Осенью Украину ждут местные выборы. Они обещают стать очередным «партийным армагеддоном». Почему очередным? Потому, что каждые выборы это - смерть одних украинских партий и рождение других. Теряют вес и влияние, или должности политики – и партии исчезают. Партии проигрываю выборы – и исчезают. А когда партии выигрывают выборы, но не работают в межвыборный период - их лидеры занимаются «реальными вопросами», политическим бизнесом, им не до партийного структурного и идеологического строительства - и тогда партии тоже исчезают.
Ни один из президентов Украины не сохранил свою (либо формально свою) партию. Леонид Кучма дистанцировался от любых «партий власти», которые устраивали вокруг него политические хороводы, решали избирательные и лоббисткие задачи при его покровительстве и исчезали. «Наша Украина» Виктора Ющенко была погребена под ворохом политических скандалов и неумелым менеджментом лидеров. «Партия регионов» просуществовала более десяти лет и стала заложником судьбы своего лидера, Президента Виктора Януковича, ее существование в современной Украине невозможно.
Местные выборы 2015 вновь демонстрируют описанную выше ситуацию. Партия УДАР мэра Киева Виталия Кличко может прекратить свое существование, влившись в «Блок Петра Порошенко - Солидарность» (БПП). Причина – политические торги вокруг кресла мэра Киева, которое Кличко сохранит за собой при условии растворения его УДАРа в БПП: партии делят партийные списки в пропорции БПП – 70%, УДАР – 30%, и БПП не выдвигает своего кандидата на выборах мэра Киева. Так, партийный лидер УДАРа, вложивший время, деньги и силы, готов уничтожить свое детище ради весьма перспективной должности, попутно поставив крест на карьерах местных и региональных лидеров своей партии.
Под угрозой и партия мэра Львова Андрея Садового «Самопомощь», но по другим причинам. Эта структура, вероятно, выстраивая длинную стратегию, обозначила свою позицию по изменениям в стране, в частности, в отношении изменений Конституции, предложенных Президентом Порошенко. Такая принципиальность партии, входящей в президентскую коалицию, делает ее большей оппозицией, чем наследницу Партии регионов партию «Оппозиционный блок». В итоге против «Самопомощи», ее перспективных представителей и финансистов брошены правоохранительные органы, спецслужбы, суды.
Интересна ситуация с «Народным фронтом» (НФ) премьера Арсения Яценюка. Партия идет на местные выборы совместно с БПП, определены пропорции БПП – 75%, НФ -25%. При этом, в 75% БПП еще должна войти оговоренная ранее пропорция УДАРа. Ситуация, мягко говоря, сложная, обостряющая конфликты внутри президентской коалиции до предела. А между тем все эти договоренности формально заключаются для сохранения и укрепления коалиции.
В итоге аморфная политическая структура Президента Порошенко «БПП - Солидарность», втягивает в себя УДАР и «Народный фронт», попутно «отжимая» «Самопомощь», и со скандалами формирует списки, выдвигает кандидатов, и, предположительно, пройдет выборы с серьезным багажом межличностных и межпартийных конфликтов внутри коалиции, закладывая тем самым мины под ее будущее. Судя по всему, БПП ждет та же судьба, что была у партийных блоковых структур других украинских президентов – построенные на административном ресурсе, без идеологии, кроме идеологии партии власти, теряя власть, они теряли и голоса, и спонсоров, становились маловлиятельны и прекращали свое существование, либо растворялись в новых партийных проектах.
В партийные расклады стоит добавить и новых игроков, появившихся после т.н. «Революции достоинства», например - партию УКРОП (создана приближенными олигарха Игоря Коломойского) и «Оппозиционный блок» (создана на остатках Партии регионов). Эти структуры, а вернее проекты, имеют ресурсы: и известных персонажей, и финансы, и медиа поддержку в лице общегосударственных телеканалов (владельцы этих партий одновременно владельцы и телеканалов). По данным социсследований по некоторым регионам (Днепропетровская область) и УКРОП, и «Оппозиционный блок» получат поддержку каждая вдвое больше, чем БПП.
Учитывая вышесказанное, новые выборы с большой долей вероятности грозят стать очередным «партийным апокалипсисом». Партии сливают, как сливали и раньше, но при этом они не становятся партийными структурами с четкими программами, а остаются конъюнктурными инструментами участия в выборах и создания фракций в парламенте.
Для внешнеполитических партнеров Украины очередной «партийный Армагеддон» – это вновь вопрос о потенциале, возможностях, а главное – о целях и стратегии украинских «блоков власти».
На этом фоне деолигархизация – самый большой миф современной Украины. Олигархи - реальные субъекты политического процесса. Партии и блоки рождаются и умирают, президенты приходят и уходят. Пул украинских олигархов не меняется. Именно они через своих представителей, разбросанных по фракциям, партиям и должностям, формируют лоббистские структуры, которые открыто называют «политическими проектами». Именно поэтому их действия определяют будущее Украины, а политические партии, находясь в состоянии перманентной перезагрузки, так и не становятся реальными участниками политического процесса, не способны о чем-либо договариваться и выполнять взятые обязательства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs