ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Сирия с Асадом или все против всех

11:59 30.09.2015 • Андрей Исаев, журналист-международник

С нынешней сессией Генассамблеи ООН, точнее с участием в ее работе лидеров России и США, связывалось много надежд на начало новой «разрядки» между Москвой и Вашингтоном. Надежды не оправдались: Владимир Путин и Барак Обама в своих выступлениях в очередной раз продемонстрировали хорошо известные и диаметрально противоположные подходы к оценке, пожалуй, главных на сегодня проблем мировой политики – к ситуации на Украине и в Сирии. А последовавшая вслед за этим беседа двух лидеров, по словам Сергея Лаврова, была «конструктивной», и только: стороны «не достигли согласия по каким-либо особым шагам». В тот же день Соединенные Штаты заблокировали российский проект заявления председателя Совета Безопасности ООН по путям урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в интервью ТАСС был вынужден резюмировать: «Заявление заблокировали. Американцы сказали, что не будут работать над нашим заявлением. Не буду вам всего говорить. Они сказали, что слишком много разногласий у нас».

(http://www.newsru.com/world/29sep2015/sovbez.html)

По словам главы российского МИД, центральным вопросом повестки дня переговоров был вопрос о том, можно ли эффективно бороться с «Исламским государством», не оказывая при этом поддержки правительству Башара Асада. Если американцы не видят в будущей Сирии места для нынешнего режима, то российская сторона считает, что единственной альтернативой ему «может послужить ИГИЛ и «халифат», и нам придется забыть о Сирии, которую мы знаем сейчас».

(http://www.newsru.com/world/29sep2015/un.html)

То, что происходит в ближневосточных странах после насильственного смещения извне их лидеров, мировая общественность совсем недавно имела возможность наблюдать в Ираке и Ливии. Сценарий, по которому будут развиваться события в Сирии, будет примерно тем же. Только хуже: садисты из «Исламского государства» и иже с ними «позаботятся» об этом. Ведь сегодня Асад является лидером не только значительной части светски ориентированных сирийских суннитов, но чуть ли не единственной надеждой на выживание для алавитов, христиан, друзов, езидов – «недочеловеков», согласно салафитским догмам. Что всех их ждет в случае победы джихадистов, они (джихадисты) демонстрировали неоднократно. К тому же гипотетическая победа джихадистов поставит весь офицерской корпус правительственной армии перед простым выбором между жизнью и смертью. Причем, «жизнь» будет означать «раскаяние» и переход на службу к террористам с возможностью «кровью искупить вину». Все это мы уже наблюдали в Ираке, где бывшие офицеры армии Саддама сегодня составляют костяк среднего командного звена отрядов ИГ. И тогда победить «Исламское государство» станет еще сложнее. Распад страны на отдельные территории, подконтрольные разным группировкам, выльется в бесконечную драку между бывшими союзниками. Как в Ливии, например. А потом настанет очередь Ливана, где «врагов» истинного (в понимании салафитов) ислама предостаточно. О Ливане тоже «придется забыть». Далее по списку?

Нет сомнений в том, что эскалация конфликта не будет нарастать только по мере экспансии исламистов. В Сирии пересекаются интересы многих региональных держав: Ирана, Турции, Королевства Саудовской Аравии, Катара. Вакуум власти неминуемо втянет их во взаимную конфронтацию. И совсем необязательно, что при этом суннитская Турция станет, например, солидаризироваться с единоверными КСА, оно, в свою очередь, с Катаром – геополитические амбиции вполне могут развести Анкару, Эр-Рияд и Доху по разным лагерям. И вдобавок, всем им придется противостоять формирующемуся блоку Тегеран – Багдад - Хезболла. А это опасность большой суннитско-шиитской войны, которая уже начинается – в Йемене и в той же Сирии.

Особенно не терпится вмешаться в конфликт Турции, которая «рвется в бой» с Асадом чуть не с самого начала внутрисирийского противостояния, то и дело предлагая столь кардинальные меры, что их отказываются даже рассматривать ее западные союзники. В этой связи недостижение договоренностей на полях Генассамблеи воодушевило анкарских неоосманистов. На пресс-конференции в ООН премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу не только прилежно повторил основные постулаты выступления американского президента – о виновности сирийского лидера в развязывании войны и в гуманитарной катастрофе, об использовании им кассетных бомб против собственного народа и проч,. – но, рисуя образ «совершенного» врага, еще и заявил: «ИГ и Асад поддерживают тактическое взаимодействие». (!)

(http://t24.com.tr/haber/davutoglu-deas-ile-esad-arasinda-taktiksel-bir-isbirligi-var,311154)

Кстати, гипотетический хаос и война всех против всех в «постасадовской» Сирии никак не поможет Турции противостоять угрозе ее территориальной целостности, исходящей, по мнению официальной Анкары, от курдов, «своих» и «чужих».

Если добавить к этим потенциальным проблемам Израиль с его геополитическим видением ситуации в регионе, то картина и вовсе становится устрашающей.

Другими словами, гипотетическое падение дамасского режима породит такой клубок региональных проблем, что многие враги Асада еще будут с теплотой вспоминать нынешнего сирийского президента.

Услышать Москву, неоднократно предостерегавшую на этот счет мировое сообщество, на Западе опять не захотели. Пришлось действовать: через Проливы на Тартус пошли корабли ВМС России, из «спящего режима» начала выходить база в Латакии, в СМИ появилась информация (позднее подтвержденная В.Путиным в Нью-Йорке) о создании в Багдаде международного Информационного центра для обмена разведданными между Россией, Ираком, Ираном и Сирией.

Реакция «западных друзей» на решительные шаги России варьировалась от резкого неприятия до благожелательной заинтересованности. Так, по мнению Вали Насра, эксперта Университета Джонса Хопкинса, «Решительное вмешательство России в сирийские дела явилось не просто шоком для Вашингтона. Оно может стать переломным стратегическим моментом на Ближнем Востоке, особенно если поможет остановить гражданскую войну в Сирии».

(http://www.politico.com/magazine/story/2015/09/only-russia-saves-syria-putin-intervention-213199)

К чему, собственно, Россия и стремится. Ему вторит Financial Times: «До недавнего времени мировые лидеры были уверены, что сирийский президент Башар Асад не должен оставаться у власти. Однако российское военное вмешательство, нахлынувшие в Европу беженцы и неспособность США укрепить умеренные повстанческие силы привели к тому, что сейчас альтернатив этой фигуре никто не видит — по крайней мере, в краткосрочной перспективе».

(http://inosmi.ru/world/20150929/230532569.html#ixzz3n9DNHY3A)

Так что надежда, если не на достижение консенсуса, то на координацию усилий все-таки сохраняется. Как сообщил, подводя итоги встречи Путина и Обамы Сергей Лавров: «Американцы подтвердили, что их абсолютная позиция - это сохранение территориальной целостности и суверенитета Сирии, Ирака и других стран региона. На этой основе мы можем сотрудничать». И хорошим знаком является уже то, что Вашингтон перестал настаивать на немедленной отставке Асада.

(http://www.newsru.com/world/29sep2015/un.html)

Впрочем, от приглашения к участию в работе багдадского Центра американцы пока отказываются. Будем надеяться, что пока отказываются. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати