Фото: dan-news.ru
В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, в ходе которого был представлен доклад Московского бюро по правам человека о текущей ситуации на Украине и основных нарушениях прав человека в ходе продолжающегося уже в течение полутора лет гражданского и военного конфликта.
«В рамках сессии Бюро демократических институтов по правам человека ОБСЕ состоялась презентация книги «Украина: расстрелянное право», - сказал в своем выступлении директор Московского бюро по правам человека, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод. - Доклад, предлагаемый вашему вниманию, развивает и дополняет положенные в ее основу материалы. Хронологически охватывает период с января по сентябрь 2015 года».
Сейчас на Донбассе формально наступило перемирие. Однако осторожный оптимизм ряда аналитиков опровергается печальной реальностью: на Ураине продолжают гибнуть люди. Даже терпение тех, кто в целом поддерживал Евромайдан и Порошенко, не бесконечно. Последние опросы, проведенные украинскими социологами, свидетельствуют, что 56% граждан страны считает, что она движется не в том направлении, и только 32% продолжает поддерживать действующего президента. На Донбассе, несмотря на неоднократные заявления Киева об отводе артиллерии, в ряде мест продолжаются одиночные обстрелы населенных пунктов. Власти ДНР и ЛНР ведут подсчет потерь. Колоссальный урон понесла гражданская инфраструктура. По состоянию на 9 октября частично повреждено более 10 тысяч объектов (особенно Донецк, Горловка, Енакиево, Ясиноватая). Полностью выведено из строя 34 объекта водоснабжения, разрушено 49 высших учебных заведения, 50 учреждений культуры. В труднейших условиях власти ДНР и ЛНР стремятся обеспечить пострадавших жильем и социальной защитой».
По словам эксперта, война постоянно напоминает о себе. Даже в сравнительно мирное время продолжают получать травмы и гибнуть люди. Так, 5 октября в Куйбышевском районе Донецка местный житель подорвался на неразорвавшемся украинском снаряде. По сведениям, приведенным А.Бродом, всего за время конфликта погибло 4 тыс. человек, из них – 579 женщин и 71 ребенок в возрасте до 18 лет; около 6 тыс. человек получили ранения. Основополагающий пункт Минского плана - обмен пленными по формуле «всех на всех» - не продвигается из-за препятствий, которые чинятся украинской стороной. В то же время к задержанным по подозрению в нелояльности мирным гражданам и к военнопленным применяются методы физического воздействия. Например, 4 октября житель Тельмановского района Донецкой области, арестованный по обвинению в сепаратизме, скончался от пыток в Мариупольском СИЗО. Тысячи невиновных людей находятся в заключении или пропали без вести.
Многочисленные свидетельства о насилии, применяемом киевскими властями к своим противникам, использование ствольной артиллерии и минометов при обстреле жилых кварталов не вызывают ни малейшего возмущения в структурах Европейского союза и США. Никаких международных санкций против Киева не вводится.
Одновременно «партия войны» делает все возможное для зачистки политического ландшафта от любого инакомыслия. Министерство юстиции Украины запретило три коммунистические партии: КПУ, Обновленную и Коммунистическую партию рабочих и крестьян. В Харькове и Мариуполе Забросали петардами офисы Оппозиционного блока, включившего в свой состав бывших депутатов Партии регионов.
Член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного (представительного) органа города Севастополя Ольга Тимофеева сообщила, что верхняя палата российского парламента осуществляет мониторинг ситуации на Украине уже в течении года. По ее убеждению, произошедшие в течение этого времени события полностью исключают существование ДНР и ЛНР в составе Украины. «Все основополагающие конвенции по правам человека украинской стороной ратифицированы и обязательны к исполнению. Пока на Украине не не дана должная оценка событиям 2 мая 2014 года в Одессе и прочим актам насилия, говорить о какой-либо способности Киева к диалогу бессмысленно. Нынешнее украинское руководство недоговороспособно», - заявила она. По словам О.Тимофеевой, на Украине установлен режим жесточайшей цензуры и закрыто до 500 общественных организаций, по каналам которых осуществлялись гуманитарные контакты с Россией. Остались считанные единицы. Вопиющим примером стал циркуляр Министерства образования о запрете учебным заведениям Украины каких-либо контактов со Всеукраинской общественной организацией «Русская школа». «Проекты этой организации не носили никакого политического характера, - заявила О.Тимофеева.- . Напротив, они были направлены на возможность взаимодействия учителей словесности на площадке, которая принимала педагогов-русистов всего постсоветского пространства. Сейчас эта организация признана фактически «террористической» и запрещена любая ее деятельность».
«Основной парадокс современной Украины в том, что политические силы, против которых якобы боролись на «Евромайдане», продолжают существовать до сих пор, пусть и в измененном формате, - заметил известный политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - В то же время левую оппозицию, и прежде всего коммунистов, разогнали практически полностью. Не будем забывать, что сегодня Украина - это страна, практически лишенная финансирования. 4 октября Министерство финансов этой страны объявило дефолт по евробондам. Критическая финансовая ситуация и тупик, в который зашла ситуация на юго-востоке, заставила Генеральную прокуратуру Украины возобновить расследование массовой гибели людей на Майдане Незалежности и даже признать, что произошедший расстрел – дело рук боевиков националистической партии «Свобода». По мнению эксперта, откровения, на которые спустя полтора года с момента гибели людей решились украинские юристы, далеко не случайны. Их причина – в изменившейся расстановке сил в мире и глубочайшем кризисе коалиционного правительства. Признав часть правды, Порошенко стремится перехватить инициативу у националистов, при определенном содействии которых он пришел к власти. Полное удаление коммунистов из легального политического процесса привело к сильному смещению политического спектра вправо. Показательно, что у Вашингтона не нашлось 500 млн. долларов, чтобы уберечь киевский режим от дефолта, но зато 300 млн. долларов на поставки вооружения Украине пришлись как нельзя кстати. В этих условиях нацистские батальоны становятся все более серьезным фактором внутренней политики. Если в ближайшее время Киеву не удастся развязать новый виток войны на Донбассе, то вполне возможно, что те доклады правозащитников, которые сейчас касаются территорий ДНР и ЛНР, будут распространяться на Киев и Львов. Возможности выйти из этого тупика у Порошенко нет. Вашингтон эта ситуация не волнует: фашизация Украины – это проблема не США, а Москвы и Брюсселя».
Правозащитник Кирилл Белошицкий рассказал о проекте «Белая книга», стартовавшем в июне 2014 годапроект «Белая книга», руководство которым осуществляет сопредседатель Народного фронта Новороссии Константин Долгов. Первоначально это был информационный проект, основной задачей которого стал сбор сведений о преступлениях, совершаемых сторонниками киевской власти и определение виновных. Однако постепенно возникла необходимость преобразования агентства в благотворительный фонд, стремящийся оказать помощь всем жителям Донбасса, нуждающимся в ней. задачей Особое возмущение сотрудников вызвало решение Кабинета министров Украины от 7 ноября 2014 года об отказе от выплаты пенсий и социальных пособий жителям Донецкой и Луганской областей. В настоящее время на территории ДНР и ЛНР проживает около 0,5 млн. пенсионеров. Минимальный размер пенсии на Украине составляет 949 гривен. Поэтому речь идет не просто о социальных средствах, а о миллиардных суммах и о полном отказе Киева от своих социальных обязательств.
В ходе круглого стола корреспондентом журнала «Международная жизнь» был задан вопрос Президенту Центра системного анализа и прогнозирования Ростиславу Ищенко.
«Международная жизнь»: Ростислав Владимирович, существуют ли какие-либо внешние факторы, под влиянием которых может произойти изменение внутренней ситуации на Украине, которое способно привести к разрядке гражданского конфликта или его «заморозке»?
Р.Ищенко: Такие внешние факторы всегда существуют. Людей можно призвать к порядку как путем убеждения, так и путем принуждения. Вопрос, с моей точки зрения, заключается в том, реализуемы ли сейчас эти внешние факторы. К большому сожалению, сейчас принуждение киевского режима к миру или какой-либо мирной трансформации до тех пор, пока они не совершат очередную порцию совсем уж людоедских преступлений, технически невозможно. Мы живем в реальном мире, в котором происходит противостояние России и США, а борьба идет не только за Украину, но и в известном смысле за Европу и за весь мир. Ясно, что даже из стратегических соображений нельзя прийти и навязать свое видение событий сегодняшней украинской власти. Для того, чтобы такие изменения стали возможными, должна сформировать качественно иная геополитическая ситуация. Примером может служить Сирия: военные действия там начались в 2011-2012 годах, а перелом наметился в 2015-м. Потенциальные возможности для изменения ситуации на Украине, конечно, есть, но пути их использования в настоящее время отсутствуют. Но, конечно, это не означает, что они не смогут появиться в ближайшем будущем. Вопрос лежит исключительно в плоскости поведения киевского режима и перспектив его устойчивости. Если Порошенко удастся удержаться у власти и сохранить неустойчивый баланс в стране, то сам факт наличия легитимной власти в Киеве будет сдерживать возможности урегулирования конфликта, даже если правительство не будет контролировать столичные пригороды. А пока, исходя из текущей ситуации, можно только посоветовать быть хорошо осведомленным пессимистом. Придумайте все самое плохое, что может произойти, и вы не ошибетесь.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs