ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ирано-саудовский конфликт: может ли Россия сыграть роль арбитра?

15:22 13.01.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: riataza.com

В Москве состоялся круглый стол  на тему «Конфронтация Ирана и Саудовской Аравии: возможные последствия».  В нем приняли участие известные востоковеды, представители дипломатического корпуса стран Ближнего Востока, а также СМИ.

К кризису в отношениях двух стран привела казнь 2 января с.г. в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде  47 осужденных, среди которых был известный шиитский проповедник Нимр Бакер Амин ан-Нимр. В ответ иранское руководство сравнило действия Эр-Рияда  с политикой так называемого «Исламского государства» (ИГ) и предложило сократить штат саудовского посольства в Тегеране. Нападениям подверглись Посольства Саудовской Аравии в Тегеране и консульство в Мешхеде. В ответ власти Королевства объявили о разрыве дипломатических отношений с Исламской Республикой Иран. Военно-воздушные силы Саудовской Аравии подвергли бомбардировке Посольство Ирана в столице Йемена Сане. Ведущие отечественные эксперты попытались в ходе форума ответить на два вопроса: кому более всего выгоден разрыв отношений между двумя крупнейшими государствами Ближнего Востока и как скажется обострение ситуации в регионе на перспективах урегулирования сирийского конфликта?

Советник заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания  России, экс-посол России в Саудовской Аравии  Андрей Бакланов считает, что российской дипломатии предстоит тяжелый год. «Ближневосточный регион дает нам  новые импульсы для беспокойства, - заметил он. - Это тем более неприятно, что на январь-февраль была рассчитана российско-саудовская встреча, на которой предполагалось обсудить перспективы сотрудничества в области сельскохозяйственного производства».

Еще в ноябре 2015 года Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии выразил заинтересованность в подобном сотрудничестве с АФК «Система». А.Бакланов считает, что, при всех политических разногласиях между нашими странами, отворачиваться от перспектив такого сотрудничества было бы  недальновидно.  По его мнению, наряду с сырьевой продукцией и высокими технологиями, Россия должна занять свое место в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.

«И у Ирана, и у Саудовской Аравии есть своя правда, к которой нужно относиться с пониманием» (Андрей Бакланов)

А.Бакланов считает, что «у каждой из сторон  конфликта есть своя правда, к которой необходимо относиться с пониманием». В высказываниях шиитских проповедников содержались жесткие призывы к насильственным действиям, поэтому приговор, вынесенный им, вполне объясним с позиций Саудовской Аравии. Важнее ответить на вопрос: существует ли заинтересованность третьих стран  в разжигании конфликта? Ведущие западные СМИ оценивают происходящее как соперничество двух стран в регионе. Эксперт позволил себе в этом засомневаться: конфликт, разгорающийся в регионе, по силам лишь мировым державам, но ни Иран, ни Саудовская Аравия не тянут на подобную роль. Впрочем, Саудовская Аравия не скрывает, что надеется на сохранение особого положения в исламском мире. Однако шиитский Иран вряд ли может претендовать на особый авторитет среди суннитов. Другое дело США, у которых есть финансово-экономические причины стремления к укреплению и защите мировой гегемонии и механизмы для ее поддержания.

«В разжигании ирано-саудовского конфликта заинтересованы как третьи страны, так и группировки на территории Йемена, нуждающиеся в постоянном финансировании» (Андрей Бакланов)

По мнению эксперта, в провоцировании ситуации очень активно участвуют и политические группировки, пользующиеся поддержкой Саудовской Аравии или Ираном, в том числе те из них, которые активно действуют на территории Йемена. Многие из них заинтересованы в необходимости финансовой поддержки, поэтому оказывают активное давление на позицию обеих стран. «На мировом нефтяном рынке в настоящее время сложилось два центра силы, - подчеркнул эксперт. - 40-45% от контроля  за нефтяными компаниями находится в руках агентов, расположенных за пределами региона, прежде всего в США и Великобритании. Примерно столько же приходится на долю нефтедобывающих стран. При этом между нефтедобывающими странами растут противоречия, а ОПЕК снижает свой удельный вес в мировой политике.   Сильно изменился и рынок вооружений. По оценке американских экспертов страны Ближнего Востока теряют свои позиции как государства – импортеры оружия, постепенно уступая место Азиатско-Тихоокеанскому региону. Этот факт также может быть одной из причин эскалации конфликта».

Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин назвал «ожидаемой неожиданностью» разрыв дипломатических отношений Тегерана и Эр-Рияда. «Накал во взаимоотношениях Эр-Рияда и Тегерана усиливался все последние годы, - подчеркнул он. -  В основе конфликта лежат  идеологические противоречия и  экономические разногласия. Во всех недавних конфликтах эти страны находились по разные стороны баррикад. Это и Афганистан, и Ирак, и Йемен, и Ливан. Кульминацией стало прямое вооруженное противостояние в Сирии, где прежняя «война по доверенности», то есть скрытая поддержка союзников, сменилась  прямым вооруженным столкновением. Еще в 2011 году глава иранской разведки совершил визит в Эр-Рияд , в ходе которого была достигнута договоренность о необходимости избегать прямых столкновений. Однако, как мы видим, это не спасло ситуацию».

«Казнь шиитов стала провокацией, Точно рассчитанной на иранский менталитет» (Владимир Сажин)

Комментируя казнь шиитского проповедника и его единомышленников, В.Сажин напомнил, что арест ан-Нимра состоялся еще в 2012 году, а в 2014 году состоялся суд. Тем не менее, казнь состоялась лишь в начале 2016 года. По словам ученого, подобное решение объясняется подписанием Ираном  соглашения по иранской ядерной программе и началом процесса выхода Тегерана из политической изоляции. Тем самым Иран становится лакомым куском для бизнеса разных масштабов. Идет активизация шиитских общин в различных странах региона, что не может не тревожить саудовскую монархию. Кроме того, иранское руководство устами министра нефтяной промышленности  Бижана Намдара Зангане дало понять ОПЕК, что Тегеран будет поставлять нефть на мировой рынок по любой цене, чтобы вернуть партнеров, потерянных во время санкций. Все это никак не входит в планы Эр-Рияда.

По мнению В.Сажина, казнь шиитов стала провокацией, точно рассчитанной на иранский менталитет.  Последовавший захват посольства Саудовской Аравии и разгром консульства в Мешхеде совершенно не в интересах действующего президента ИРИ Хасана Роухани, который стремится проводить осторожную и взвешенную дипломатическую линию. Поэтому сейчас Тегеран делает все, чтобы разрядить сложившуюся ситуацию. В частности, снят с должности заместитель губернатора Тегерана и арестовано 60 человек, участвовавших в захвате саудовского посольства.

Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов считает, что  агрессивная политика Эр-Рияда пользуется поддержкой США, невзирая на откровенное нарушение этой страной международного права в Бахрейне, Йемене и Сирии. Эксперт выразил глубокое сомнение, что между Москвой и Эр-Риядом возможно взаимовыгодное экономическое сотрудничество. «Мы постоянно пытаемся развести по разные стороны политику и экономику, не понимая, что это две стороны одной и той же медали», - заметил он.

Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, известный военный эксперт  Владимир Евсеев согласился с тем, что произошедшее событие – сознательная провокация Саудовской Аравии, связанная  с тем, что Иран стал выходить из изоляции. С попыткой воспрепятствовать восстановлению дипломатических позиций Ирана связано и создание под эгидой Эр-Рияда так называемой «исламской коалиции». «Серьезного военного потенциала это объединение не имеет, - заметил В.Евсеев. – Многие участники этой коалиции вошли в ее состав задним числом, и готовы оказать королевству лишь политическую поддержку. В то же время в эскалации конфликта между Эр-Риядом и Тегераном заинтересованы внешние игроки, и прежде всего Вашингтон. США постепенно сокращает свое присутствие в регионе. Администрация Президента США Б.Обамы считает заключенное соглашение по иранской ядерной программе своим главным внешнеполитическим достижением, и на прямое обострение отношений с Тегераном не пойдёт. Долгосрочный конфликт между крупнейшими странами Ближнего Востока ей тоже не нужен. В то же время краткосрочный конфликт и взаимное ослабление Тегерана и Эр-Рияда их вполне устроит».

«Краткосрочный конфликт между Эр-Риядом и Тегераном вполне в интересах США» (Владимир Евсеев)

По словам В.Евсеева, отказываться от диалога с Саудовской Аравией в сложившихся условиях было бы недальновидно: «Саудовская Аравия не может положиться на поддержку США, как это было ранее, и активно ищет себе новых  партнеров в регионе. Предложение о сотрудничестве в области АПК можно рассматривать в этом ряду. Изолировать Иран в регионе невозможно, а перелом в Сирии может быть достигнут лишь при переходе к сухопутной операции на территории этой страны. В этих условиях Москва могла бы пойти на переговоры и, воспользовавшись противоречиями между основными участниками конфликта, укрепить свои позиции на Ближнем Востоке». 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати