До блокады Крыма, которая ее инициаторами названа «Гражданская блокада Крыма», осталось несколько дней. Она может начаться 20 сентября в 12.00. Блокада предусматривает «полное прекращение силами гражданских активистов пропуска коммерческих грузов на полуостров», при этом «никаких препятствий для перемещения людей, пассажирского и личного автотранспорта, а также гуманитарных грузов не будет».
Эта инициатива была представлена 8 сентября на пресс-конференции – народным депутатом Мустафой Джемилевым, председателем так называемого «Меджлиса крымскотатарского народа», президентом «Всемирного конгресса крымских татар» (ВККТ) Рефатом Чубаровым и вице президентом ВККТ Ленуром Ислямовым.
Надо сказать, «меджлис» в лице его лидеров всегда умел вязать сложные узлы (https://interaffairs.ru/news/show/13035). В эти узлы затягивались разные политические силы и власти разных уровней, чиновники и международные организации, чем сложнее узел, тем больше выгода для руководства «меджлиса», и тем сложнее решать проблему. Акция по блокированию Крыма формирует достаточно масштабное конфликтное поле.
Так, украинский закон о свободной экономической зоне (СЭЗ) в Крыму принят во многом благодаря лоббированию коммерческих интересов украинского бизнеса. По подсчетам «меджлиса» с начала 2015 года из Украины в Крым поставили товаров почти на 500 млн. долларов США. Это экономический сегмент конфликтного поля.
Политический сегмент конфликтного поля с претензией выхода на международный уровень сформулирован таким образом:
-
Л. Ислямов: «…если государство в лице сегодняшней власти, которую выбрал народ Украины, решит официально заблокировать границу с Крымом, отменит коррупционный закон 4032а и будет вести себя как полноценный субъект мирового сообщества…(тогда)… Украина присоединится к общемировому списку стран, которые поддержали санкции в отношении Крыма». (http://glavcom.ua/news/325304.html)
-
Р.Чубаров: «…украинский бизнес торгует на крови. Мы считаем это неприемлемым ни для государства Украина, ни для бизнеса. Государство не нашло способа защитить граждан в Крыму и одновременно усиливает оккупантов. Эти товары потребляют, в частности, военные гарнизоны».
Таким образом, меджлис конфликтует с государством, принявшем закон о СЭЗ в Крыму, с бизнесом, продолжающим рассматривать Крым как рынок сбыта, с гражданами Украины, занятыми на производстве товаров, имеющих рынком сбыта Крым, и занятых в логистике поставок этих товаров (социальный сегмент конфликтного поля). И это только экспресс-анализ ситуации.
Можно добавить и юридические аспекты – эта акция идет вразрез с рядом украинских законов, а значит, может быть квалифицирована как самоуправство, административное нарушение. Впрочем, этого постараются не делать - свою поддержку акции уже высказал главный администратор Херсонской области Андрей Путилов, который заявил, «что как глава Херсонской ОГА, он готов предоставить максимальную помощь предстоящей акции, а также инициировать принятие соответствующих законодательных инициатив». (http://www.rbc.ua/rus/news/glava-hersonskoy-oga-podderzhal-initsiativu-1441887669.html)
Еще один яркий штрих – акцию «меджлиса» поддержал «Правый сектор», почти слово в слово повторивший конфронтационный в отношении власти пассаж: «Блокаду Крыма мы расцениваем как двойной удар – и непосредственный удар по московским интересам, и удар по нынешней системе, которая сложилась в Украине, системе продажничества и сдачи государственных интересов». (http://pravyysektor.info/news/news/808/pravij-sektor-vizme-uchast-u-blokadi-krimu.html)
Этот, пока виртуальный, союз доказательство того, что позиционируясь, «меджлис» готов пойти на конфликт с украинской властью, стремясь понудить ее к поддержке своих действий, фактически угрожая своей возможной оппозиционностью.
Интересный вопрос – технология реализации блокады. Нужны люди, в достаточном количестве, вспомогательное оборудование для блокирования дорог, транспорт, питание. То есть, нужны организационные и финансовые ресурсы. Ответ на вопрос, а кто же физически будет блокировать автодороги, дал в одном из своих заявлений Р.Чубаров: «Мы приглашаем к взаимодействию нардепов - выходцев из Крыма, есть депутатское объединение "Крым", приглашаем общественные и экспертные организации». Как-то размыто, с трудом можно себе представить экспертов, блокирующих дороги. Однако, вполне можно представить в этой роли активистов «Правого сектора» и бойцов батальона «Крым», прообраз «мусульманского батальона», который, по мнению Джемилева в принципе и должен контролировать границу с Крымом.
Предположим, все нужные для акции ресурсы будут найдены, тогда остается обеспечить одну важнейшую позицию – политическое прикрытие, патронат акции.
Если такой патронат будет обеспечен – покровитель акции идет на серьезный риск – граница не самое лучшее место для акций протеста, тем более в условиях достаточно широкой конфликтной зоны, граница – это место, где «гражданская акция» может превратиться в провокацию. Опасная игра. В такой игре украинская власть, которая и так окружена проблемами сверх меры, скорее всего не заинтересована. Тогда можно предположить, что за этим стоят известные всему миру адепты «управляемых конфликтов», внешние патроны Украины. Такие провокации вполне в духе их понимания «борьбы за демократию и права человека».
Среди версий все же наиболее вероятной видится версия личного позиционирования лидеров «меджлиса», путем расширения собственного политического поля и поля политического торга. За этой акцией видно их неприкрытое стремление определять политику Украины в отношении Крыма.
«Меджлис» намерен действовать на разных уровнях - 20 сентября начало блокирование дорог, потом, не больше не меньше,- решение вопроса о прекращении поставок в Крым электроэнергии. Это вопрос еще более серьезный – он должен решаться на дипломатическом и законодательном уровне, он может решаться долго, идти в разрез с интересами государства (Украины), но все это только на пользу «меджлису», который может постоянно подогревать эту тему.
Возвращаясь к целям акции, отметим, что нельзя исключать и такую цель – отмена закона Украины о СЭЗ в Крыму, который обеспечил возможность работы украинских бизнесменов с Крымом. «Меджлис» стремится стать субъектом введения и осуществления санкций, Р.Чубаров: «…украинские товары на льготных условиях (беспошлинно — благодаря закону о СЭЗ "Крым", т.е. в убыток бюджету Украины) поставляются на полуостров. И вместе с тем Украина требует от ЕС и США усиления санкций, чтобы сделать цену аннексии Крыма для России неподъемной" (http://gazeta.zn.ua/internal/zona-osobogo-nevnimaniya-.html). Тогда версия о внешнем патронате акции и личном интересе лидеров «меджлиса» получается весьма правдоподобной – его лидеры имеют представление об интересах внешних управляющих и предлагают им себя в качестве инструмента.
Даже если отбросить версию внешнего патронирования «меджлиса», все равно остается очевидным его нежелание принять и понять ход истории, искажение недавнего прошлого, призыв к бесперспективным действиям и подпитка иллюзий. Все это свидетельство попытки и намерений реализации личных интересов лидерами «меджлиса», которым нужно и дальше сохранить хотя бы одно место в парламенте, которым нужен какой-нибудь объект управления (крымскотатарский народ, как объект управления ими потерян), пусть хотя бы и в виде процесса блокады.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs