Уважаемые дамы и господа,
Мы провели сегодня встречу, которая, наверное, может называться, как предложил Специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура либо «Контактной группой», либо «Группой поддержки Сирии». Как только что заявил Госсекретарь США Дж.Керри, внесший сегодня решающий вклад в нашу работу, в этой группе впервые за одним столом собрались все государства, которые так или иначе влияют на происходящее в Сирии.
Мы длительное время, практически с самого начала кризиса, продвигали необходимость руководствоваться принципом инклюзивности, как с точки зрения организации общесирийского политического процесса, так и с точки зрения формата внешних спонсоров, внешних игроков, которые этот сирийский политический процесс будут поддерживать. По-моему, сегодняшняя встреча закрепила понимание, что так и должно быть. Госсекретарь США Дж.Керри много говорил о том, что происходит в Сирии, каким страданиям вынужден придаваться сирийский народ, сколько крови пролилось и сколько людей потеряли свои очаги, были сорваны с родных мест. Мы хотим прекратить эту ситуацию и не допустить, чтобы террористы захватили власть в этой стране. Тема борьбы с терроризмом сегодня звучала во всех выступлениях без исключения. Мы достигли очень важных договоренностей, условились (и это отражено в совместном заявлении) твердо и последовательно бороться с «ИГ», другими террористическими группами, которые в качестве таковых признаны Советом Безопасности ООН, а также провести дополнительные консультации, чтобы согласовать список и других организаций, которые пока еще не включены в ооновские списки, но являются явно террористическими.
Россия неизменно выступает за то, чтобы борьба с терроризмом велась на прочной основе международного права, что предполагает согласие соответствующего правительства либо решение Совета Безопасности ООН в случае проведения войсковых операций военно-воздушными силами или сухопутными силами и их контингентами. Эта наша позиция неизменна. В свете решений, принятых Президентом США Б.Обамой, о которых только что сообщил Госсекретарь США Дж.Керри, наша позиция не изменилась. Мы выступаем за то, чтобы в любом случае, имея общего врага, найти способ легитимно взаимодействовать в борьбе с ним.
Хочу также выделить те договоренности, которые сегодня закреплены в совместном заявлении. Мы все договорились, что будем сотрудничать с тем, чтобы обеспечить единство, независимость, светский характер и территориальную целостность Сирийского государства, сохранить его государственные институты. Права всех сирийцев независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности должны быть защищены и гарантированы. Должны быть обеспечен гуманитарный доступ к нуждающимся, продолжена и увеличена помощь беженцам и внутренне перемещенным лицам.
Одна из важнейших сегодняшних договоренностей заключается в том, что участники встречи обращаются к ООН с просьбой собрать представителей Правительства САР и оппозиции для начала политического процесса. Этот политический процесс должен привести к договоренностям сторон о совместном создании инклюзивной структуры, которая позволит сообща решать вопросы жизнедеятельности страны, подготовить новую конституцию и провести всеобщие выборы. Мы согласились с тем, что выборы должны проводиться при активном вовлечении и контроле со стороны ООН и что в них должны иметь возможность участвовать все сирийские граждане, независимо от того, где они находятся, включая беженцев в соседних странах.
Обсуждались и вопросы возможного объявления прекращения огня параллельно с политическим процессом. Решено эти консультации продолжить с участием ООН при четком понимании, что, если прекращение огня будет объявлено, ни одна террористическая структура не будет подпадать под эти договоренности. Как сказал Госсекретарь США Дж.Керри, у нас нет согласия в отношении того, как решать судьбу Президента Сирии Б.Асада. Россия убеждена, что решать этот вопрос должны сами сирийцы в контексте политического процесса. В нашем совместном заявлении подтверждено, что политический процесс должен быть сирийским, принадлежать самим сирийцам, и что сам сирийский народ определит будущее своей страны.
Некоторые наши коллеги, прощаясь сегодня, говорили, что у окружающих, наблюдателей и журналистов может создаться впечатление, что мы лишь «затушевали» некоторые принципиальные разногласия. Это не так. Мы об этих действительно серьезных расхождениях говорим, в том числе, и вам. Я убежден, что те принципы, которые сегодня были сформулированы в нашем совместном заявлении, позволяют начать работу всерьез. Наверняка, она не будет простой и быстрой, но эта работа позволит укреплять доверие в том числе между странами региона, у которых существуют серьезнейшие противоречия. Сегодня они сидели за одним столом, разговаривали, вели переговоры друг с другом. Я уверен, что, укрепляя доверие, мы сможем создать условия для сирийцев, чтобы они проявили мудрость и договорились о будущем своего государства.
Сегодня все проявили готовность к компромиссам. Я надеюсь, что эта готовность будет укрепляться в ходе наших последующих встреч, о которых мы условились. Ближайшая из них должна состояться не позднее, чем через две недели, о конкретной дате мы договоримся чуть позже. Я хотел бы отметить ту особую роль, которую в проведении нашей встречи сыграл Госсекретарь США Дж.Керри, и поблагодарить Специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии Стефана де Мистуру и весь его штат за поддержку и содействие и пожелать ему успехов. Сейчас на их плечи ложится весьма ответственная миссия.
Вопрос: Как Вы думаете, не интенсифицирует ли решение Президента США Б.Обамы задействовать сухопутные специальные силы в операции в Сирии то, что некоторые называют «войной по доверенности», в которой США, кажется, поддерживают повстанцев, а Россия, как Вы заметили несколько минут назад, не считает, что Президенту САР Б.Асаду нужно уйти? Мы полагаем, что российские силы атакуют некоторые из повстанческих группировок, которые поддерживаются со стороны США.
С.В.Лавров: Я не говорил, что Президент Сирии Б.Асад должен уйти или остаться. Я сказал, что судьбу Башара Асада должен решать сирийский народ так же, как и все, что касается дальнейшего развития Сирийского государства.
Насчет опасений, что ВКС России наносят удары по позициям группировок, поддерживаемых США, и, в целом, групп, которые не являются террористическими, можно отметить, что Россия с самого начала своей операции, которая осуществляется, подчеркну, по просьбе руководства Сирии, предлагала США договариваться о координации наших действий. Пока наши американские коллеги пошли только на то, чтобы договориться о механизме избежания непредвиденных инцидентов. Но мы уверены, что можно сделать больше и более эффективно бороться с террористами. Я очень надеюсь, что сегодняшняя договоренность о том, чтобы согласовать список террористических групп в Сирии, позволит двигаться в этом направлении. Я уже высказал нашу оценку решения Президента США Б.Обамы направить наземные контингенты для (как объявлено) борьбы с «ИГ» в одностороннем порядке, не согласовав с сирийским руководством.
Я убежден, что ни США, ни, конечно, Россия, не хотят сползания к т.н. «войне по доверенности», но то, что эта ситуация делает задачу сотрудничества между военными еще более актуальной, для меня очевидно. У нас общий враг, и нужно сделать все, чтобы этот враг не смог захватить власть ни в Сирии, ни в каком-либо другом государстве.
Вопрос: В какие сроки и на каких условиях сегодня обсуждалось введение перемирия в Сирии?
С.В.Лавров: Это обсуждалось в общем плане. Записано, что мы продолжим эти обсуждения совместно с нашими коллегами из ООН. Никаких условий никто не согласовывал, кроме одного – перемирие не будет касаться террористических групп и борьбы с ними.
Вопрос (адресован Министру иностранных дел России С.В.Лаврову и Госсекретарю США Дж.Керри): Сегодня вы вели переговоры по Сирии без участия сирийцев. Имеется ли у Контактной группы поддержки Сирии намерение приглашать сирийских делегатов на свои сессии?
С.В.Лавров (отвечает после С. де Мистуры и Дж.Керри): Я согласен с тем, что сейчас было сказано. Прежде всего, мы собирались для того, чтобы достичь согласия хотя бы по некоторым вопросам между собой и простимулировать стороны к тому, чтобы они возобновили прямой диалог, не говоря уже о том, что пока мы так и не видим единую делегацию оппозиции Сирии. Об этом мы сегодня также говорили. Специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии Стефан де Мистура и его команда будут заниматься также и этим вопросом.
Мы все поблагодарили друг друга за хорошую работу. Я хотел бы завершить ответ на вопрос выражением признательности руководству Австрии и городу Вене, всем австрийцам за традиционное шикарное гостеприимство. Мы ещё вернемся.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs