Уважаемые дамы и господа,
Состоялись переговоры между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Преемником Наследного принца Королевства Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом.
Обсуждались вопросы двусторонних отношений, в том числе в плане выполнения договоренностей, которые были достигнуты в июне этого года во время предыдущего приезда Его Высочества в Российскую Федерацию.
Стороны констатировали наличие очень хороших возможностей в самых разных сферах, включая экономику, инвестиции, авиатехническое сотрудничество. Соответствующие планы будут реализовываться.
Особое внимание было уделено обсуждению ситуации в Сирии и вокруг нее. Уже не один год мы тесно сотрудничаем с Саудовской Аравией по проблемам сирийского кризиса. Сегодня Президент России В.В.Путин подтвердил наше понимание озабоченностей, возникающих в Королевстве. Было подтверждено полное совпадение целей, которые Саудовская Аравия и Российская Федерация преследуют в отношении Сирии: прежде всего, это недопущение того, чтобы в Сирии восторжествовал террористический халифат. В этом смысле Президент России В.В.Путин четко подтвердил, что наши военные в Сирии работают исключительно против «Исламского государства»,«Джабхат ан-Нусры» и прочих террористических группировок.
Вторая цель, которую мы разделяем с нашими саудовскими друзьями, — обеспечить, чтобы в Сирии восторжествовало национальное примирение, как можно скорее произошел политический процесс, который в конечном итоге приведет к тому, чтобы все сирийцы, независимо от их этнической, конфессиональной принадлежности, чувствовали себя хозяевами своей страны.
Сегодня Президент Российской Федерации В.В.Путин и преемник Наследного принца Королевства Саудовской Аравии М. бен Сальман Аль Сауд подробно и откровенно обсуждали шаги, которые могут приблизить нас к скорейшему началу такого политического процесса. Обсуждался целый ряд идей, направленных на то, чтобы перевести в практическую плоскость известное Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г., высказаны различные подходы, которые стороны договорились взять за основу для дальнейшей работы.
Нам с моим коллегой и другом было поручено продолжать самое тесное взаимодействие на уровне внешнеполитических ведомств, чтобы продвигать эти понимания, делать их более конкретными, а также активизировать борьбу с терроризмом, наращивать взаимодействие в этой сфере по линии наших военных и специальных служб.
Вопрос: Обсуждалось ли подключение в какой-то степени Саудовской Аравии и Египта к установлению контактов с сирийской оппозиции?
С.В.Лавров: У нас давно продолжаются контакты с Саудовской Аравией, Египтом и другими как региональными, так и внерегиональными странами, которые значительно влияют на ситуацию.
Если говорить о Египте, то наши коллеги в Каире провели несколько раундов переговоров между различными отрядами сирийской оппозиции. То же самое делали мы в Москве, и цель была одна и та же – объединить оппозиционные группы на основе общесирийского диалога в русле Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. на платформе единой светской Сирии, в которой все этно-конфессиональные группы чувствуют себя комфортно и защищённо.
Эту же тему в русле подготовки условий для скорейшего запуска политического процесса с участием всех основных сирийских групп мы обсуждали с Министром иностранных дел Саудовской Аравии А.Аль-Джубейром с участием Госсекретаря США Дж.Керри в начале августа с.г. на встрече в Дохе. Говорили об этом и в Москве в прошлом месяце, когда г-н А.Аль-Джубейр посетил с визитом нашу страну.
Мы в принципе выступаем за то, чтобы все внешние «игроки», имеющие влияние на те или иные политические силы САР, способствовали скорейшему запуску общесирийского диалога. Тем более нас интересует сотрудничество в этом вопросе с такой важнейшей страной региона, как Саудовская Аравия.
Сегодня Президент России В.В.Путин специально затронул эту тему, выступив за то, чтобы наше взаимодействие по этому конкретному направлению было максимально предметным, и соответствующие договорённости были достигнуты. Параллельно с этим, как я уже сказал, мы подтвердили понимание озабоченностей, которые испытывают в Саудовской Аравии, относительно целей, которые поражают российские военные в Сирии. С нашей стороны была выражена готовность, нашедшая встречный отклик у преемника Наследного принца, к тому, чтобы наши военные и представители специальных служб стали максимально тесно сотрудничать, чтобы не было никаких сомнений в том, что цели, по которым работает российская авиация, – это «Исламское государство» («ИГ»), «Джабхат ан-Нусра» и прочие террористические группировки.
С обеих сторон, насколько я могу судить, есть понимание, что сегодняшняя встреча поможет реально продвинуть наше взаимодействие по политическому процессу и антитеррористическому треку.
Вопрос: Обсуждалась ли на переговорах тема военно-технического сотрудничества между двумя странами? О чём конкретно шла речь? Говорили ли о каких-то контрактах и поставках?
С.В.Лавров: Эта тема, как мы сказали с г-ном А.Аль-Джубейром в своих вступительных словах, обсуждалась. Конкретные ведомства двух наших государств продолжат взаимную работу.
Вопрос (адресован А.Аль-Джубейру): Обсуждалось ли на встрече возможное более активное участие Саудовской Аравии в борьбе с терроризмом? Раз уж вы начали военную операцию в Йемене, не видите ли вы смысла «прикрыть» своё государство и от «ИГ»?
С.В.Лавров (добавляет после А.Аль-Джубейра): Могу добавить, что российская сторона, и об этом мы сегодня отдельно подробно говорили с г-ном Министром, работает с йеменским правительством и с различными оппозиционными силами с тем, чтобы обеспечить скорейшее начало политического процесса и достижение политического урегулирования. Принята соответствующая резолюция, есть дополнительные инициативы. Мы за то, чтобы этот кризис как можно скорее был урегулирован.
Вопрос: Насколько принципиальна для Москвы фигура Б.Асада? Наши союзники настаивают на его уходе от власти. Не изменилась ли позиция России на этот счёт?
С.В.Лавров: Конечно, мы знаем о позиции Саудовской Аравии, и сегодня наши партнёры её подтвердили, а мы – подтвердили свою, и вы тоже её знаете. Самое главное – не препятствовать нам никоим образом продвигаться совместно, в том числе с другими странами, по созданию условий для скорейшего запуска политического процесса, который должен обеспечить полноценное участие всех сирийских групп, всех слоёв сирийского общества, который должен завершиться достижением межсирийского согласия, безусловно, такого, которое будет поддержано международным сообществом.
Сегодняшняя встреча Президента России и преемника Наследного принца Саудовской Аравии не могла разрешить все вопросы, связанные с сирийским урегулированием, но могу твёрдо сказать, что после сегодняшних переговоров мы гораздо лучше понимаем, как двигаться по пути политического урегулирования.
***
Чтобы не было недопонимания, хочу подтвердить, что мы с нашими саудовскими партнёрами, как и с другими партнёрами на Ближнем Востоке, находимся в очень тесном контакте по проблеме палестино-израильских отношений, которая сейчас усугубляется. Вместе с нашими друзьями мы активно выступаем за то, чтобы задействовать ресурсы «квартета» и ЛАГ для разрядки обстановки, чтобы вернуться на путь выполнения резолюции СБ ООН и прочих договорённостей о палестино-израильском урегулировании на основе двугосударственного решения. Мы считаем, что прочной основой урегулирования должна оставаться Арабская мирная инициатива, которую в своё время выдвинула Саудовская Аравия, поддержали ЛАГ и ОИС и которая остаётся как никогда актуальна сегодня.
Договорились оставаться в тесном контакте также и по этому вопросу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs