Второй раунд межсирийских переговоров, намеченный на 25 февраля, не состоялся. Что не стало сюрпризом: в экспертном сообществе скепсис превалировал над надеждами на продолжение диалога – на подготовку перемирия была отведена всего одна неделя. И вот за три дня до этого срока РФ и США распространили совместное заявление о прекращении огня в Сирии в ночь на 27 февраля. В заявлении подчеркивалось, что перемирие не будет распространяться на террористические организации, признанные таковыми Советом Безопасности ООН, и для этого российские и американские военные совместно определят места дислокации группировок, против которых не будут вестись боевые действия. О готовности прекратить огонь объявили официальный Дамаск, курдский «Демократический Союз» и поддерживаемая Саудовской Аравией группа сирийских оппозиционных организаций. Правда, глава их координационного органа, Высшего комитета по переговорам, Рияд Хиджаб при этом не преминул выразить сомнение в договороспособности сирийского правительства. (http://www.nytimes.com)
Позиция Хиджаба хорошо известна, но приходится признать, что и на этот раз общий оптимизм не стал определяющим фоном для второй попытки. Договориться с десятками участников противостояния, каждый из которых преследует свои цели, да еще в условиях военно-политической «чересполосицы» во многих районах страны архитрудно.
И речь не только о разношерстной вооруженной оппозиции. Например, рассуждая о перспективах приостановки кровопролития, эксперт НИУ-ВШЭ Леонид Исаев отмечает: «Опасения американцев и их союзников можно понять, потому что и в Москве нет 100% гарантий того, что и сам Асад будет выполнять условия перемирия». Кроме того, по его мнению, можно ожидать «подвоха» со стороны региональных государств». (http://ria.ru) Некоторое время назад Башар Асад, действительно, выразил сомнение по поводу возможного перемирия, подчеркнув, что у его страны нет другого выбора, кроме победы в войне. Тогда в российском МИД отметили «диссонанс» этого заявления с дипломатическими усилиями России. Впрочем, скоро риторика сирийского президента смягчилась, и в результате, он поддержал российско-американскую инициативу. Что до региональных игроков, то Турция, например, продолжает считать «Демократический союз» террористической организацией и полагает себя вправе обстреливать позиции курдских отрядов, что фактически играет на руку опекаемым ею группировкам, действующим на севере Сирии. А российско-американское решение турецкий премьер назвал «необязывающим» для своей страны. (http://www.milliyet.com.tr)
Но главное даже не в этом.
«Информационной бомбой» стала статья в WallStreetJournal о «плане Б», который разрабатывается (или уже разработан?) в Вашингтоне на случай провала «плана А», т.е. - установления перемирия. По данным газеты, силовики в лице главы Пентагона Эштона Картера, председателя комитета начальников штабов ВС США Джозефа Данфорда и главы ЦРУ Джона Бреннана сомневаются в том, что «Россия и ее союзники» будет соблюдать перемирие в Сирии, и требуют подготовить план действий на случай срыва договоренностей. Издание сообщает, что на недавних встречах в Белом доме силовики высказали «крайне воинственные взгляды» в отношении Москвы и призвали принять меры, которые «стали бы по-настоящему болезненными для русских». (http://www.newsru.com)
Информацию газеты фактически подтвердил Джон Керри, выступая в Комитете по иностранным делам Сената. Речь идет о новых экономических санкциях против России, предоставлении вооруженной оппозиции американских разведданных и о снабжении ее системами противовоздушной обороны. И даже – о создании некой «зоны безопасности» на севере Сирии, для чего может потребоваться ввести туда «от 15 до 30 тысяч американских солдат». (http://abcnews.go.com) По его мнению, если в ближайшие месяцы в стране не будет сформировано переходное правительство, эти меры будут приняты, чтобы… предотвратить распад сирийского государства: «Если мы будем и дальше ждать, слишком сложно будет поддерживать целостность Сирии». (Цит. по: http://www.bbc.com/turkce)
Официальный Дамаск выразил недоумение по поводу наличия запасного варианта Вашингтона, а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал сосредоточиться на выполнении уже достигнутых договоренностей: «В настоящее время концентрируемся на «плане А» и считаем, что обсуждать и работать для реализации того плана, той инициативы, которая была сформулирована накануне президентами двух стран, — это является нашим приоритетом». (http://russian.rt.com)
Разработка запасных вариантов в дипломатии (и не только) – дело не просто обыденное, а необходимое. Но их как-то не принято анонсировать. В условиях, когда градус противостояния и внутри Сирии, и между вовлеченными в конфликт внешними силами «зашкаливает», когда имплементация договоренностей еще не началась, демонстрацию «камня за пазухой» можно воспринять как угрозу всем «не своим»: «В перемирие мы не верим, Россию из Сирии будем выдавливать, а страну разделим». Впрочем, будем надеяться, что мы сгущаем краски. Хотя, по мнению ряда иранских СМИ, раннее анонсирование «плана Б» «фактически перечеркивает перемирие и предусматривает более глубокое вовлечение США в сирийский конфликт». (Цит. по: http://inosmi.ru)
В прошлый раз усадить за стол переговоров Дамаск и оппозицию не получилось. На этот раз пытаются договориться между собой уже две великие державы, объективно патронирующие две основные стороны конфликта (и конкурирующие за симпатии третьей – курдов). Провал нынешней инициативы будет означать, что и они ситуацию не контролируют. А незаинтересованных в этом перемирии много – от Турции и саудитов до отдельных исламистских группировок. Тогда дальше, скорее всего, - хаос, продолжение войны всех против всех со многими тысячами новых жертв. Успех же подтвердит заинтересованность США в прекращении гражданской войны и в сохранении территориальной целостности Сирии. Точнее, теперь уже - в стремлении попытаться сохранить целостность Сирии.
И все-таки, несмотря на «ястребиную» риторику высших чинов Пентагона и ЦРУ и на грозные намеки госсекретаря, есть все шансы на то, что Вашингтон всерьез намерен, наконец, начать мирный процесс. Именно понимание этого, очевидно, и позволило Сергею Лаврову столь категорично высказаться по «плану Б»: «Нет его и не будет никогда. Ни у кого не будет». (http://korrespondent.net)
Дело в том, что лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама явно хочет войти в историю миротворцем, который вывел американские войска из Афганистана и Ирака, восстановил отношения с Кубой. Замирение в Сирии стало бы звучным финальным аккордом в его президентской карьере. К тому же не далее как в августе Обама пообещал, что «ни один ботинок американского солдата не ступит на сирийскую землю». Так что на кону - авторитет американского президента. Посмотрим, хватит ли этого авторитета, чтобы образумить наиболее рьяных ближневосточных союзников и «подопечных».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs