Реакция Запада на конфликт в Украине остается по отношению к России прежней– санкции и жесткая риторика. По всем вопросам, связанным с периодической эскалацией боевых действий, невыполнением минских договоренностей и другими инцидентами, в трактовке Вашингтона и ЕС виноватой является одна сторона – ДНР и ЛНР и, якобы, стоящая за ними Россия. Главное, не признавать, что там идет настоящая гражданская война. При этом теперь все понимают, что ситуация тупиковая и выход нужно искать в системе компромиссов с обеих сторон. Помимо этого становится все более очевидным факт того, что прежние механизмы и принципы разрешения конфликтов почти полностью выработали свой ресурс.
«Когда украинские политики постоянно фокусируются только на угрозах, рисках и войне, их мысли становятся материальными. Сейчас нужна более активная пропаганда позитивного пути, нужно просто сломать сложившиеся негативные настроения – и в целом в Украине, и в Донбассе. Ломать другим подходом, другими словами, другими предложениями, люди должны жить в другой атмосфере", – заявил в интервью "Радио Свобода" киевский политолог, директор экспертно-аналитической группы "Новая Украина" Андрей Ермолаев.
"Что касается реалистичности – ближайшие полгода критичны. Я думаю, мир уже пришел к определенным выводам, какой может быть Украина после войны. Не случайно американские и европейские политики все чаще, пусть аккуратно, но акцентируют внимание на каком-то варианте "финляндизации". На мой взгляд, в международных кругах мнение, как быть с Украиной дальше, уже сложилось, и вопрос состоит в том, как это видение теперь популяризировать, чтобы опять не взорвать внутреннюю ситуацию", – полагает эксперт.
"У Украины особые отношения с Евросоюзом, у нас есть пакет соглашений об ассоциации и взаимной свободной торговле. И нужно возвращаться к урегулированию отношений с Россией… Как бы ни было болезненно для Украины то, что я перечислил, – все это нужно делать", – считает Андрей Ермолаев. http://rian.com.ua
Ни для кого не секрет, что в основе противоречий между Украиной и Россией лежало решение об отказе Украины от внеблоковой политики. В декабре 2014 года Верховная рада приняла закон, добавив положение, согласно которому в числе приоритетов национальных интересов - интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью приобретения членства в Европейском Союзе и в НАТО. Россия отреагировала на это решение крайне негативно, назвав его «контрпродуктивным» для отношений двух стран, несмотря на то, что западные СМИ пестрели заявлениями, что решение Верховной Рады об отказе от внеблокового статуса является "символическим жестом, который подчеркивает различия между Киевом и Москвой", а вступление этой страны в Североатлантический альянс в обозримой перспективе крайне маловероятно.
На самом деле, несмотря на все обнадеживающие заявления, руководство ЕС и НАТО оказались перед нелегким решением о перспективах присоединения Украины к этим структурам, которого они хотели бы избежать всеми возможными средствами. В случае с ЕС давление на Украину, дабы та выполнила требования хотя и сокращенного для нее «списка Фюле», было вызвано явным нежеланием Брюсселя приближаться к моменту решения. И все таки, какой-то жест со стороны ЕС в сторону обнадеженного многолетними заявлениями партнера был необходим. Решение об ассоциации было принято. И с 1 ноября 2014 г. Украина приступила к реализации основных положений Соглашения, исключая создание зоны свободной торговли, на чем настояла Россия. Не повторился бы только печальный опыт многих стран Восточной Европы. Думается, что сейчас России не стоит ломать копья по этому поводу. О многовекторности украинской политики на этом этапе, скорее всего, можно забыть. Но на этом жизнь не кончается.
Сложнее с вступлением в НАТО. Помимо того, что для приема в члены альянса пришлось бы изменить пункт о том, что у претендента не должно быть военных конфликтов, такое возможное решение Украины для России обозначает ту красную линию, где напрямую затрагиваются ее геополитические интересы. Помимо БРИКСа в текущих обстоятельствах Россия в основном концентрируется на достижении региональных целей, из которых Украина, как возможный новый плацдарм НАТО, является принципиально неприемлемым. Будучи не раз обманутой пустыми обещаниями, Россия на протяжении последних лет исходит из реального баланса сил, а не из намерений и заявлений других государств, о чем не раз говорило ее руководство на различных уровнях.
И именно поэтому, ключевым элементом для достижения первичного компромисса, без сомнения, остается отказ Украины от перспективы членства в НАТО. Сохранение мягкого влияния на постсоветском пространстве, в частности для того, чтобы никакая прямая военная угроза России не исходила с территории соседних государств, является естественным императивом российской внешней политики. Надо признать, что стабилизация постсоветского пространства при воюющей и кризисной Украине – проблематична. А для России стабильный периметр важен по многим причинам, включая исламистский фактор.
Остается загадкой, почему этот простой постулат, присутствующий в доктринах безопасности западных стран, в случае с Россией становится непонятным, и из-за куста сразу начинает выглядывать агрессивный «русский медведь».
Если возвратиться к термину «финляндизации» политики Украины, о которой говорит украинский эксперт Андрей Ермолаев, то сейчас, несмотря на некоторые связанные с ним негативные ассоциации прошлого, этот неологизм отражает вектор наиболее реального геополитического позиционирования Украины, что может привести ее к выходу из тяжелейшего экономического и внутриполитического кризиса.
Кстати, на Западе все чаще звучат голоса о бесперспективности санкций и необходимости активного диалога с Россией. Так, рассуждая на тему непростых отношений Запада и России из-за украинского кризиса, Дэниэл Кущински на страницах газеты The Guardian пишет: «…. ситуация, когда мы не разговариваем и уж тем более не торгуем со столь крупной и влиятельной страной, как Россия, - просто непрактична в мире, где срочно необходимо глобальное сотрудничество».
http://www.inopressa.ru/article/22Jul2015/guardian/sanctions_1.html
Сейчас от той «realpolitik», которую изберет Украина и Запад по отношению к России зависит слишком многое, ведь в современном мире немало других не менее серьезных проблем, которые требуют совместных усилий.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs