Старая Сербия формирует будущее страны

14:58 26.02.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии в РФ С.Терзич. Фото из архива посольства Сербии в Москве.

В Москве состоялся круглый стол на тему «Трагедия сербской государственности: из истории в день сегодняшний. Актуальные проблемы Балкан».

Участники дискуссии рассмотрели возможные варианты укрепления сербской государственности через призму Старой Сербии. Поясним. Старая Сербия - историческое название территории, родины сербов, в которую входили земли Косово и Метохия, Ракша и Скопско-Тетовский регион. Кроме того, Старая Сербия – это родина первой династии Неманичей и святого Саввы, колыбель сербской государственности. Однако эта территория, в нарушение всех норм международного права, ныне отторгнута от Сербии. В 90-е годы XX века, когда шло расчленение Югославии натовскими бомбардировками, ни одна из стран, в том числе и наша, не вступились за Сербию. И сегодня такое понятие как Старая Сербия изъято из международного политического лексикона.

Но Старая Сербия никуда не девалась, она есть, и тема её роли в становлении и развитии сербской государственности - одна из сложнейших в историографии Балкан и вызывает острые политические дискуссии. Одна из них состоялась в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 25 февраля при участии экспертов по балканской проблематике. Среди них были Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в России, экс-директор Института истории Сербской академии наук и искусств доктор Славенко Терзич; руководитель Фонда исторической перспективы и Института демократии и сотрудничества (Париж) Наталия Нарочницкая; председатель Императорского Православного Палестинского общества и президент Российского книжного союза Сергей Степашин; епископ Моравичский Антоний – представитель подворья Сербской православной церкви в Москве и  профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ Елена Пономарева.

Пригласив своих коллег и друзей к дискуссии за круглым столом, д-р Терзич несколько облегчил им задачу – он принес с собой авторский экземпляр своей книги, вышедшей недавно на русском языке, - она и стала яркой иллюстрацией к теме. Историография С.Терзича - в Сербии и в академическом мире его знают как ученого историка  - называется «Старая Сербия. Драма одной европейской цивилизации». В книге исследуются истоки и причины масштабной трагедии сербской государственности. Участники же дискуссии анализировали ситуацию, складывающуюся на Балканах сегодня через призму исторических судеб сербского народа и Сербии. Известно, что Сергей Степашин был премьер-министром правительства РФ, сменив на этом посту Евгения Максимовича Примакова, пытавшегося предотвратить бомбардировки Белграда.

С.В.Степашин – председатель Императорского Православного Палестинского общества и президент Российского книжного союза. Фото РИА Новости.

И как государственный деятель высокого ранга Сергей Вадимович бывал и в Белграде, и в Сараево в те годы – вторая половина 90-х, начало 2000-х. Вывод, сделанный им по завершении своего выступления -  чуть позднее. А пока, внимательно изучив труд своего друга, как представил С.В. Степашина д-р Терзич, он рассказал о российско-сербских отношениях на данном этапе. В прошлом году та же книга С.Терзича на сербском языке была презентована на книжной выставке-ярмарке в Белграде двумя участниками данного круглого стола – С.Степашиным и Н.Нарочницкой. Причем сам С.Терзич в это время в Москве обеспечивал визит сербской делегации высокого уровня в Россию.  Сам факт такой «рокировки» говорит о степени доверия, которую оказал автор своим российским коллегам и друзьям. По мнению С.Степашина, «сегодня ближе нам народа, чем сербский, нет». «Это ко многому обязывает и наше правительство, и нас всех вместе», - подчеркнул глава Российского книжного союза. Что же касается книги С.Терзича, то, по словам С.Степашина, содержание её можно спроецировать на то, что происходит на европейском пространстве в последнее десятилетие. «Увы, центробежные тенденции и попытка аккумулировать гегемонию власти одного или двух государств в Европе сегодня присутствуют, - отметил С.Степашин. - И без учета истории, проблем, трагедий того, что произошло в Югославии, обойтись нельзя». Главный же вывод С.Степашина звучал так: «История не имеет сослагательных наклонений, но (!) в сегодняшних условиях и при сегодняшнем руководстве нашей страны, белградской трагедии не было бы, и не было бы других трагедий, которые мы сегодня переживаем».

Вступая в обсуждение, С.Терзич отметил, что его исследование начинается с анализа исторических процессов конца XVII века, проходит через XVIII и XIX столетия и заканчивается в последних годах XX века. Драма Старой Сербии, сербской цивилизации показана в книге на фоне европейских событий. Начало выселения сербов с их исконных территорий началось после большой европейско-османской войны (1683 -1699 гг.). Этот процесс проходил на протяжении XVII, XIX и XX веков. «Косово и Метохия никогда на протяжении столетий не имели своей идентичности, даже административной, - заявил историк С.Терзич. - Когда мы слышим «косовская идентичность», «косовский народ», «косовский язык» - это дешевая пропаганда, если не назвать профанацией, это не заслуживает комментария». Д-р Терзич пояснил, что Старая Сербия – «это основа государственной сербской идеи». По его словам, так называемое «албанское меньшинство» - это тоже часть информационной пропаганды. Ведь у албанцев есть свое государство Албания. Часть албанского народа осталась жить в Сербии, в Черногории, но сербские албанцы в рамках Сербии и Югославии имели такие права, каких не имели многие балканские народы. У албанцев была своя Академия наук, свое радио и телевидение. И не смотря на это, сербов обвиняли в «этническом шовинизме», оправдывая идею исламского государства Изетбеговича, которая началась с Балкан, а потом была перенесена на Косово и Метохию и направлена против сербской армии. «И вся Европа, и весь мир поддерживали методы радикальных исламистов против Сербии!», - подчеркнул С.Терзич.

Посол Сербии в России отметил, что самое большое выселение сербов со своей территории началось после 1945 года и продолжалось вплоть до 1990-х годов. Выселено властями Югославии было около 300 тысяч сербов в мирное спокойное время(!). Когда Югославия была оккупирована немецкими, болгарскими и итальянскими войсками во время Второй мировой войны, было насильно выселено из Косово более 100 тысяч сербов. А после войны по неизвестной причине руководство Югославии запретило сербам возвращаться на свои территории. Те же, кто пришел на сербскую землю за эти военные годы, остались на них. «Идея «великой Албании» угрожает стабильности на Балканах, угрожает Сербии, Македонии, Греции, - считает д-р Терзич. - Косово - это результат агрессии НАТО. Сербия готова представить своему южному краю самые высокие автономии, но этого не хотят те, кому безразлична судьба Сербии». Кстати, д-р Терзич упомянул тот факт, что принятые против Сербии экономические санкции 90-х годов, не идут ни в какое сравнение с сегодняшними санкциями против России. Настолько была подорвана ими экономика Сербии.

 

Президент Фонда исторической перспективы, руководитель Института демократии и сотрудничества (Париж) Н.А.Нарочницкая. Фото РИА Новости.

Наталия Нарочницкая охарактеризовала книгу С.Терзича, как своевременную, фундаментальную, научную и актуальную. По её словам, беда России и русских, переживших немало в 90-е годы XX века, немедленно стала бедой и сербов, лишь доказывая неразрывность наших судеб. Н.Нарочницкая согласна с С.Степашиным в том, что будь Россия тогда несколько иной, не утратившей национальной воли, - трагедии на Балканах тогда не случилось бы. «Для меня было важным увидеть эту книгу, которую С.Терзич начал писать десять лет назад. Этот труд – эпохальный ответ на эпохальные вызовы времени, эпохи подмен и вызовов», - подчеркнула Н.Нарочницкая.

По мнению эксперта, то, что произошло с Косово (квазигосударство) – поощрение Западом самых радикальных албанских боевиков напрямую повлияло на то, что происходит сейчас. Старая Сербия – это название Косово и Метохии, которое было до революции на всех географических и физических картах. Псевдо-историки пытаются изобразить эту территорию, как старую албанскую землю. Историческое же «полотно» С.Терзича связывает по крупицам историческую правду. «Старая Сербия – это опорные пункты сербской истории и национального самосознания, как для русских Куликово поле и Невская битва Князя Александра», - сказала Н.Нарочницкая. Она уточнила, что с нашествием турок на Балканы началось изгнание целых сербских кланов, а каждый клан достигал по численности до 500 человек. Эксперт зачитала яркий по образности исторический документ о том, что осталось от сербской цивилизации к XXI веку:  «Остатки церкви Грабовицы, латинское кладбище (остатки), Градац – остатки церкви, Ступ – остатки церкви на кладбище, руины церкви Святого Георгия». Особенно гнетущим был вывод Н.Нарочницкой: «Остатки – вот будущее Европы, если она не найдет в себе силы стряхнуть идеологические путы и посмотреть реальности в глаза, и признать, что христианская и латинская культура – неразрывные части одной христианской цивилизации». Отдавая должное труду историка С.Терзича, Наталия Нарочницкая сказала о его книге так: «Перед нами подлинная научная энциклопедия истории Сербии». По мнению эксперта, из этой работы можно извлечь много уроков для осмысления судьбы славянства в XXI веке и нас - России. Сложная судьба Сербии обусловлена её географией и стратегическим положением: она расположена на стыке латинского мира и поствизантийского пространства. И вся история соперничества между двумя векторами истории преломилась на многострадальной судьбе сербской нации и Сербии. Еще в 1463 году Папа Пий II начертал план расчленения Балкан. Вене отходили Аттика, Эпир, Пелопоннес; Венгрии – Сербия, Босния, Валахия и Болгария.

Н.Нарочницкая отметила, что независимое развитие Сербии всегда было под пристальным вниманием и давлением интересов великих держав. Любое соотношение сил в этом стратегическом районе немедленно изменяло соотношение сил в Средиземном море. Например, Косово – единственная равнина на Балканах, через которую на танках можно пройти к Салоникам. И в XIX веке турки получили основу для дальнейшей экспансии на Запад именно после того, как они взяли Косово поле. «Европа опрометчиво забыла, что турки осаждали Вену, а сегодня Турция провоцирует своих западных партнеров, а то и шантажирует их», - напомнила Нарочницкая невыученный урок современным политикам. «Эта книга - исполинский труд, вдохновляющий  акт сербского национального духа, когда профессионализм автора вложен в кипящий котел прошлого, настоящего и будущего своей родины», - сказала Наталия Нарочницкая.

 

Е.Г.Пономарева, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ. Фото с сайта www.ipolk.ru

Активное участие в дискуссии приняла профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ Елена Пономарева. Она отметила, что лишь на первый взгляд - с Балканами всё решено. «Балканы – это особая зона преломления мировой политики», - подчеркнула эксперт. По её мнению, утрата Балкан с точки зрения утраты связей с Россией – гуманитарных, научных, экономических - будет отражаться и на состоянии России. По словам Е.Пономаревой, сегодня Балканы – это площадка для отработки политтехнологий. Югославия была той страной, которую разваливали, используя различные технологии, - их же употребляли при развале СССР. Эксперт отметила, что это технологии по отработке политических переворотов, «бархатных» революций. А то, что происходит на Ближнем Востоке сегодня, было отработано на Балканах в октябре 2000-го года – произошла смена легитимной власти: все бюллетени были «кем-то» сожжены... Как отметила Е.Пономарева, это технологии по выращиванию радикальных исламских групп, которые сегодня выросли в многоголовую гидру, и основа этих процессов начиналась на Балканах. В Боснии и Косово закладывались лагеря, где формировались террористы, которые сегодня рассредоточены по всему миру. Это технологии по отработке уничтожения самосознания. Русские, как и сербы, - это народы, включенные в особый православный мир, недаром сербов называют балканские русские.

Обращаясь к книге С.Терзича, Елена Пономарева выделила три уровня психоисторической войны против общества-мишени. Первый уровень – информационные войны, когда используют искажение фактов. Так Старая Сербия заменена названием Косова и Метохия, Республика Косова, будто это уже государственное образование. Хотя это и не так. Но на информационном уровне идет простейшее искажение фактов. На втором уровне – концептуальном  - происходит интерпретация события или факта таким образом, что факт превращается в фальш-факт. Таким способом оказывается влияние на мировое общественное мнение. Например, журналы и газеты конца 1998 и начало 2000 годов самым большим монстром выставляли … сербский народ. Фальшифизация фактов делает информационный поток деструктивным. Третий уровень, о котором говорила Е.Пономарева, – смысловой метафизический уровень, где происходит уничтожение смыслов. Зачем вам Старая Сербия, когда есть просвещенная Европа с ее общеевропейскими ценностями? Сербии, чтобы вступить в это европейское будущее, нужно поступиться самым святым, что осталось – памятью о прошлых потерянных территориях, и памятью 17 летней давности, когда натовские бомбардировщики бомбили мирные сербские города. Елена Пономарева процитировала страшное по своей сути предостережение писателя и публициста XIX  века Евгения Замятина, который сказал: «Я боюсь, что у Сербии останется только одно будущее – это её прошлое».

По мнению Е.Пономаревой и русофобов Украины и у сербофобов - косовских мусульман обработка происходила по одним лекалам. Всё по тем же технологиям. - Что в такой ситуации делать? Елена Пономарева подчеркивает, что сербы доказали, что государственность – это особый признак народа. Ведь многие страны, представители которых заседают в ООН, государственностью не обладают. Государственность - это способность создать свои политические институты и на протяжении веков их совершенствовать, развивать в русле национальной цивилизационной культуры. А всё это, и свою позицию в частности, в нынешней         ситуации информационных баталий необходимо доносить до большинства людей.  Завершая выступление, Е.Пономарева напомнила слова одного из идеологов консерватизма  Эдмунда Бёрка: «Для того, чтобы зло победило, достаточно, чтобы хорошие люди сидели, сложа руки, и ничего не делали». Поэтому, Елена Пономарева считает необходимым доносить до мирового сообщества простую истину - Старую Сербию мы никому не отдадим.

Епископ Моравичский Антоний. Фото www.yandex.ru/images

Епископ Антоний, принимавший участие в дискуссии, предложил использовать историографию С.Терзича - «эту книгу для мировой культуры», как назвал ее священник, - как духовное назидание для церковных школ и духовных академий Сербии. В заключение Славенко Терзич подчеркнул основную роль исторического факта. «Надо знать историю, - сказал посол Сербии в РФ. - Кто не знает прошлое, тот может делать большие ошибки в настоящем. А если не зная историю Балкан, трудно понять сложности региона, в котором сосредоточены три мировых религии – православие, католичество, ислам. Балканы – регион маленький, но через него проходят геополитические оси».  

Ключевые слова: Сербия Балканы

Версия для печати