Запланированный на 25 февраля новый раунд Женевских переговоров по урегулированию ситуации в Сирии может стать водоразделом в вопросе отношения Европы к происходящему в регионе. Неудача самих переговоров или, тем более, их очередная отсрочка, способны ввергнуть страны Европейского союза в новый виток кризиса вокруг притока беженцев. Кроме того, считают многие специалисты, повысится вероятность военной операции турецких войск, в том числе, в районе Алеппо. Это, в свою очередь, еще более обострит обстановку в Европе и, в частности, углубит противоречия между Германией с одной стороны и странами Центральной и Восточной Европы, а также, вполне возможно, Великобританией с другой.
Именно планы Турции начать наземную операцию в Сирии в настоящее время наиболее активно – хотя и кулуарно - обсуждаются в Европе. Судя по имеющейся информации, лидеров европейских государств беспокоит не военно-техническая составляющая действий Анкары, а способность и тем более намерение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана не просто спровоцировать эскалацию конфликта между Турцией и Россией, но и втянуть в его орбиту Европейский союз и особенно НАТО. Подобная тенденция особенно усилилась в последние дни на волне растущих разногласий между Турцией и США по курдской проблеме.
Наиболее показательными в указанном плане представляются настроения в Великобритании. Местный политический истеблишмент опасается, что турецкое руководство попытается разыграть карту евроатлантизма с тем, чтобы шантажировать не только Вашингтон, но и Лондон. Данные опасения адекватно выразила близкая к лейбористам газеты The Guardian, подчеркнувшая, что «нагнетая напряженность в отношениях с Россией из-за курдов, Эрдоган загоняет себя в угол». «Новая масштабная операция против опорных пунктов курдов - с явным пренебрежением по отношению к России и США - стала бы признаком безрассудства Эрдогана, свидетельствующего о катастрофическом распространении сирийского конфликта – отмечает издание. (theguardian.com) Не случайно именно в Великобритании фиксируется один из самых высоких в ЕС уровней поддержки действий России в Сирии – около 70%.
На другом полюсе сирийского направления политики Евросоюза находится Германия. Берлин практически по всем пунктам «сирийского досье» разделяет подход Анкары. Данное обстоятельство не укрылось от внимания германских средств массовой информации, которые в целом с нарастающей тревогой наблюдают за крепнущим политическим (а в ближайшем будущем, возможно, и военным) германо-турецким альянсом. Как заметила газета Sueddeutsche Zeitung, «встречи между Ангелой Меркель и Ахметом Давутоглу в последнее время достигли такой частоты, как в лучшие времена Европы это происходило со встречами федерального канцлера с французским президентом». «Привилегированное партнерство, которое когда-то было отдаленной целью для Меркель в отношениях с Турцией, уже стало реальностью сегодня для Берлина и Анкары. Это, конечно же, связано с тем, что здесь разговаривают друг с другом два правительства, которые в настоящее время по совершенно разным причинам имеют нечто общее - довольно мало хороших друзей» - продолжает издание. (sueddeutsche.de)
Данная констатация проливает свет на одну из тайных пружин политики Меркель в сирийском вопросе – стремление использовать Турцию и в целом ситуацию в Сирии для шантажа своих партнеров по Евросоюзу, недовольных растущим политическим и финансово-экономическим влиянием Берлина в ЕС.
Не следует сбрасывать со счетов и внутригерманские политические и межрегиональные расклады. Главным оппонентом Ангелы Меркель и ХДС выступают в настоящее время даже не социал-демократы (связанные с христианскими демократами межпартийными соглашениями), а политические и финансовые лидеры Баварии, а более конкретно - премьер-министр этой федеральной земли Хорст Зеехофер. Последний объединяет вокруг себя различные германские силы, недовольные политикой Меркель не только в отношении Турции и проблемы беженцев, но и в вопросе выстраивания отношений с Россией. Зеехофер считает необходимым отмену антироссийских санкций, а прозвучавшие в контексте его визита в Москву намеки на то, что его программа была согласована с ведомством канцлера, открывает перед баварским премьером дополнительное «окно возможностей» для маневров.
Однако о том, что протурецкая политика Меркель способна иметь серьезные последствия для ее рейтинга не только в ЕС, но и внутри страны, свидетельствуют настроения не только в Баварии. Ведущий германский еженедельник Der Spiegel прямо обвиняет федерального канцлера в пагубном для интересов всей Германии провале на турецком направлении, указывая, что «Ангела Меркель действовала так, что стала уязвимой для шантажа». «Ей необходимо ограничить наплыв беженцев, чтобы угодить критикам. Для этого ей нужна Турция. Эрдоган это знает и требует высокую плату за кооперацию. Евросоюз уже пообещал Анкаре финансовую помощь в размере трех миллиардов евро и отмену визового режима для турецких граждан. Накануне встречи в Берлине Давутоглу дал понять, что этой суммы недостаточно» - пишет издание. (spiegel.de)
Финансовый вопрос играет важнейшую – если не решающую роль – во всем комплексе германо-турецких отношений и, соответственно, позиции Берлина по принципам сирийского урегулирования. Согласно последним данным, обнародованным экспертами Института экономических исследований в Кельне, Германия в течение ближайших двух лет потратит на беженцев не менее 50 млрд евро вместо изначально планировавшихся шести миллиардов. Эксперты Института мировой экономики в Киле говорят о 63 млрд евро. (vestifinance.ru) Очевидно, что политические уступки Анкаре и поддержка действий Эрдогана в Сирии представляются Ангеле Меркель и ее единомышленникам меньшим злом, нежели новые многомиллиардные траты – хотя именно Турция в настоящее время сильнее других государств региона дестабилизирует обстановку.
Таким образом германо-турецкое сближение по Сирии в настоящее время представляется главной угрозой для внутреннего единства Европейского союза. Особенно отчетливо это проявляется в контексте нарастающих противоречий между Германией и Польшей – усилившихся после прихода к власти в стране президента Анджея Дуды, поддержанного партией «Право и справедливость». Охлаждение в германо-польских отношениях стало заметно уже в последние годы в связи со скептическим отношением Берлина к перспективам реализации программы «Восточное партнерство», в том числе, в плане евроинтеграции Украины.
Однако если разногласия по Украине носили для Польши региональный политический характер, то проблема места Турции в Европе затрагивает идеологические императивы консерваторов-католиков из партии «Право и справедливость». В сжатом виде это нашло отражение в статье известного польского аналитика Томаша Корчиньского в польском консервативном издании Polonia Christiana. Он, в частности, пишет: «Внедрение в Европу троянского коня, каким выступает для нашей христианской идентичности и цивилизации исламская и все более фундаменталистски настроенная Турция, станет настоящим самоубийством.
Об участии Турции в смертоносной деятельности ДАИШ (ИГ) известно давно. Информация, появившаяся в последних сообщениях о бизнесе сына Эрдогана, который торгует нефтью с бандитами ИГ, уже как минимум несколько месяцев не была ни для кого секретом. Россия лишь повторила то, о чем раньше сообщали британские и американские журналисты. Но на этот раз мир услышал об этом факте (а на линии Москва — Анкара заискрилось), потому что голос из Кремля звучит громче.
Следует признать, что Эрдоган мастерски обыгрывает Запад. Соединенные Штаты видят в Турции стратегического партнера в рамках сотрудничества в НАТО (важное действующее лицо для контроля конфликтов на территории Ирака, Сирии, а также напряженности между США с Ираном и Россией). Европейский Союз считает Анкару надежным партнером в решении кризиса с мигрантами. Недавно он попросил ее сделать границы более непроницаемыми и пообещал, что заплатит за сдерживание волны беженцев (для начала — три миллиарда евро). Кроме того мы собираемся вместе, бок о бок, бороться с исламскими террористами.
Я опасаюсь, что в эту роковую игру втянут Польшу. Запад формирует коалицию против ДАИШ (ИГ), делая своим основным союзником Турцию. Страну, в которой права человека в целом, а права христиан в особенности, повсеместно нарушаются. Диктатор Эрдоган может уже не обращать внимания на мнение международной общественности, которая проглотит любую ложь, лишь бы спокойнее спать в своем отвратительном самоуспокоении. Мало того, она готова полностью продаться либеральным идеалам, которые возносятся практически на уровень догм.
Похоже, что власти в Брюсселе способны не моргнув глазом сесть за стол переговоров с таким типом политикана, который безнаказанно нарушает гражданские свободы и попирает право. Судя по всему, руководители ЕС хотят сделать Эрдогана и его клику союзниками «number one», раз они до сих пор придерживаются мнения, что Турция должна быть в Европе и превратиться (о, ужас!) в бастион Старого континента. Это на самом деле очень болезненное поражение. В такой перспективе будущее Европы рисуется в самых мрачных красках». (pch24.pl)
Альянс Германии и Турции, позволяющий Эрдогану усиливать риторику – в том числе антиамериканскую – и фактически вести линию на срыв Женевских переговоров под различными предлогами (участие курдов, военно-воздушная операция России, гуманитарные проблемы в Сирии и т.д.) сложился не в последние недели. Согласно имеющейся информации, раскол Европы по вопросу Турции и ее позиции в сирийском вопросе произошел в рамках саммита G20 в Анталье в середине ноября, иными словами, еще до инцидента с российским военным самолетом. Тогда – а точнее, 16 ноября – на «полях» саммита президент Эрдоган провел неафишировавшиеся переговоры с председателем Совета ЕС Дональдом Туском и председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и фактически заставил обоих лидеров Евросоюза принять все свои условия (в том числе финансовые) под угрозой дальнейшей эскалации регулируемого Турцией кризиса беженцев. Вот лишь один из фрагментов отчетов о переговорах, позднее попавших в европейские средства массовой информации: «Эрдоган спросил, предлагает ли Европа 3 или 6 млрд евро. После того, как Юнкер ответил, что речь идет о трех миллиардах, Эрдоган заявил, что Турции вообще не нужны деньги ЕС: «Мы в любой момент можем открыть ворота в Грецию и Болгарию и даже посадить беженцев в автобусы». Если вы говорите – 3 млрд на два года – тогда мы вообще не нуждаемся в дальнейших дискуссиях. Греция во время еврокризиса получила свыше 400 млрд. евро – напомнил Эрдоган».
Срыв Женевских переговоров выгоден не только Турции, но и тем военно-политическим кругам в европейских странах, которые ранее сделали ставку на отстранение от власти в Сирии Башара Асада. Однако тем самым европейцы рискуют загнать себя в положение цугцванга с отсутствием хороших ходов. Достижение договоренностей в Женеве будет означать дополнительную легитимизацию Асада и подтверждение его договороспособности в глазах международной общественности. Провал переговоров с высокой степенью вероятности сделает ЕС и НАТО заложниками возможных военно-политических акций Турции и Саудовской Аравии. К тому же при любом раскладе сохраняется действие российского фактора в Сирии. Как отметило в связи с российскими действиями в Сирии американское издание Stratfor, «обеспечив себе столь значительное военное присутствие, Россия сможет препятствовать военным действиям тех сил, которые выступают против сирийского президента Башара Асада. США и их союзники могут по-прежнему наносить авиаудары по позициям «Исламского государства», однако возможности нанесения в будущем ударов по другим целям — в том числе по силам сторонников режима, наступающим на позиции повстанцев — будут весьма ограничены из-за активной поддержки этих сил со стороны российской авиации. Например, Турция и Саудовская Аравия уже давно стремятся к свержению правительства Асада, но любая их попытка оказать поддержку повстанцам в одностороннем порядке средствами своих ВВС была бы отражена российскими комплексами ПВО. Еще менее склонны к эскалации напряженности в отношениях с Россией Соединенные Штаты». (stratfor.com)
Свидетельством того, что Европа склоняется к более сдержанной позиции по Сирии, можно считать и итоги встречи Международной группы поддержки Сирии, участники которой договорились в течение недели обеспечить в стране режим прекращения огня. (rbc.ru) Вместе с тем, в сложившейся ситуации следует ожидать, что Турция попытается максимально использовать свои связи с Германией для того, чтобы сорвать данные договоренности, а главное – не допустить проведения нового раунда Женевских переговоров по Сирии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs