Современная Украина все время находится в поиске смысла своего существования. Это выражалось и выражается в поиске и попытках создания и формирования национальной идеологии, что само по себе естественно. Но самая большая проблема на этом пути в том, что все варианты новой украинской идеологии не выдерживали никакой критики с точки зрения учета интересов всех социальных и национальных групп. Все это ярко проявлялось в периоды украинских политических и избирательных кампаний, которые называли «гражданской войной мирными средствами». Пока майдан 2013-2014 гг. не превратил «гражданскую войну мирными средствами» в вооруженный конфликт.
Такое ощущение, что вместо формирования национальной идеи, государственной идеологии, которые по своей сути должны быть консолидирующими, предлагались идеи, которые намеренно поляризовали общество. Этой поляризации активно добивались языковой политикой, внешнеполитическими заявлениями о вступлении (в перспективе) в НАТО, дискуссиями об «исторической правде» (например, о Голодоморе) и многим другим. Мысль имеет тенденцию материализоваться. Поэтому метастазы таких идеологических изысканий периодически прорывались в реальность и становились реальными событиями, такими, как унижение ветеранов 9 мая во Львове, как демарши во внешнеполитических отношениях с Россией и Польшей, опять таки в связи с новыми украинскими теориями в трактовке истории.
Недавно Spiegel в рубрике «Что стало с ...?» вспомнил о украинском проекте грандиозной стены, которой намеревались отгородиться от России. Украинский проект стены – некий образ украинской идеологии. Как выяснилось, разрекламированный проект находится в замороженном состоянии (http://ruposters.ru/news/08-07-2015/spiegel_chto_zhe_stalo_s_ukrainskim_proektom_stena). При этом 14-го мая 2015 года Кабинет Министров Украины утвердил план и смету постройки инженерно-технических сооружений на украинско-российской границе. Предполагалось «строительство Стены между Украиной и Россией, между Украиной и оккупированными территориями — Крымом, ДНР и ЛНР». Тем не менее, стена оказалась фейком, разовым месседжем, заведомо неисполнимым проектом. 2000 километров, по последнему слову фортификационной науки, за чужие деньги. При этом за поддержкой обратились к Германии, которая буквально накануне такого обращения праздновала очередную годовщину падения Берлинской стены. Итог – изначально нежизнеспособная, не привязанная к политической и социальной ситуации идея.
Какие посылы относительно национальной идеи вбрасываются сегодня в украинские медиа и умы украинцев? Их немало и они разнообразны, но это не характеристика масштабности идеологического воздействия, это свидетельство того, что как не было единой стратегии ни у политиков, ни у политологов-идеологов, так и нет.
Итак, просматриваются следующие идеологические позиции:
Жесткая ориентация на Запад, США, куда совершают вояжи политики и политологи, испытывая восторг от того, что «их принимают, выслушивают и понимают» - в штаб квартире НАТО в Брюсселе, в Еврокомиссии, в Госдепартаменте. Именно с этой идеи все и начиналось – евромайдан 2013-2014, который привел к вооруженному противостоянию на улицах Киева, а потом и к конфликту на Юго-Востоке.
НАТО вновь становится целью, но точнее голубой мечтой правящего режима. Тут вновь вспоминается образ стены – вступление в НАТО для Украины столь же реально, сколько реализация проекта Стены – высотой 10 метров, или (проект экс-губернатора Днепропетровской области олигарха Коломойского) – сплошной двухметровый забор из высокопрочной стали стоимостью 100 миллионов евро и длинной 1900 километров. А на деле - заведомо невыполнимые условия для претендента – от военных стандартов до гражданского конфликта. Традиция постановки невыполнимых целей продолжается и в этом направлении.
Варяги-реформаторы – как благо и рецепт от всепроникающей коррупции. Легендарный для адептов «оранжевой революции» грузинский реформатор Михаил Саакашвили, продемонстрировал стиль дауншифтера, став губернатором Одессы и одновременно «надеждой» Украины. Однако, под привлечением иностранных специалистов скрывается уже очевидный тренд перехода Украины под внешнее управление, за которым стоит как экономический, так и геополитический интерес элит.
Украина – форпост европейской цивилизации. При этом, собственно цивилизационные границы с географическими не совпадают – в «цивилизованную Украину», никогда не входил ни Крым, ни Донбасс. Это следует из того, что Крым признан территорией давнего влияния Русского мира, а Донбасс – просто территория проживания «ватников» - «недалеких адептов Русского мира».
Демонизация России. Виновник бед Украины– Россия. Это новая Империя зла, угроза миропорядку. В этой системе координат Украина, как уже отмечалось выше – форпост европейской цивилизации. Кроме того, Украина – это конец истории России, которая является «государством с ограниченными технологическими и финансовыми ресурсами, низким "запасом прочности" политической системы, населением, которому присуща негативная демографическая динамика и неспособность противостоять агрессивным национальным меньшинствам, "недомодернизованной" армией» (Владимир Горбулин, директор Национального института стратегических исследований). Поэтому Украина должна втянуть Россию в продолжительный конфликт на Юго-Востоке, разрушив тем самым ее экономику. После этого, по мнению идеологов, Россию ждут внутренние вооруженные конфликты, а Украина восстановит контроль над Юго-Востоком и вернет Крым.
Идеология HollyWar или внутренней экспансии на свою территорию. На первый взгляд странная формулировка, но отражающая суть конфликта на Юго-Востоке, которую украинская власть и патриоты превратили в Holly War за территорию. Согласно этой идеологии конфликт на Юго-Востоке - это эпоха борьбы, утверждение государства, его подлинной независимости. При этом есть мнение, что это создает мощный внешнеполитический ресурс для становления Украины. В этом ключе высказываются следующие геополитические опасения: «прекращение активных боевых действий на Донбассе и "примирение" по такому сценарию даст повод европейским странам для снятия санкций с Российской Федерации и ее политических лидеров, восстановления экономических связей, что будет способствовать экономическому росту России». (http://gazeta.zn.ua/internal/pyat-scenariev-dlya-ukraino-rossiyskih-otnosheniy-_.html). А это не в интересах Украины, так как прекращение боевых действий грозит Украине также тем, что лидеры европейских стран мгновенно потеряют к ней интерес и займутся проблемами внутри ЕС. Украине это не выгодно. Война для нее сейчас – это единственный путь в мировое сообщество, поддержание международного имиджа Украины как форпоста Европы, средство пролонгации санкционной политики в отношении России.
Идеологии нет, есть рефлексия, упорные рецидивы инфантильного национализма, который раньше проявлялся в возвеличивании Тараса Шевченко и установке ему памятников, теперь это вера в националистов-пассионариев, прошедших горнило майдана и Holly War на Юго-Востоке.
Население Украины уже чувствует и социальный, и политический, и экономический дискомфорт от начала воплощения перечисленных идей. Ни одна из них не имеет консолидированной общественной и политической поддержки, а значит, нет ни социальной, ни политической энергии для их воплощения.
А самое главное, во всех идеях национального строительства - подспудное признание неспособности сформулировать для Украины не то что консолидирующую национальную идею, а даже смысл современного существования государства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs