Фото: forbes.kz.
5 июля в Греции состоялся референдум по вопросу принятия программы так называемой тройки кредиторов (Международного валютного фонда, Европейской комиссии, Европейского Центрального банка). Согласно условиям, обозначенным в этом документе, Греция обязана ввести так называемый режим экономии – повышение налогов и урезание пенсий и социальных выплат в обмен на реструктуризацию долга. По предварительным результатам против принятия условий международных кредиторов (вариант «нет»- по-гречески «охи») проголосовали 61,44% избирателей, за – 38, 56%.
В настоящее время Греция должна своим кредиторам 240 млрд.евро, однако лишних денег у Афин нет. 30 июня Греция отказалась от очередного платежа в 1,6 млрд. евро в рамках своей задолженности перед МВФ, и тем самым - от средств международной программы помощи. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас призвал своих избирателей отвергнуть эти предложения, но при этом подчеркнул, что «нет» на референдуме означает не разрыв с ЕС, а путь к новому соглашению с кредиторами. Перспективам Греции и Европейского союза был посвящен круглый стол, состоявшийся в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». В нем приняли участие известные ученые – специалисты по вопросам европейской интеграции и современному международному праву.
«Результаты состоявшегося в Греции референдума были предсказуемы, - заявил заведующий сектором исследований Европейского союза Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. - Однако трудно было ожидать, что разрыв между сторонниками и противниками нового соглашения будет так велик и составит почти 20%. Большинство проголосовавших выступили против соглашения от 25 июня, однако более 80% из участвовавших в голосований против выхода из еврозоны». Ю.Квашнин считает, что результаты референдума внушают некоторый оптимизм: « Если бы большинство участников референдума проголосовало «за», Алексис Ципрас ушел бы в отставку. Мы знаем, что министр финансов Янис Варуфакис отказался поставить свою подпись под этим документом и вышел из состава правительства. Уход премьер-министра в этих условиях спровоцировал бы кризис в правящей коалиции. В этих условиях новое правительство появилось бы лишь в сентябре, когда в стране банально закончились бы деньги». По мнению Ю.Квашнина, в сложившихся условиях Евросоюз и правительство Греции будут искать новые точки соприкосновения и пути разрешения возникших проблем.
По мнению научного сотрудника Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН Сергея Забелина, результаты состоявшегося референдума свидетельствуют о грамотно проведенной агитационной кампании внутри страны. «Еще в мае перспективу проведения голосования по данной проблематике предложил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, - напомнил эксперт.- Решение о проведении референдума носило тактический характер и сейчас наступило время принятия прагматических решений. Можно вспомнить письмо А.Ципраса, направленное им 30 июня, незадолго до срока, который был отведен Греции для осуществления выплат. В этом письме отчетливо указаны те уступки, на которые готова пойти Греция. В частности, это 30% скидка на НДС для греческих островов, а также осуществление пенсионной реформы. Программа реформ, принятая еще в 2010 году, никем не сворачивалась, и скорее всего, будет проводиться в жизнь и дальше». По мнению С.Забелина, греческое правительство ни в чем не отказывает Евросоюзу, лишь настаивая на пролонгации сроков выплат.
«В самом Евросоюзе существуют совершенно разные подходы к греческой проблеме. Главными адвокатами нахождения Греции в ЕС и еврозоне адвокатами выступают канцлер Германии А.Меркель и президент Франции Ф.Олланд, - отметил в своем выступлении доцент кафедры европейского права МГИМО (У) МИД России Николай Топорнин.- . Результаты состоявшегося референдума стали ощутимым ударом и для Председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Однако немедленно пересматривать масштабы программы помощи греческой экономике еврогруппа не будет». Однако есть и страны, более радикально настроенные в отношении «греческого вопроса». Это в первую очередь, небольшие страны Восточной Европы и Балтии, которые наотрез отказываются, по выражению их политиков, «платить по долгам Греции». Например, пенсия в Греции в среднем – 880 евро, Словакии – 400 евро. «Значит ли это, что греческая экономика в два раза эффективнее словацкой и может ли бюджет Греции позволить себе подобные траты?» - задал вопрос Н.Топорнин.
С 2010 года, то есть с момента принятия первого плана спасения экономики Греции, речь шла о том, чтобы начать сокращение социальных выплат. Официальный долг Греции составляет в настоящее время 240 млрд. евро, что в несколько раз превышает ВВП Греции за год. Это означает, что без реструктуризации части долга (до 30% от общей его суммы) или отсрочки на 20-30 лет «греческую проблему» не решить. Тройка основных кредиторов: МВФ, Еврокомиссии, Европейский Центральный банк. В ходе пресс-конференции были рассмотрены четыре основных варианта решения проблемы греческого долга.
1)Так, если план реформ по рецептам МВФ не будет пересмотрен, а результаты референдума дезавуированы, Греция может вернуться к своей национальной валюте – драхме. «Голосовали, разумеется, не за выход из еврозоны, однако средств на немедленную выплату задолженности в греческом бюджете нет, -заметил Н.Топорнин.-. В настоящее время свободный уровень ликвидности в греческих банках время 1 млрд.евро. После его падения обеспечение ликвидности будет полностью зависеть от Европейского Центрального банка». Однако возвращение к драхме будет болезненным и грозит стране экономической изоляцией.
2) В случае подписания договора о пролонгации выплат в стране будет введен режим жесткой экономии по неолиберальным рецептам МВФ. При резком переходе к режиму экономии в стране возможен социальный взрыв и потеря правящей коалицией поддержки со стороны так называемого среднего класса Греции.
3)Временное решение проблемы с ликвидностью наличных денег может быть достигнуто через выпуск долговых расписок.
4) Греция может пойти по пути Косово и Черногории: ввести обращение евро на территории страны в одностороннем порядке, без поддержки со стороны Европейского Центрального банка.
Разумеется, Алексис Ципрас, с точки зрения брюссельской бюрократии, – не слишком покладистый партнер для переговоров. Однако смена политической фигуры и досрочные выборы не решат ни одной из проблем, стоящих перед ЕС. Наибольший рейтинг в стране по-прежнему имеет объединение СИРИЗА, находящееся ныне у власти. Ранее занимавшее её нишу «Всегреческое социалистическое движение» (ПАСОК) переживает в настоящее время упадок. Правая партия «Новая демократия» переживает кризис после ухода с поста председателя Антониса Самараса – фигуры значительно более предпочтительной для Брюсселя. Третье место в греческом парламенте занимает неофашистская партия «Золотая заря», получающая дополнительную подпитку после любого ухудшения социальной ситуации в стране. Особую популярность эта партия получила из-за безотказного политического пиар-хода – раздачи еды неимущим на площади Синтагма за счет личных средств. Вопреки ряду отечественных и зарубежных экспертов, назвать экономику Греции отсталой полностью невозможно: валовой внутренний продукт (ВВП) этой страны выше чем в Болгарии и Румынии. Основная ее проблема в том, что из нее целенаправленно делали «туристическую страну», ликвидируя наиболее более или менее развитые технологически отрасли экономики. Еще одной язвой Греции является колоссальное социальное расслоение и высокая степень безработицы среди молодежи (свыше 50% в 2014 году). Проводя форсированную политику экономии, правительство может лишиться поддержки местного среднего класса.
Таким образом, в сложившейся ситуации нынешнее греческое правительство стремится любой ценой удержаться у власти, проводя политику маневрирования и затягивания переговоров. В свою очередь, ЕС не хочет нежелательного прецедента, который неизбежно возникнет в случае выхода Греции из еврозоны. Пока юридической процедуры выхода страны из еврозоны нет. Существует лишь статья 50 Лиссабонского договора, в которой оговаривается возможность выхода из Европейского союза. В настоящее время протестные настроения в Греции несколько нивелированы на волне эйфории от прошедшего референдума. В стране достигнуто определенное единство нации по одной из ключевых экономических проблем. В этих условиях Афины и Брюссель заинтересованы в новом раунде переговоров и достижении взаимоприемлемого компромисса.
В ходе пресс-конференции от ряда экспертов неоднократно звучал тезис об обмане, на который пошла греческая политическая элита, желающая оказаться в еврозоне. В связи с этим возникает лишь один вопрос: разве в Брюсселе не знали о том, что режим свободной торговли со странами ЕС приведет эту страну к кризису? И если знали, то кто и кого обманывал – или хотел быть обманутым? И не называется ли нынешнее поведение ведущих государств и финансовых структур ЕС в этом случае межправительственным шантажом? Не пора ли искать более реалистичный способ интеграции новых членов в еврозону? Ответа пока не слышно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs