Министры иностранных дел Российской Федерации и Исламской Республики Иран
Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф
17 августа в Москве состоялись переговоры между главами МИД России и Ирана, по итогам которых министры провели совместную пресс-конференцию.
Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров высоко оценил состоявшиеся переговоры со своим иранским коллегой Мохаммедом Джавадом Зарифом, назвав их «весьма содержательными», прошедшими в «традиционно доверительной и дружеской атмосфере».
«Отметили, что отношения между нашими странами развиваются динамично и позитивно. Подтвердили взаимную приверженность сотрудничеству в различных областях», - сказал российский Министр.
Важным и эффективным инструментом двустороннего сотрудничества по обоюдному мнению сторон, является Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Очередное её заседание, по словам Сергея Лаврова, намечено провести осенью, в октябре. Отмечено тесное взаимодействие по линии МИДов двух стран на основе Протокола от 29.04.2015 г. на период 2015-2018 гг., что позволяет координировать подходы по ряду наиболее актуальных региональных и международных проблем. Межмидовские консультации способствует укреплению мира и стабильности на Каспии, в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Закрывая тему межмидовских контактов, Сергей Лавров сообщил, что принял приглашение М.Дж.Зарифа посетить Тегеран с рабочим визитом в согласованные сторонами сроки.
ИЯП
Россия в очередной раз приветствовала успешное завершение переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров выразил надежду, что принятый Совместный всеобъемлющий план действий с одобрения СБ ООН (согласован 14 июля с.г. в Вене) в ближайшие недели вступит в силу.
«По нашей оценке, План позволяет не только удовлетворительно решить ситуацию вокруг самой ИЯП при полном уважении права Ирана на мирную ядерную деятельность, но и дает возможность укрепить доверие в регионе, обеспечить снятие преград для нормального экономического и политического взаимодействия на региональном уровне с полноправным участием Исламской Республики Иран», - прокомментировал значение этого документа Сергей Лавров.
По мнению Министра иностранных дел ИРИ, «в реализации этого Плана Россия сыграет авангардную роль». Мохаммад Джавад Зариф в связи со снятием санкций с Ирана отметил:
«Правительство России и лично Сергей Викторович Лавров сыграли очень важную и позитивную роль в переговорах между Ираном и «шестеркой». Мы считаем, что этот успех подготовит почву для большего расширения и укрепления отношений между нашими странами и народами. Россия – это страна, которая в тяжелых условиях находилась рядом с Ираном. По словам иранского Министра, со снятием санкций двусторонние российско-иранские отношения будут укрепляться и принесут много пользы для безопасности всего региона.
Мохаммад Дж. Зариф подчеркнул, что Россия является главным партнером ИРИ в области ядерного сотрудничества.
Сирия
Особое внимание стороны уделили урегулированию сирийского кризиса, подчеркнув, что решение может быть достигнуто только мирным, политико-дипломатическим путем и на основе переговоров между самими сирийскими сторонами без какого-либо вмешательства извне. «Судьбу своей страны во всех ее аспектах могут определить только сами сирийцы», - заявил Сергей Лавров. «Народы всех государств нашего региона, находящиеся в состоянии кризиса, должны сами решать судьбу своей страны, а остальные государства могут лишь способствовать продвижению политического урегулирования этих кризисов. Вмешательство извне абсолютно неприемлемо, это называется нарушением суверенитета страны», - подчеркнул Мохаммад Дж. Зариф.
На вопрос иранского телевидения, не изменилась ли позиция России в отношении урегулирования сирийского кризиса, Министр Сергей Лавров сказал: «На целом ряде встреч с моими коллегами из США, региона Ближнего Востока, Персидского залива мы прямо, не стесняясь, говорим о совпадении позиций в том, что нужно обеспечить исключительно политическое урегулирование сирийского кризиса, и также озвучиваем наличие расхождений, в том числе, в отношении того, как решать судьбу нынешнего действующего легитимного Президента САР Б.Асада. Если некоторые из наших партнёров считают, что обязательно нужно договориться заранее, что в конце переходного периода Президент уйдёт со своего поста, то для России эта позиция неприемлема, о чём мы прямо говорим. Решать должен сирийский народ».
Встреча делегаций РФ и ИРИ в МИД РФ 17 августа 2015 года
Стороны подтвердили наличие совпадающих подходов в отношении событий, которые разворачиваются в Ираке, Йемене, Афганистане, Ливии и других «горячих» точках региона. По всем этим вопросам Россия и Иран выступают за решение проблем через общенациональный диалог, без вмешательства извне и навязывания каких-либо рецептов. Вторя своему российскому коллеге Мохаммад Дж. Зариф сказал: «Непременное решение всех проблем в нашем регионе – политическое».
Справка:
Иран - один из близких партнеров РФ в регионе. Отношения между двумя государствами опираются на давние традиции добрососедства и дружбы, принципы взаимного уважения и равноправия. Имеющиеся двусторонние договоренности позволяют расширять и углублять сотрудничество в различных областях от торговли и туризма до межконфессионального диалога и региональной безопасности. Особую актуальность приобретает совместная работа на контртеррористическом и антинаркотическом направлениях. В 2014 году товарооборот между Россией и Ираном вырос более чем на 5% и достиг 1,7 млрд. долл. Одна из приоритетных задач: наращивание двустороннего экономического сотрудничества, прежде всего, реализация согласованных масштабных проектов в топливно-энергетической сфере, включая атомную энергетику. Отмечены перспективы взаимодействия в агропромышленном комплексе, автомобильной, авиационной отраслях, космосе, науке и образовании.
Уточняя ответы на вопросы журналистов о двустороннем сотрудничестве России и Ирана в т.н. постсанкционный период, Сергей Лавров выделил высокотехнологичные сферы экономики. Прежде всего - атомную энергетику, где имеется успешный опыт завершения проекта АЭС «Бушер-1», а также - подписанные в 2014 г. межправительственные Протокол и контракт о сооружении дополнительно восьми блоков российского дизайна в Исламской Республике Иран. «Это очень перспективное и крупное направление, которое будет укреплять энергетику страны и в то же время обеспечивать полное соблюдение режима нераспространения при уважении прав Ирана на мирную ядерную программу», - прокомментировал Сергей Лавров.
В сфере взаимных интересов - топливно-энергетический комплекс, сфера развития инфраструктуры, железнодорожное строительство, увеличение поставок сельскохозяйственной продукции из Ирана в Россию, а также научное сотрудничество на Каспии. Наши страны входят в пятерку прикаспийских государств по выработке конвенции о правовом статусе водоёма. Министр также выделил сотрудничество в военно-технической сфере. Сергей Лавров напомнил, что в январе с.г. Министр обороны России С.Шойгу посетил Тегеран, где было подписано Соглашение о военном сотрудничестве, в том числе, в контексте каспийской проблематики. Предотвращение угроз и рисков, которые существуют в этом регионе и могут обостряться, – важная задача. В сфере гуманитарного сотрудничества предвидится открытие в Иране Российского культурного центра. На переговорах в МИД РФ обсуждался вопрос об ускорении согласования параметров соглашения, позволяющего облегчить визовый режим для граждан России и Ирана.
О соотношении слухов и фактов
Сергей Лавров дал отповедь журналистке газеты Коммерсантъ, которая пыталась узнать, как в России намерены снимать озабоченности американской стороны относительно слухов о том, что якобы иранский генерал К.Сулеймани приезжал в Москву в июле и встречался с представителями высшего руководства. Напомним, что по непроверенным данным некоторых СМИ, командующий спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса «стражей исламской революции» Ирана генерал Касем Сулеймани, которому ООН запретила выезд за пределы Ирана, якобы прибыл в российскую столицу рейсовым самолетом из Тегерана. Глава МИД Ирана Джавад Зариф на пресс-конференции в МИД РФ назвал слухи о визите иранского генерала пропагандой. «В последнее время мы слышали много пропаганды со стороны США по этому поводу, - отметил министр. - Думаю, это связано с нынешней внутриполитической ситуацией в Конгрессе США». Российский Министр напомнил, что комментарии по поводу этих слухов уже были даны МИД РФ, и добавить к ним нечего.
«В более широком плане, мы берем на себя обязательства выполнять резолюции Совета Безопасности не для того, чтобы, как Вы выразились, «снимать озабоченности американской стороны». Озабоченности озабоченностям рознь. У американцев их много», - подчеркнул Сергей Лавров.
Однако по фактам, санкционный режим нарушался самими американцами. В доказательство Сергей Лавров напомнил: «Какое-то время назад они отпустили из тюрьмы в Гуантанамо, где незаконно удерживаются десятки граждан различных стран, нескольких фигурантов из санкционного списка Совета Безопасности ООН против членов «Аль-Каиды» и аффилированых с ней структур. Четыре фигуранта этого списка были переданы в обмен на американского военнослужащего, оказавшегося в плену на Ближнем Востоке, в одну из стран региона – как бы в обмен на спасенного американца. Однако о том, что этих фигурантов санкционного списка СБ ООН направили в страну, которая решила их принять, ни Совет Безопасности, ни его комитет, который должен следить за соблюдением этих санкций, не были даже проинформированы. Зато об этом было громогласно объявлено». Вместе с тем глава МИД РФ уточнил, что по имеющимся у российской стороны данным, эти четыре освобожденных фигуранта списка СБ ООН «стараются или уже перебрались в Афганистан для того, чтобы продолжать заниматься тем, чем занимались до того, как их захватили американцы».
Новый саммит в «нормандском формате»
Сергей Лавров позитивно отреагировал на вопрос о возможности провести новый саммит в «нормандском формате» в связи с несоблюдением Минских договоренностей Киевом. Глава МИД России уведомил журналистов, что на днях говорил с Государственным секретарем США Дж.Керри и Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером, в результате чего оценки сложившейся ситуации о несоблюдении Минских договоренностей Киевом были переданы в Париж – «еще одной стране, которая наряду с Германией и Россией является своего рода «гарантом» Минских соглашений». По словам Министра Сергея Лаврова, процедуру отвода вооружений от линии соприкосновения не удавалось согласовать «из-за периодически меняющейся позиции Киева».
«Нас тревожит развитие событий последних дней, которое очень сильно напоминает подготовку к очередным боевым действиям», - сказал Сергей Лавров.
Министр напомнил, что аналогично Киев поступил в августе прошлого года, «когда украинская армия получила приказ: «Наступать!». Когда же армия ВСУ потерпела фиаско, киевские власти согласились на переговоры, и был «Минск-1». В январе 2015 года всё повторилось: была предпринята очередная попытка силой разрешить ситуацию, она тоже сорвалась. Украинская сторона опять пошла на переговоры – был «Минск-2».
«Нам кажется, что не стоит больше экспериментировать и искушать судьбу, а нужно просто выполнить то, о чем договорились в Минске. Я имею в виду не только военную разрядку, но и начало политического процесса, который предельно четко прописан в Минских договоренностях», - заявил Сергей Лавров.
А ведь права территорий под контролем провозглашенных ДНР и ЛНР, которые были сформулированы лидерами Германии и Франции на переговорах в Минске 12 февраля 2015 года, должны были быть закреплены в Конституции Украины. Вместо этого в Основной Закон приняты переходные положения о размытом статусе неких территорий, которые когда-нибудь смогут его получить.
В связи с этим Министр Сергей Лавров сообщил, что Россия подготовила развернутый, страниц на восемь, неофициальный документ, который анализирует, насколько действия украинской власти отвечают обязательствам, взятым Президентом Украины П.Порошенко по Минским соглашениям, прежде всего, в политическом процессе. По словам Сергея Лаврова, документ передан членам «нормандской четверки», включая украинскую сторону, и США.
Отвечая на вопрос т/к «Вести», нужно ли задействовать «нормандский формат»? – Сергей Лавров сказал:
«Да, считаю, что нужно, потому «нормандская четверка» в конце концов, поддержала Договоренности от 12 февраля с.г., которые были подписаны представителями Киева, Донецка, Луганска при участии России и ОБСЕ. «Нормандская четверка», прежде всего Германия и Франция, отвечают за то, как украинские власти выполняют эти обязательства».
Как наладить прямой диалог с Киевом?
Сергей Лавров изложил на пресс-конференции конкретную схему действий: «Мы будем готовы провести встречи для начала, видимо, на уровне экспертов, чтобы положить два документа на стол: документ, который называется «Минский комплекс мер», а рядом положить принятые Верховной Радой поправки к конституции Украины и документы, принятые Верховной Радой о проведении местных выборов в Донбассе и предоставлении этим территориям особого статуса». По мнению Сергея Лаврова, сопоставление двух документов «должно быть очень занимательным».
Но есть Контактная группа, а в ней четыре подгруппы, чтобы конкретика не позволяла уклоняться от заданного курса на прямые переговоры, включая представителей ДНР и ЛНР. На деле же украинская сторона всячески пытается исключить их представителей из подготовительного к переговорам процесса.
«Надеюсь, что планируемые на следующей неделе серии встреч Контактной группы и ее подгрупп все-таки переломят тенденцию отказа Киева от прямого диалога, и мы вместе с нашими партнерами по «нормандскому формату», с американскими коллегами, которые заверяли нас в том, что искренне хотят добиться полного выполнения «Минска-2», сможем такой прямой диалог помочь наладить», - отметил Сергей Лавров.
И в заключение – «смех сквозь слезы». Сергей Лавров резюмировал, что пока Киев пытается «разогревать» ситуацию, выступая с какими-то совершенно немыслимыми, бредовыми заявлениями». Министр привел выдержки из недавнего интервью Президента Украины П.Порошенко газете «Либерасьон».
- Отвечая на вопрос, о том, как он характеризует политику России, Порошенко ответил: «Ну, Путин хочет всю Европу. Возможна ли агрессия России против Финляндии? Да. А против Балтийских стран? Конечно. А в бассейне Черного моря? Да. Поэтому Украина ведет борьбу не только за свои суверенитет и целостность, но и за демократию, свободу и безопасность всего Европейского континента». Через запятую: сжигая заживо людей в Одессе, расстреливая Горловку и ее мирное население, а с ней и Мариуполь, и Донецк, и Луганск, чтобы, видимо, были свободнее и независимее.
В этой связи новый саммит «нормандской четверки» мог бы расставить всё на свои места. И упование Сергея Лаврова обращено к участникам «нормандского формата»: «Недоговороспособность нынешних киевских властей нас очень серьезно тревожит, поэтому мы и возлагаем такие надежды на то, что участники «нормандского формата» не могут не видеть всех этих игр, не могут не видеть искренних усилий России по обеспечению выполнения Минских обязательств всеми сторонами, не могут не понимать той игры, в которую сейчас пытается всех заманить украинское руководство».
Учитывая, что пресс-конференция была посвящена в основном вопросам двусторонних отношений России и Ирана, включая актуальную международную и региональную проблематику, напомним еще раз, какую оценку дал состоявшимся в Москве переговорам глава МИД РФ:
«Наши связи в двустороннем формате весьма насыщенны, богаты и, я убеждён, отвечают интересам наших народов», - подчеркнул руководитель МИД России Сергей Лавров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs