Вопрос: Как прошли переговоры с Государственным секретарем США Дж.Керри?
С.В.Лавров: Переговоры с Государственным секретарем США Дж.Керри проходили в соответствии с договоренностями между Президентом России В.В.Путиным и Президентом США Б.Обамой, достигнутыми в ходе их телефонного разговора. Президенты договорились уделить особое внимание нарастающей угрозе терроризма на Ближнем Востоке и Севере Африки, прежде всего, в контексте сирийского кризиса. Нам с Государственным секретарем США Дж.Керри было поручено встретиться и подробно обсудить возможности интенсификации и координации действий стран региона в связи с растущими наступлениями так называемого «Исламского государства» («ИГ»), «Джабхат ан-Нусры», других террористических организаций. В духе принципиальных пониманий, которые были достигнуты президентами, мы сегодня обменялись конкретными мнениями, идеями о том, как на данном этапе постараться сделать ситуацию более управляемой и как консолидировать всех, кто считают «ИГ» абсолютным злом и искренне заинтересованы в искоренении терроризма в этом ключевом регионе мира.
Естественно, мы пробрифинговали наших американских партнеров об итогах визита в Москву Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема, о результатах его приема в Кремле Президентом России В.В.Путиным и моих с ним переговоров, которые состоялись вчера в Москве. У нас с американскими коллегами есть общее понимание того, что ситуация требует более активных действий, которые опирались бы на общее согласие всех, кто противостоят «Исламскому государству». Есть также понимание необходимости всячески пресекать конъюнктурные соображения и попытки использовать террористические группировки для достижения сиюминутных, в том числе политических целей, направленных на те или иные режимы в регионе. Это очень важно. По понятным причинам я не могу вдаваться в детали и не буду этого делать. Мы договорились продолжить эти консультации, в том числе с привлечением стран региона. Надеюсь, эти консультации состоятся в обозримом будущем, и мы не будем их сильно затягивать. Для этого необходимо провести некоторые предварительные мероприятия.
Мы также обсудили целый ряд других вопросов, которые стоят в повестке дня российско-американских отношений и международного сообщества. В том числе в соответствии с достигнутой ранее в ходе визита Государственного секретаря США Дж.Керри в Сочи 12 мая с.г. договоренностью условились продолжить и сделать более предметными наши контакты по украинскому кризису. Мы подтвердили четкое понимание, что будем в этих целях задействовать согласованный президентами России и США канал. Заместитель Министра иностранных дел России Г.Б.Карасин и заместитель Госсекретаря США В.Нуланд уже дважды встречались. В ближайшие десять дней намечена их очередная встреча. Мы условились, что главным критерием на этих консультациях – как и в работе «нормандской четверки» – будут Минские договоренности, и когда наши представители будут встречаться, эти договоренности будут лежать на столе. Параграф за параграфом мы будем смотреть, что делается, а что не делается, и на какую из сторон необходимо оказать дополнительное воздействие. Мы, естественно, привлекли внимание к нашим озабоченностям, связанными с тем, что киевские власти пытаются интерпретировать Минские договоренности, прежде всего в том, что касается проведения выборов в Донбассе и, особенно, конституционной реформы и амнистии, иначе, нежели было согласовано в Минске. У американских партнеров прозвучало намерение добиваться полного и строгого выполнения «Комплекса мер», который был одобрен в Минске 12 февраля. Мы полностью разделяем такой подход. Конечно, главное – чтобы он реализовался на практике.
Мы говорили и о некоторых вопросах, которые касаются проблем стратегической стабильности, ситуации в сфере международных договоров, включая Договор о РСМД, и в целом взаимодействия между нашими военными, в том числе по линии уже давно действующих и в России, и в США национальных центров по уменьшению ядерной опасности.
Ряд вопросов двусторонних отношений касался гуманитарной сферы, проблем, связанных с конкретными россиянами, в том числе узниками Гуантанамо и другими случаями, когда россияне оказываются под американской юрисдикцией и не получают должного доступа с нашей стороны. Дж.Керри обещал разобраться с этими бюрократическими препонами. Я надеюсь, что мы сдвинемся и в этом вопросе.
Мы также обсуждали мероприятия, которые американцы в качестве председателя Арктического совета планируют провести в ближайшее время.
Вопрос: Что касается переговоров по Ирану, мы знаем, что ЕС продлил «заморозку» санкций до 7 июля. Есть ли примерное понимание по срокам достижения соглашения?
С.В.Лавров: Я не в курсе решения Европейского союза. Это не является предметом многосторонних переговоров по Ирану. Иран и ЕС, Иран и США отдельно обсуждают вопросы, касающиеся снятия санкций, которые были введены в одностороннем порядке американцами и европейцами, в случае достижения договоренности по ядерной программе.
Хотя это и не было главной темой беседы, конечно, мы с Государственным секретарем США Дж.Керри затронули вопросы, касающиеся переговоров по иранской ядерной программе, которые проходят в эти дни в Вене. По большей части остаются не технические, а, я бы сказал, процедурные вопросы, связанные в том числе с оформлением договоренности и с ее презентацией в Совете Безопасности ООН. У нас есть все основания полагать, что результат находится в пределах достижимости. Мы дали поручение нашим заместителям/политдиректорам сделать все, чтобы в ближайшие дни договоренность была достигнута.
Вопрос: Можно ли сказать, что общее взаимопонимание по механизму снятия санкций и по инспекциям МАГАТЭ в Иране уже достигнуто?
С.В.Лавров: Я уже сказал, что остаются вопросы, которые, прежде всего, касаются процедурной стороны дела. Это включает в себя различные механизмы, в том числе и те, о которых Вы упомянули.
Вопрос: Договорились ли Вы с Вашими партнерами из США в частности по вопросу об автоматическом продлении санкций, если Иран будет нарушать возможное соглашение?
С.В.Лавров: Смотрите ответ на предыдущий вопрос.
Вопрос: Сегодня стало известно, что Генеральная прокуратура России приняла на рассмотрение депутатский запрос о том, является ли выход стран Прибалтики из состава СССР незаконным. В Прибалтике это уже назвали провокацией. Не могли бы Вы прокомментировать эту новость? Если прокуратура решит, что этот выход был незаконным, могут ли быть какие-то практические последствия?
С.В.Лавров: Я не слышал о таком запросе, знаю только, что со странами Прибалтики у нас дипломатические отношения и межгосударственные договоры. Больше я ничего добавить не могу. Я не знаю о таком запросе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs