Местом компактного проживания польского меньшинства на Украине являются западные регионы страны. Хотя самой «польской» остается Житомирская область, где проживает более 40 тыс. из 144 тыс. этнических поляков на Украине, несомненный чемпион в деле общественно-политического активизма – это Галиция (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская обл.).
Такая ситуация складывается из-за того, что Галиция – это район непосредственного соприкосновения польского этнического самосознания, для которого «кресы всходни» («восточные территории») остаются колыбелью польской культуры, и идеологии украинского национализма, отвергающего право поляков на Галицию и др. западно-украинские области.
Политико-культурологический миф о Галиции наслаивается на такой же миф об украинской Галиции. Миф, в смысле той роли, которую данная установка играет в когнитивной географии польского патриотизма и украинского национализма.
Галиция – это средоточие польской «кресовой» культуры, давшей Польше целый ряд ярких имен, и Галиция – это колыбель украинской националистической идеологии, давшей Украине целый ряд заметных фигур из числа националистов.
Львов в польском сознании – это уютный польский город, которому вплоть до 1939 г. посвящались песни (1). Для украинцев Львов – это столица украинского национализма.
Галиция – это место практического приложения идеологии сарматизма, когда польская шляхта XVI-XIX вв. возводила свою родословную к древним сарматам, и называла Карпаты Сарматскими горами, и Галиция – это место формирования карательных батальонов ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина», причастных к Волынской резне польского населения в 1943 г.
Украинских националистов и украинских поляков объединяет антироссийская идеология, разъединяет взгляд на общую историю взаимоотношений Украины и Польши. На антироссийской платформе сотрудничество галицийских поляков и украинских националистов – логичное продолжение их политических взглядов. Многие поляки готовы пойти «на мировую» с украинскими националистами, если те признают свою вину в Волынской резне. Украино-польское соседство в Галиции – это «вынужденное братство», и русофобия остается единственным элементом, который это братство склеивает.
С польской стороны, в призывах прийти к общему знаменателю в оценке этой трагедии, недостатка нет. Эти призывы исходят часто от западно-украинской польскоязычной прессы (2). Здесь очевидно стремление поляков найти консенсус с националистическим окружением, в котором им приходится пребывать. Многих из них обескуражило известие о намерениях Ватикана беатифицировать предстоятеля Украинской греко-католической церкви, митрополита Галицкого Андрея Шептицкого, лично приложившего руку к формированию дивизии СС «Галичина», и окормлявшего боевиков ОУН-УПА (3).
Украинские националисты не могут отказаться от «украинского Львова», поляки не могут отказаться от «польского Львова». Для каждой группы Львов – это сокровенный символ. Поэтому украино-польские идеологические препирательства не закончатся никогда. Это perpetuum mobile, который никогда не остановится.
Усиление националистической составляющей во властных структурах украинского государства настораживает поляков. Официальная Варшава ищет компромисса и баланс между желанием использовать украинский национализм в своих целях, и польской народной памятью, отказывающейся забывать жертв ОУН-УПА.
Неофициальные источники уже обсуждают возможность дальнейшего распада Украины, полагая, что территориальная целостность Украины любой ценой «не должна отвечать интересам Польши» (4).
В дальнейшем напряжение между польским меньшинством и украинскими националистами будет нарастать вдоль «исторических линий» Разная интерпретация событий 70-летней давности (участие украинских националистов в уничтожении польской интеллигенции Львова в годы гитлеровской оккупации, Волынская резня 1943 г., операция «Висла» по депортации украинского населения вглубь Польши в 1947 г.) не позволит украино-польской «дружбе» превратиться в полноценную дружбу. Обе стороны могут сглаживать острые углы, но устранить их не могут.
В польском обществе назревает недовольство политикой Варшавы, намеренное нежелание польских государственных мужей говорить вслух о том, что тревожит душу каждого поляка, а именно соучастие украинских националистов в уничтожении поляков в годы Второй мировой. Сложилась группа журналистов, историков и ксендзов, занимающих принципиальную позицию в данном вопросе. В польских СМИ периодически разгорается горячая полемика, когда поляки-сторонники сотрудничества с украинскими националистами пытаются идеологически обыграть противников такого сотрудничества (5).
Провластные СМИ выступают на стороне первых. Польскоязычная пресса на Украине финансируется Варшавой, и тоже не пойдет на слом устоявшейся традиции. СМИ в Польше чаще касаются болезненных вопросов украино-польских отношений, чем польскоязычные СМИ на Украине. Тон первых более критичный и решительный, чем вторых. В интересах Варшавы частично погасить протестный потенциал «кресовых» поляков, который может помешать безоблачному польско-украинскому единению.
Пока Варшаве удается выдерживать баланс между осуждением украинского неонацизма и потаканием ему. Возникает вопрос морального порядка: в какой мере Польша несет ответственность за возрождение и укрепление культа ОУН-УПА на Украине?
Впереди Польшу и Украину ожидает еще не одно «сражение» вокруг истории польской/украинской Галиции. Действующим лицом в этих спорах выступит польское меньшинство, чьи предки на себе ощутили, что значит украинский национализм в действии.
1) http://www.youtube.com/watch?v=lHBiAhiddJ8
2) http://www.lwow.com.pl/kurier-galicyjski/2015_13_233.pdf
3) http://dziennikzwiazkowy.com/religia-2/watykan-coraz-blizej-beatyfikacji-abpa-szeptyckiego-ze-lwowa/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs