Мы провели очередную встречу министров иностранных дел России, Франции, Германии и Украины в так называемом «нормандском формате». Обсуждали задачи, которые вытекают из Минских договоренностей. Вчера состоялась телефонная беседа между президентами России и Франции, а также Канцлером Германии, в ходе которой были затронуты ключевые аспекты нашей работы на нынешнем этапе. Как вы знаете, сегодня в Минске прошли встречи большинства рабочих подгрупп в рамках Контактной группы. Прежде всего, мы констатировали – и это самое главное – что весь пакет «Комплекса мер», одобренного в Минске 12 февраля, сохраняет свою силу именно как пакет; что нужно двигаться по всем направлениям, необязательно увязывая одно с другим, но обязательно добиваясь движения вперед по каждому из пунктов, которые были зафиксированы в этом «Комплексе мер». Во-вторых, – и это тоже очень важный момент – основную часть времени мы уделили теме, которая занимает много внимания и в беседах наших руководителей, а именно – задаче налаживания прямого диалога между Киевом, Луганском и Донецком по выполнению ключевых положений Минских договоренностей во всех без исключения областях. Это касается военно-политической сферы, сферы безопасности, экономической и гуманитарной областей, а также не в последнюю очередь сферы политических реформ.
Мы отметили, что при всей важности движения вперед по всем направлениям сегодня особую актуальность приобретает задача стабилизации военной обстановки, ситуации в сфере безопасности. К сожалению, учащаются нарушения режима прекращения огня. Немало нарушений и в том, что касается нарушения обязательств сторон по отводу тяжелой техники. И в этом контексте мы высказались за то, чтобы в рамках подгруппы по вопросам безопасности, которая была сформирована в рамках минского процесса, как можно быстрее были одобрены решения по демилитаризации н.п. Широкино, пресечению нарушений прекращения огня, установлению усиленного мониторинга по всей линии соприкосновения и завершению договоренности о том, чтобы в разряд отводимых вооружений включить не только вооружения калибром свыше 100 мм, как это было условлено в Минске, но и вооружения калибром менее 100 мм. Наше мнение заключается в необходимости поддержать наработки, которые были достигнуты по этим вопросам в Совместном центре координации и контроля. Напомню, Центр был создан по просьбе Президента Украины с участием российских и украинских военных и с привлечением представителей Донецка и Луганска. Эти наработки находятся в стадии окончательного согласования. Там остаются буквально технические вещи, которые нужно досогласовать. Мы призвали к тому, чтобы в ходе очередного заседания рабочей подгруппы по вопросам безопасности эти договоренности закрепить. Имеется в виду, что и в плане демилитаризации н.п. Широкино, и в том, что касается усиления мониторинга по всей линии соприкосновения, будут задействованы наблюдатели ОБСЕ вместе с представителями Совместного центра координации и контроля, – то есть вместе с военными России и Украины и вместе с представителями Донецка и Луганска.
Я также хотел бы сказать о нашей общей решимости не допустить срыва Минских договоренностей. На сегодняшней встрече четко проявилось понимание опасности действий некоторых сил, которые пытаются все-таки свалить всю ситуацию в плоскость военного решения. Все четыре министра твердо высказались за то, чтобы активизировать усилия по выполнению «Минска-2» и не допустить силового сценария.
Мы поддержали активизацию работы Контактной группы и ее рабочих подгрупп. Согласован график их дальнейших встреч. После того, как Х.Тальявини оставила свой пост, координировать со стороны ОБСЕ весь этот процесс будет австрийских дипломат М.Сайдик. Его вчера назначил Действующий председатель ОБСЕ И.Дачич. Россия приветствовала это назначение и высказала надежду, что в его работе будет обеспечена преемственность, прежде всего в том, что касается приверженности полному и неукоснительному выполнению всего "Комплекса мер", согласованного в Минске 12 февраля.
Вопрос: В последнее время создавалось ощущение, что «Минск-2» рушится и разваливается под градом обострившегося военного противостояния на Востоке Украины. Было ли у министров ощущение, что «Минск-2» исчезает у нас на глазах.
С.В.Лавров: Я уже сказал, что есть ощущение, что имеются силы, которые хотели бы этот процесс подорвать. Я не буду называть адреса. Но такие силы есть. Многим по разным причинам предпочтителен военный, силовой сценарий. Многим хочется, чтобы ситуация не успокаивалась, а, наоборот, усугублялась. Подчеркну со всей ответственностью, – сегодня все четыре министра твердо выступили против подобных попыток и за то, чтобы «Минск-2» оставался основой всех наших усилий. Мои коллеги из Германии, Франции подчеркивали, что «Минску-2» нет альтернативы.
Вопрос: Была ли достигнута какая-то конкретная договоренность?
С.В.Лавров: «Нормандский формат» создан не для того, чтобы обеспечивать урегулирование. Он функционирует для того, чтобы, как было отмечено в Минских договоренностях от 12 февраля, поддерживать выполнение подписанного в Минске украинской стороной, Донецком, Луганском, ОБСЕ и Россией «Комплекса мер». «Нормандский формат» не может подменить стороны конфликта. Мы лишь можем посылать политические импульсы, учитывая совокупный вес всех четырех государств, нашу возможность и способность влиять на процессы. Но эти импульсы должны восприниматься сторонами «на земле». Надеюсь, что мы задействуем все наши возможности, чтобы повлиять на стороны конфликта с целью возвращения к неукоснительному исполнению Минских договоренностей, прежде всего, как вчера говорил Президент В.В.Путин в телефонном разговоре с Канцлером А.Меркель и Президентом Ф.Олландом, в том, что касается прекращения обстрелов населенных пунктов, действий, которые влекут за собой гибель мирных граждан, разрушение гражданской инфраструктуры, а также в том, что касается пакетного характера Минских договоренностей. Потому что без движения по пути политических реформ, включая изменения в конституции, согласование с Донецком и Луганском модальностей местных выборов, обеспечение особого статуса этих территорий, выполнение обязательств Киева по принятию закона об амнистии, разблокирование экономических связей с Донецком и Луганском, решение гуманитарных вопросов, выплат пенсий и социальных пособий едва ли можно будет создать атмосферу, которая требуется для полного и добросовестного выполнения Минских договоренностей.
Вопрос: Что было в центре внимании Вашей встречи с Л.Фабиусом? Затрагивался ли вопрос ареста во Франции российских счетов?
С.В.Лавров: Мы обсуждали в том числе и этот вопрос. Рассмотрели судьбу некоторых наших совместных проектов, которые предполагают обмен выставочными экспонатами. Привлекли внимание наших коллег к тому, что неправомерные попытки арестовывать собственность российского государства не помогают развивать наши двусторонние отношения. Мне показалось, мы нашли понимание у моего французского коллеги. По крайней мере, налицо было стремление избегать каких-либо движений, которые будут искусственно осложнять наши отношения.
Основное внимание в беседе мы уделили ситуации на Ближнем Востоке, прежде всего кризису в Сирии и вокруг нее. Была подчеркнута необходимость ускорить усилия по поиску политического решения на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, в котором идет речь о том, что кризис должен быть урегулирован стараниями самих сирийцев на основе обоюдного общего согласия. Также обсудили ситуацию в ближневосточном урегулировании в контексте палестино-израильского конфликта с учетом турне, которое глава МИД Франции Л.Фабиус буквально на днях совершил по странам региона. Здесь у нас тоже общее понимание о необходимости недопустить сохранения тупика в этом застарелом конфликте, неурегулированность которого во многом подпитывает экстремистские настроения, помогает террористам вербовать сторонников в свои ряды. Мы сошлись в том, что политический процесс должен как можно быстрее возобновиться.
Вопрос: Сегодня «Викиликс» обнародовал информацию о том, что США осуществляли прослушку трех президентов Франции.
С.В.Лавров: Хотя на тот момент я не видел этих сообщений, но не удивлюсь. По крайней мере, скажу, что сегодня в МИД Франции во время переговоров у нас периодически выключались и включались все микрофоны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs