«Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила». Такими словами президент США Барак Обама объявил о заключении крупнейшего торгового соглашения – так называемого соглашения о Транстихоокеанском торговом партнерстве (ТТП, англ. Trans-Pacific Partnership, TPP). Этот альянс объединяет 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится до 40 процентов мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. В настоящее время в ТТП входят США, Австралия, Вьетнам, Перу, Бруней, Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Канада. Малайзия, Мексика и Япония.
Американские эксперты, говоря о ТТП предрекали, что этот союз определит глобальную торговую повестку на ближайшее десятилетие. Обама не скрывает амбиций США. С помощью этого соглашения США и Япония как более сильные экономики завоюют новые развивающиеся рынки. А особенно сильно могут пострадать Малайзия, Перу и Вьетнам как самые слабые экономики в этом объединении. Есть большие риски, что нынешнее состояние их экономик не позволит им успешно вписаться в новый союз. При этом, собственно для США новое объединение сулит определенные выгоды: ТТП позволит США во многом устанавливать правила мировой экономики в XXI веке и помешает это делать Китаю. О важности ТТП для США как автора правил для глобальной экономики говорилось даже в новой Стратегии национальной безопасности. Сдерживание Китая экономическим путем особенно важно на фоне того, как Китай стремительно догоняет США в военном плане. ТТП нужно США и для наращивания экспорта в Азию. Каждое четвертое рабочее место в Америке зависит от экспорта. Сейчас в Азии примерно 525 миллионов представителей среднего класса, и к 2030 году число потенциальных потребителей американских товаров вырастет до 2,3 миллиарда человек. http://lenta.ru/articles/2015/10/06/partnership/ Американцы получат преимущество и в том, что ряд государств мира будет проводить свою экономическую, трудовую и даже антикоррупционную политику по тем правилам, которые выгодны Штатам. По сути, страны-участницы ТТП отказываются от части государственного суверенитета в весьма чувствительных областях. Более того, юридические лица смогут подавать в суд на правительства стран-участниц ТТП.
Но основной удар наносится по Китаю. По данным исследования, проведенного в 2012 году, соглашение о ТТП обойдется Китаю к 2025 году в чуть более одного процента экспорта. http://www.whuced.com/show/?id=110&siteid=3 Цифра вроде бы не очень пугающая, если бы не такие негативные моменты, как: перенос предприятий из КНР на территорию стран-участниц ТТП (Вьетнам, Мексика). https://www.tecma.com/moving-manufacturing-from-china-to-mexico/ ; http://tuoitrenews.vn/business/21324/80-of-worlds-computer-chips-will-be-made-by-intel-vietnam-by-2015-ceo. И как результат - снижение китайского экспорта в ЕС и США, потому что такие страны, как Вьетнам и Мексика, благодаря членству в ТТП получают существенные преимущества перед китайскими экспортерами на рынке США. Ограничение китайского экспорта по причине несоответствия стандартам и нормам ТТП. Падение товарооборота с Японией и странами АСЕАН, что непосредственно скажется на китайском экспорте, по некоторым данным, в сильной степени зависящим от поставок комплектующих из этих стран. http://mfa.gov.by/print/international_agenda/ea909c3e294cdb3c.html. Неудивительно, что в Китае успех соглашения по ТТП воспринимают откровенно негативно. Поднебесная продвигает собственный аналогичный проект — Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), — который претендует на тот же регион, что и ТТП. Но теперь задача Пекина усложняется: договор о ТТП уже согласован, а ВРЭП находится на начальной стадии обсуждения.
Но у ТТП есть влиятельные оппоненты в самих США. Американский миллиардер – а теперь и кандидат в президенты США – Дональд Трамп весной назвал «провалом» подписание договора о Транстихоокеанском партнерстве. Он уверен, что это соглашение навредит американским компаниям. По его словам, «это инструмент, с помощью которого все эти страны разорят нас». Он заявил, что не верил в перспективность этого проекта из-за того, что большинство стран ТТП не уважают Соединенные Штаты. «Наши власти некомпетентны. Они дети», – сказал Трамп об администрации Обамы. http://vz.ru/economy/2015/10/5/770595.html
По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглица, ТТП, вопреки тому, как его преподносят официально, не имеет отношения к свободной торговле, а на самом деле призвано управлять торговыми и инвестиционными отношениями его участников, но от лица самых влиятельных бизнес-лобби в каждой из стран. Например, в фармацевтике ТТП в конечном счете может быть использовано крупными корпорациями, чтобы расширить их монополию на патентованные препараты и закрыть путь на рынок более дешевым лекарствам, полагает Стиглиц. http://nation-news.ru/164943-transtihookeanskoe-partnerstvo-ubet-vto.
ТТП должен заработать не ранее 2016 года — впереди его ратификация в 12 странах, причем в США Конгресс примет или отвергнет текст соглашения целиком. По словам Барака Обамы, «я неоднократно говорил, что соглашение будет представлено Конгрессу, если я буду абсолютно уверен, что это хорошо для американских рабочих и хорошо для американских компаний, хорошо для американских фермеров, хорошо для американских владельцев ранчо и хорошо для американских производителей. Мы следовали этому принципу в этом соглашении", - заявил Обама. При этом уже сейчас, не все представители, в том числе и крупного американского бизнеса считают, что все «хорошо». Вице-президент корпорации Ford Motor Зияд Ожакли призвал Конгресс отклонить соглашение, поскольку оно «не защищает производителей от манипуляций с курсами иностранных валют». «Необходимо перезаключить TПП с учетом жестких нормативных правил в области валютного регулирования. Этот пункт имеет ключевое значение для международной торговли в XXI веке», — говорится в официальном заявлении Ford. https://so-l.ru/news/show/obama_s_democratic_trade_critics_pin_their_hopes_o. Уже сейчас понятно, что провести соглашение через Конгресс администрации Обамы будет непросто. Так, сенатор США и претендент на демократическую номинацию на выборах президента Берни Сандерс выступил против соглашения. Беспокойство по этому соглашению выразил и лидер большинства в сенате Митч Макконнелл. http://1prime.ru/News/20151006/820443860.html. По мнению антиглобалистов создание ТТП представляет собой «корпоративный переворот», поскольку только 2 из 26 глав соглашения о ТТП имеют какое-либо отношение к торговле, а большая часть соглашения «предоставляет новые права и привилегии глобальным корпорациям, в особенности, права связанные с защитой интеллектуальной собственности (законы об авторских и патентных правах), а также — вводит ограничения на государственное регулирование». http://www.occupy.com/article/why-so-secretive-trans-pacific-partnership-global-corporate-coup
Но Транстихоокеанское партнерство, видимо, только первый шаг. Ведь есть еще евроатлантический проект - Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP) . А это - большая зона свободной торговли между ЕС и США. Там, правда, ситуация сложнее, хотя ранее этот союз представлялся важным с точки зрения глобального доминирования американских и европейских корпораций. Как сообщает британская газета Independent, свыше трех миллионов жителей Евросоюза (из них 500 тыс. подданных Великобритании) подписали петицию с требованием прекратить «секретные переговоры по Трансатлантическому партнерству». «Мы выступаем против снятия барьеров в сферах занятости, окружающей среды, защиты персональных данных и государственных услуг, обсуждаемых в ходе непрозрачных переговоров c CША», — говорится в документе, обращенном к Еврокомиссии. http://www.independent.co.uk/news/business/ttip-three-million-people-sign-petition-to-scrap-controversial-trade-deal-a6680411.html Впрочем, мнение европейцев, благодаря крылатой фразе помощника государственного секретаря по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд, брошенной в адрес ЕС, США вряд ли интересует. http://www.youtube.com/watch?v=DG1jnvfPShU
Так или иначе, новые торговые соглашения, которые продвигает Вашингтон, на деле, являются вызовом системе международной торговли, которую сейчас контролирует Всемирная торговая организация (ВТО).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs