1-2 августа в Анкаре (Турция) прошел II Всемирный конгресс крымских татар. В работе Конгресса приняли участие 430 делегатов из 14 стран, представители 200 организаций. (Первый Всемирный Конгресс крымских татар состоялся в мае 2009 года в Симферополе. Тогда в Конгрессе приняли участие 800 представителей 160 крымскотатарских организаций из 12 стран мира).
Лидеры меджлиса преследовали проведением конгресса ряд целей:
• Привлечение международной общественности и спонсоров.
• Демонстрация на международном уровне ведущей роли меджлиса в национальном движении крымских татар.
• Провозглашение новых политических целей для национального движения крымских татар, которое, по их мнению, они представляют.
Из сказанного становятся понятными новые пропагандистские «ходы» для достижения старых целей лидеров меджлиса. Из заявленного на конгрессе стоит обратить внимание на следующее:
Обращение президента Украины Петра Порошенко к конгрессу, в котором он заявил, что намерен сделать Крым национально-территориальной автономией:
• «В наших планах - разработка «дорожной карты» по предоставлению Крыму - исторической родине крымскотатарского народа - статуса национально-территориальной автономии в составе Украинского государства»
Выступление Уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафы Джемилева претендует на историческую постановку вопроса с попыткой вывести эту несуществующую проблему на международный уровень:
• «Проводится примерно та же самая политика этнической зачистки полуострова, которая практиковалась Российской империей после первой оккупации Крыма в 1783 году».
• «…оккупанты попытаются полностью ликвидировать систему национального самоуправления крымских татар традиционными силовыми методами. В этих обстоятельствах резко возрастает роль Всемирного конгресса крымскотатарского народа и его структур во всех странах, где они проживают».
• «Мы вправе также рассчитывать на поддержку и всего исламского мира, поскольку сейчас на карту поставлен вопрос о дальнейшем существовании и развитии одного из малочисленных мусульманских народов Европы».
• «Сейчас принято решение о создании мусульманского батальона, который будет подчинен министерству обороны Украины и который преимущественно будет дислоцирован в приграничной с Крымом Херсонской области. Уже изъявили желание служить в таком батальоне довольно большое число чеченцев, ингушей, азербайджанцев, узбеков и других национальностей, которые хотели бы внести в свой вклад в дело отстаивания независимости и территориальной целостности Украины. Этот же батальон может быть использован для контроля над прохождением людей и грузов на кордонах между оккупированным Крымом и материковой частью Украины, а после освобождения Крыма от оккупации - для обеспечения правопорядка и предотвращения на полуострове разного рода возможных беспорядков»
• «Однако, освобождение Крыма должно состояться не военным путем, не пролитием крови и потерей многих тысяч человеческих жизней. (...) Одной из наиболее действенных мер по обузданию агрессора является, на наш взгляд, наложение на него жестких экономических санкций»
• «В той же Херсонской области мы считаем целесообразным сконцентрировать всех наших соотечественников, которые вынуждены сейчас покидать свою родину и расселяться в других областях Украины. Этим мы можем достигнуть несколько целей. Во-первых, проживая вместе, в своей языковой и религиозной среде, у них будет меньше рисков потерять свою национальную идентичность, во-вторых, даст возможность построить и открыть там национальные школы и культовые учреждения, в-третьих, усилит украинское присутствие в этой сложной и в значительной мере подвергнутой российской пропаганде области, в-четвертых, облегчит возвращение соотечественников на свою родину после освобождения её от оккупации. Для реализации этого проекта, для обеспечения людей жильем и рабочими местами, для обеспечения экономического подъёма этой области, что в свою очередь будет способствовать обеспечению мира и согласия между проживающими в этой области людьми различных национальностей, конечно, нужны значительные инвестиции. Полагаю, что наша диаспора смогла бы внести в решение этого вопроса свой весомый вклад»
• «Власти Украины тоже всецело осознали, хотя и несколько запоздало, роль коренного народа Крыма и пришли к однозначному мнению, что после освобождения Крыма по-старому не будет. Верховной Радой Украины уже принят Закон о восстановлении прав депортированных, приняты постановления о гарантиях прав крымских татар как коренного народа Украине, признании Меджлиса и Курултая как представительных органов крымскотатарского народа, о присоединении Украины к Декларации ООН о коренных народах, готовятся документы о восстановлении исторической топонимики Крыма. Две недели назад Президент страны П. Порошенко в парламенте заявил, что в новой конституции Украины Крымская автономия будет преобразована в национально-территориальную автономию, как реализация права коренного народа Крыма на самоопределение»
Обращение II Всемирного Конгресса крымских татар к мировому сообществу, ООН, ко всем межнациональным организациям:
• «Проведение следствия, судебного рассмотрения всех совершенных, начиная с 1783 года и до сегодня Российской империей и ее наследниками Советским Союзом, Российской Федерацией, преступлений с целью уничтожения крымскотатарского населения, а также признания указанных злодеяний геноцидом».
• «Признание крымскотатарского населения коренным, историческим и основоположным народом Крыма, принадлежность права на определение дальнейшей судьбы Крымского полуострова, как единственной их родины, всем крымским татарам, которые проживают в разных уголках мира; непризнание любых решений, которые противоречат воле крымскотатарского народа»
• «Безотлагательное принятие всех необходимых мер для немедленного прекращения со стороны Российской Федерации незаконной, противоправной аннексии Крыма, восстановление территориальной целостности Украины».
Самым громким заявлением стоит считать намерение Президента Украины Петра Порошенко сделать Крым национально-территориальной автономией. Очень просто пообещать создание национально-территориальной автономии на территории, которая не принадлежит государству, президент которого дал такое обещание. За весь украинский период Крыма этого не случилось, такие идеи никогда не поддерживались украинскими национал-демократами, более того, они, строившие государство под титульную нацию, отвергали идею создания национально-территориальных автономий в принципе. Можно с уверенностью сказать – даже если продолжился бы украинский период для Крыма – национально-территориальной автономии никогда бы не было. Говоря о национально-территориальной автономии для крымских татар, президент Порошенко, по сути, говорит о территории. Получается так, что сейчас Украину уже не интересует позиция других народов Крыма (а крымские татары, напомним, составляют 13% населения полуострова). Декларируемое намерение создать национально-территориальную автономию - это не просто громкое заявление, это большой стратегический провал - коренной пересмотр Украиной статуса Крыма дезавуирует украинскую идею «возвращения Крыма» для большинства населения Крыма, не являющегося представителями крымскотатарского этноса.
Такая автономия, по мнению меджлиса по умолчанию подразумевает национальные органы управления. Сразу возникает вопрос, каким образом эти органы сочетаются с органами государственной власти и законами Украины. Но в порыве «мы наш, мы новый мир построим» для украинской власти это на данном этапе не важно.
Идея национально-территориальной автономии, благословленная Порошенко дополнена новыми атрибутами – вооруженные формирования крымских татар, которые, в случае их создания в том виде, в котором предполагает Джемилев, станут «национально освободительной армией». Так сбываются тайные мечты духовного лидера меджлиса – своя армия, что в других исторических условиях было невозможно, а сейчас может стать реальностью. Кстати есть реакция военных, на заявление Джемилева о создании мусульманского батальона: в Генеральном штабе Украины не получали от высшего военно-политического руководства государства задание относительно создания мусульманского батальона, законами такого типа воинские формирования не предусмотрены. Это не означает, что такой батальон все же не будет создан – на Украине сейчас существует много формирований, которые никакими законами не предусмотрены. Так что не исключено, что в дополнение к «Правому сектору» может появиться «Зеленый сектор». А это – в перспективе совершенно новый контрапункт в межрелигиозных и межнациональных отношениях в стране.
Порошенко, судя по всему, понимая бесперспективность исполнения своих обещаний по автономии, идет ва-банк на этом направлении дабы получить поддержку мусульманских стран. Джемилев ему в этом подыгрывает.
Руководство Украины так горячо поддерживает меджлис потому, что с его помощью намерено создать и поддерживать «горячую точку» в международном пространстве в интересах Украины и ее западных патронов и партнеров. Значение этого события для Украины подчеркивает тот факт, что на конгрессе присутствовал министр иностранных дел Украины, который и зачитал обращение Президента Порошенко. Кроме того, уже 4 августа Министерство юстиции Украины подготовило четвертый иск против России в Европейский суд по правам человека в связи с нарушением прав человека в Крыму. Министр юстиции Украины Павел Петренко анонсировал подачу межгосударственной жалобы против Российской Федерации в Европейский суд по правам человека: «В этом заявлении речь идет о новых фактах нарушений прав человека в Крыму, в частности, крымских татар».
Меджлис де факто уже не является органом национального самоуправления крымских татар – меджлис и его лидеры находятся на Украине, трехсоттысячный крымскотатрский народ – в Крыму. Понимая это, Мустафа Джемилев заявил, что «возрастает роль Всемирного конгресса крымскотатарского народа». Одним словом, меджлис переходит в виртуальный формат. Поэтому и главой меджлиса, и президентом конгресса избран один человек – Рефат Чубаров. Так проще управлять.
Как восприняли конгресс сами крымские татары, те, кто остался в Крыму, те которых большинство и которых пытается представлять самопровозглашенный меджлис и делегаты на Всемирном конгрессе? Можно выдумывать, но проще поговорить с людьми, и получить оценку действа в Анкаре. Основная масса считает, что уехавшие из Крыма если не предатели, то трусы. «Они бросили свой народ», - таков рефрен многих разговоров. Так чего же добивались организаторы Всемирного конгресса?
Одна из задач конгресса, которую преследуют лидеры меджлиса – новые смыслы и горизонты национального движения крымских татар. Это создание новой мифологии – о геноциде, о вытеснении крымских татар из Крыма, и дальше – стремление закрепить эту новую мифологию на международном уровне и в сознании крымских татар. Это создание плацдарма для дестабилизации ситуации в Крыму путем концентрированного поселения крымских татар на территории граничащей с полуостровом Херсонской области, под прикрытием идеи «сохранения собственной идентичности». Это завуалированные и открытые обращения к мусульманам, среди которых - создание мусульманского батальона, расквартированного в той же Херсонской области, это и обращение за поддержкой «всего исламского мира, поскольку сейчас на карту поставлен вопрос о дальнейшем существовании и развитии одного из малочисленных мусульманских народов Европы».
Помимо этого, Всемирный конгресс стал поводом рождения одной «нездоровой сенсации». Ряд крымскотатарских ресурсов распространили информацию о том, что в своем обращении к конгрессу президент Турции Тайип Рэджеп Эрдоган заявил, что «Турция никогда не признает результаты референдума по Крыму». Ни на одном из официальных источников данного заявления найти не удалось, оно не было растиражировано ведущими информационными агентствами. Первоисточником для использовавших эту информацию СМИ явился сайт меджлиса. Если это действительно так, то мы имеем дело с вольным толкованием слов президента Турции.
Меджлис вновь пытается создать новые внутригосударственные и международные практики и прецеденты, которые могут поставить под сомнение и переквалифицировать многие события в истории многих государств, в том числе «демократических империй». Выдвигая невыполнимые требования и нереализуемые идеи практически все время своего существования, меджлис создает себе политическое пространство на всех уровнях (региональный, государственный, международный). Такая псевдонациональная борьба может продолжаться вечно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs