
В сентябре 2014 года в Алжире было подписано двустороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. В рамках его реализации 1-3 марта в Алжире запланировано заседание двустороннего комитета по координации в области использования ядерной энергии в мирных целях. В ходе этой встречи планируется обсудить возможности сооружения на территории АНДР атомной электростанции российского дизайна, развития ядерной инфраструктуры Алжира, а также неэнергетического применения атомных технологий – например, в медицине.
Вопрос: Россия, также как и Алжир, противодействует исламскому терроризму, особенно феномену радикализации через социальные сети. Существуют ли специальные механизмы взаимодействия между двумя странами для борьбы с этим глобальным явлением?
С.В.Лавров: Терроризм – это глобальная угроза, которая сегодня выдвинулась в разряд ключевого приоритета в области обеспечения международной безопасности. Как отметил Президент России В.В.Путин в выступлении на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ИГИЛ и ему подобные экстремисты своими кровавыми преступлениями оскверняют величайшую мировую религию ислам, извращают его истинные ценности.
Серия кровавых терактов не только стала демонстрацией варварской сущности идеологии и практики так называемого «Исламского государства», но и наглядно показала, что в современном взаимозависимом мире желание создать отдельные «оазисы безопасности», отгородиться от соседних беспокойных регионов неосуществимо.
Эффективно противостоять терроризму можно только сообща, на прочной основе международного права, при центральной координирующей роли ООН, без «двойных стандартов». Сегодня необходимо отложить в сторону амбиции и разногласия и без каких-либо увязок и предварительных условий объединиться ради разгрома ИГИЛ и прочих экстремистских группировок, бросивших вызов человеческой цивилизации. В этом – главный смысл инициативы В.В.Путина по формированию широкого антитеррористического фронта. Разумеется, к комплексным и всеобъемлющим усилиям должно энергично подключаться гражданское общество.
Наши государства, не понаслышке знающие о террористической агрессии, накопили большой опыт работы на этом направлении. Позитивно оцениваем сотрудничество в этих вопросах, налаженное между профильными ведомствами России и Алжира. В частности, под эгидой Министерств иностранных дел функционирует двусторонняя межведомственная Рабочая группа по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, пятое заседание которой состоялось в Алжире в феврале 2013 г. Нацелены на дальнейшее развитие взаимодействия в этой сфере. Убежден, что наша совместная с алжирскими партнерами работа на антитеррористическом треке призвана внести полезный вклад в общие усилия мирового сообщества.
Вопрос: Медленно, но верно идея создания газового картеля набирает обороты. Как вы видите «газовый ОПЕК»? Что Вы думаете относительно того, что эта инициатива вызывает опасения у многих стран, учитывая, что Алжир и Россия обеспечивают 40% потребностей Европы в газе?
С.В.Лавров: Государства-участники ФСЭГ располагают примерно 60 процентами доказанных общемировых запасов природного газа и имеют уникальную возможность производить чистую и безопасную энергию в объемах, необходимых для удовлетворения растущих энергетических потребностей во всем мире. Таким образом, по своему потенциалу в области производства и экспорта природного газа ФСЭГ вполне сопоставим с ресурсами ОПЕК в нефтяной сфере.
Вместе с тем страны, участвующие в деятельности Форума, в том числе Россия и Алжир, не ставят перед собой задачу превратить ФСЭГ в «газовый ОПЕК». Членство в Форуме не предполагает обязательств по объемам производства и продажи газа, поэтому его нельзя отождествлять с ОПЕК, а значит – опасения стран-потребителей относительно того, что ФСЭГ будет диктовать свои правила на газовом рынке, беспочвенны.
Взаимодействие и координация между странами-участницами ФСЭГ осуществляется путем обмена информацией о газовой отрасли и передовом опыте, а также через совместные шаги с целью поощрения использования природного газа. Наши страны видят роль Форума в том, чтобы содействовать открытому и конструктивному диалогу с импортерами природного газа в рамках международных и региональных энергетических организаций и форумов, в том числе по вопросам спроса на природный газ и развития необходимой трансграничной газовой инфраструктуры. Речь идет о справедливом распределении рисков между поставщиками и потребителями природного газа за счет реализации предсказуемой и недискриминационной налоговой, торговой, энергетической и экологической политики в соответствии с национальными правовыми и политическими рамками.
Убежден, что у Форума, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру, – хорошие перспективы. Это, в частности, подтвердил прошедший в Тегеране в ноябре 2015 года 3-й саммит ФСЭГ, в работе которого участвовали Президент В.В.Путин и Премьер-министр Алжира А.Селляль. В ходе этой встречи были подчеркнуты общность взглядов на развитие газовой отрасли на фоне новых вызовов, связанных с нестабильностью на мировом энергетическом рынке, важность широкого использования природного газа. В итоговой Декларации саммита зафиксированы такие ключевые и для России, и для Алжира положения, как суверенитет государств-членов ФСЭГ над их природными ресурсами, фундаментальная роль долгосрочных контрактов на поставку газа в деле финансирования крупномасштабных газовых проектов. Рассчитываем, что результаты саммита будут способствовать устойчивому развитию мирового газового рынка.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs