Российский бомбардировщик СУ-24, возвращавшийся с боевого задания в Сирии, был сбит турецким истребителем F-16. По оценке российского президента Владимира Путина, этот инцидент – «удар в спину, который нам нанесли пособники террористов». По словам Путина, российский самолет находился в воздушном пространстве Сирии, и никак не угрожал Турецкой республике. По словам главы государства, этот инцидент, будет иметь очень серьезные последствия для российско-турецких отношений. Но, вероятно, не только для них.
Самолет был сбит в очень интересный момент – сразу после визита президента РФ Владимира Путина в Иран – главного регионального соперника Турции и накануне визита в Анкару министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Этот визит уже отменен. Глава внешнеполитического ведомства должен был обсудить в Анкаре подготовку к проведению Совета сотрудничества высшего уровня, которое было намечено на конец года. Кроме того, французский лидер Франсуа Олланд после парижских терактов едет обсуждать свой военный ответ не только в Вашингтон, но и в Москву. Расширение той группы мировых игроков, которая выступает за сохранение режима Асада на переходный период, не соответствует интересам Анкары. Эрдоган, хотя и пошел на некоторые уступки, продолжает настаивать на свержении легитимного главы Сирии. Турция с самого начала высказывала недовольство российской операцией против ИГИЛ, в которой официальная Анкара, как и некоторые другие страны НАТО, видит поддержку Асада. Но одно дело – словесное недовольство, а совсем другое – то, что страна – член НАТО впервые с 1950-х годов сбила российский (советский) самолет. (Речь идет, как минимум, о двух инцидентах: 4 сентября 1950 года: тогда в нейтральных водах Японского моря, у берегов Северной Кореи, истребителями ВМС США был сбит советский бомбардировщик. Два члена экипажа погибли сразу, третий - лейтенант Геннадий Мишин - был подобран американцами, но скончался от ран. Его останки были переданы в СССР в 1956 году, говорится в книге известного историка, профессора МГУ Александра Орлова. 18 ноября 1952 года на Дальнем Востоке между американскими палубными истребителями с авианосца ВМС США и советскими истребителями МИГ-15 состоялась перестрелка. Из четырех советских истребителей на аэродром вернулся только один, другой из-за отказа двигателя упал в море, остальные два были сбиты американцами. США потеряли два самолета RB-29) rus.tvnet.lv
Сейчас же американский президент, комментируя атаку на российский СУ-24 заявил, что «Турция вправе защищать свое воздушное пространство, но американцы не имеют к этому отношения. Если Россия проводит свою операцию против ИГИЛ, инцидент как тот, что произошел со сбитым Турцией самолетом, скорее всего, случится». lefigaro.fr Интересно, что бы заявил президент США, если бы это был американский самолет, сбитый, скажем, сирийской авиацией? Британская Daily Mail приводит слова директора аналитического центра «Сеть европейских лидеров» Иэна Кернса: «Случившееся из числа того, чего мы опасались. Это прямое военное столкновение страны НАТО и России. Это очень серьезное происшествие». dailymail.co.uk Генсек НАТО Йенс Столтенберг, в свою очередь, ожидаемо заявил, что в данном инциденте между собой должны разбираться Москва и Анкара.
Впрочем, пока ситуация выглядит, как, мягко говоря, «большое недоразумение» с далеко идущими геополитическими последствиями. Сбитый российский самолет – это логичное продолжение внешней политики Турции, направленной на балансирование между основными мировыми центрами силы при жестком отстаивании собственных интересов, которые зачастую непонятны даже партнерам по НАТО, да и России. В частности, после того как Болгария под давлением США и ЕС отказалась от крайне выгодного для нее «Южного потока», Турция немедленно заняла ее место, согласившись построить на своей территории газораспределительный хаб. Но, заключив договор с Газпромом, турки немедленно начали затягивать начало строительства, требуя себе дополнительных преференций. Отношения Турции и ИГИЛ тоже сложно назвать однозначными. Формально Турция осуждает теракты, принимает беженцев и, как член НАТО, разделяет обеспокоенность западного мира бесчеловечным игиловским режимом. С другой, именно через Турцию идет основной поток иностранцев, желающих примкнуть к ИГИЛ, именно Турция покупает нефть, которую добывают игиловцы. Более того, Анкара регулярно наносит удары по курдам, активно ведущим борьбу с ИГИЛ на севере Ирака и Сирии. Поэтому, даже если признать право Турции на защиту своей территории или дружественных ей сирийских туркоманов, фактически, сбив российский самолет, Анкара непосредственным образом поддерживает ИГИЛ. vz.ru Помимо прочего, российские ВКС в последние две недели особенно преуспели в уничтожении автоцистерн на путях транспортировки нефти в Турцию и боевиков и оружия в направлении обратном. В этой чёрной экономике, как утверждает ряд изданий, задействованы, в том числе, турецкие генералы, которые вполне могли сыграть в «свою» игру, отличную от планов президента. expert.ru Но это сомнительно. Сбитый российский самолет стал ярким подтверждением того, что ни о какой широкой коалиции против ИГИЛ пока что говорить не приходится. Чего, судя по всему, Турция и добивалась.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs