Волны ближневосточных беженцев достигли южноамериканского континента. Экзотичные для местного населения арабы появились в Уругвае, Аргентине и др. странах. И, похоже, это не предел.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о намерении принять 20 тыс. сирийских беженцев, в качестве жеста доброй воли (1).
Аргентина запустила специальную программу поддержки сирийских беженцев, находящихся не только на территории Сирии, но также в Саудовской Аравии, Турции, Египта, Ливана, Иордании, Ирака. Согласно программе, для получения аргентинского гражданства беженцы должны прожить в стране, как минимум, три года. В рамках программы в Аргентину уже перебралось 300 сирийских семей (2).
Приют сирийским беженцам решили предоставить Бразилия и Чили. В 2008 г. Чили приняла 117 палестинцев из Ирака. Теперь чилийское правительство готовит программу, которая бы позволила легализовать в стране беженцев из Сирии. Первоначально чилийцы готовы принять около 150 человек, с перспективой увеличения квоты (3). В 2014-2015 гг. 277 граждан Сирии въехали в Чили по различным визам, но не получили пока статуса беженца.
Парагвай предоставил статус беженца 23 сирийским подданным, ещё 40 прошений находятся в стадии рассмотрения.
Количество сирийских беженцев в Южной Америке эксперты оценивают в 6 тыс. Чемпион по приёму беженцев – Бразилия. Здесь 1500 тыс. сирийцев со статусом беженца, и ещё 4 тыс. въехали по туристическим и др. визам (4). Вопрос, принимать или не принимать беженцев из Сирии, обсуждают в Перу и Мексике. Перуанцы пока видели сирийских беженцев только по телевизору, а мексиканцы готовятся к приезду первых тридцати сирийских иммигрантов (5). Между тем, ряд мексиканских общественников инициировал сбор подписей под петицией с просьбой к правительству принять 10 тыс. сирийцев.
Не обходится без социальных конфликтов. В Уругвае несколько сирийских семей выразили желание покинуть страну, поскольку находиться в Уругвае для них не по карману. В знак протеста около 30 сирийцев вышли на площадь в Монтевидео, чтобы сказать: «Мы бежали от войны не для того, чтобы здесь умереть с голоду» (6).
Для южноамериканских государств сирийские беженцы могут представлять демографический интерес. С рождаемостью у южноамериканцев особых проблем нет, но многие тысячи молодых людей покидают свои дома в поисках работы и более высокого уровня жизни. Это особенно актуально для таких стран, как Мексика, Колумбия. Сказывается и высокий уровень насилия, что связано с войнами наркокартелей и зашкаливающей преступностью.
Большинство южноамериканских эмигрантов выбирают США и Канаду. В граничащих с Мексикой североамериканских штатах численность испаноязычного населения стремительно растёт. Выставляемые американским правительством препоны на пути беженцев последних не останавливают. Проблема «латинизации» юга США остаётся актуальной.
В таких условиях прибытие тысяч сирийских беженцев, нуждающихся в работе и безопасности, и потому готовых жить там, где удастся это найти, поможет правительствам южноамериканских государств залатать демографические дыры.
Немалым плюсом является то, что Южная Америка достаточно удалена от Ближнего Востока. Затопления её сирийскими беженцами, как это происходит с Европой, ожидать не приходиться. Южноамериканские страны легко смогут контролировать поток беженцев. К тому же, их сравнительно мало количество не угрожает идентичности населения Венесуэлы, Чили или Бразилии. В отличие от этих стран, в Германии, Италии, Франции приезжие становятся численно всё более заметными на фоне коренного населения.
В Варшаве сначала запретили, а потом разрешили манифестацию движения Народно-радикальный лагерь против принятия Польшей очередной порции беженцев. Всего поляков могут обязать принять более 11 тыс. иммигрантов, хотя вначале Брюссель говорил лишь о 2 тыс. (7).
Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер нашёл для поляков особые слова, чтобы убедить принять такое количество чужаков. Он напомнил, что вне границ Польши живут 20 млн. людей польского происхождения, и что поляки тоже когда-то были беженцами.
Вряд ли это убедить польское общество в необходимости идти на такие уступки Брюсселю. Иммиграционный кризис сотрясает Венгрию, Грецию и др. европейские державы.
Остро встаёт вопрос безопасности. Для далёкой от места событий Южной Америки он не так актуален, как для Европы, но здесь помнят взрывы 1992 г. и 1994 г. у израильского посольства и еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе. В первом случае ответственность за теракт взяла на себя «Хезболла», во втором о причастности «Хезболла» говорили аргентинские спецслужбы. Деятельность агентов «Хезболла» в Аргентине сейчас тоже обсуждается в местных СМИ (8).
Спровоцированный Западом гуманитарный кризис на Ближнем Востоке и Северной Африке приведёт к тому, что скоро не останется ни одной страны на земном шаре, где не было бы беженцев из этих регионов.
О проблеме их размещения уже говорят в Австралии и Новой Зеландии. Австралия выразила согласие принять 12 тыс. иммигрантов, и одновременно, присоединиться к бомбардировкам западной коалицией позиций ИГИЛ. Новозеландцы примут 750 беженцев в течение ближайших двух лет.
Многие сирийские беженцы прибывают на новое место жительство с фальшивыми паспортами на руках. Как правило, израильскими. Только с таким документом они могут без особых проблем обосноваться в Испании, Италии или другой европейской стране, откуда продолжают путь дальше. Проблему фальшивых документов приходится решать тем странам, которые принимают беженцев.
1) http://cnnespanol.cnn.com/2015/09/08/venezuela-aceptara-20-000-refugiados-sirios/
3) http://www.americatv.com.pe/noticias/internacionales/chile-decide-acoger-refugiados-sirios-n197159
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs