Завершились первые сражения в ходе президентских праймериз США в Айове и Нью-Гэмпшире. Несмотря на то, что в определённой степени результаты были предсказуемы, в общем контексте эволюции американской политики их можно считать неожиданными.
Продолжающийся кризис внутри республиканской партии, вызванный внутрипартийными противоречиями, с одной стороны, даёт демократам заметные преимущества. С другой стороны, республиканский политический истеблишмент вынужден мириться с невероятной популярностью таких республиканских кандидатов как Дональд Трамп и Бен Карсон, собравших почти половину всех избирателей “Великой старой партии”.
В демократических праймериз на пути к победе Хиллари Клинтон возникают всё новые препятствия. Заручившись поддержкой 362 делегатов (из необходимых 2382), Хиллари Клинтон сначала одержала крайне неубедительную победу в Айове, а затем потерпела поражение в Нью-Гемпшире. Её единственного конкурента Берни Сандерса поддерживает всего 8 «суперделегатов», однако опросы общественного мнения фиксируют уверенную тенденцию роста его популярности. Поводов для паники пока нет, однако очевидно, что эпизоды с гибелью американского посла в Бенгази, использования личного ящика электронной почты для рабочей переписки, выступления на Уолл Стрит за 30 млн. долл. и многое другое негативно скажутся на рейтинге бывшей первой леди.
Вместе с тем, популярность Берни Сандерса можно объяснить рядом факторов: во-первых, демократический избиратель молод, и принадлежит к тому поколению, которое ещё не до конца оправилось от финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 годов. Социальная леволиберальная повестка дня Сандерса как раз адресована на поддержку этих слоёв населения. Во-вторых, предварительное голосование прошло лишь в двух северных штатах. При чём соотношение рейтинга популярности Сандерса в Нью-Гемпшире практически полностью совпало с результатами голосования. Можно ожидать, что результаты голосования в южных и центральных штатах, запланированного на конец февраля, и начало марта и Супервторник могут отличаться.
Намного сложнее дела обстоят в республиканском лагере. По итогам праймериз в Айове и Нью-Гемпшире, Дональд Трамп заручился поддержкой 17 из 1237 делегатов. Всех остальных кандидатов поддерживает 33 делегата. Опросы общественного мнения и результаты голосования также свидетельствуют о том, что Трамп остаётся лидером республиканской гонки, но пока не обладает необходимыми ресурсами, которые бы позволили ему победить всех остальных участников республиканских праймериз. После потерь, которые понес лагерь республиканцев по результатам голосования в Айове и Нью-Гемпшире, “умеренные консерваторы”, к которым можно отнести Джеба Буша и Джона Кейсика остаются в самом хвосте, но продолжают участие. С конца января наметился тренд на увеличение поддержки Тэда Круза и Марко Рубио - частично за счёт голосов выбывающих претендентов и в меньшей степени за счёт сторонников Трампа. Однако среди республиканского истеблишмента они являются скорее аутсайдерами, а не фаворитами и воспринимаются “наименьшим из зол” по сравнению с Дональдом Трампом. Очевидно, что жесточайшая внутрипартийная борьба не идёт на пользу ни одному из кандидатов, на данный момент явный конкурент Трампу пока не выявлен.
В американской прессе продолжается множество спекуляций на тему участия в президентских выборах новых лиц как в качестве независимых, так и демократических и республиканских претендентов.
В конце февраля состоятся кокусы в Неваде и голосование в Южной Каролине, а также самая масштабная предвыборная “буря” - супервторник, запланирована на первое марта.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs