ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Москва-Баку: вместе – против политики «смены режимов»

15:04 23.06.2015 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

За последние месяцы давление со стороны Евросоюза и США на Азербайджан в вопросах «прав человека и демократических институтов»  достигла такого уровня, что стала вызывать сильнейшее раздражение и открытое сопротивление со стороны руководства Азербайджанской Республики.

Для России это – благоприятная ситуация, дающая почву для улучшения  отношений с Баку, с середины девяностых годов носивших прохладный характер. Азербайджанское руководство очень обижено незаслуженно холодным и враждебным освещением Европейских Игр в Баку в западных СМИ, а также неявкой на церемонию открытия лидеров США и ЕС (приезд Путина, Лукашенко и Эрдогана составил положительный «евразийский» контраст).

И ОСКОРБЛЕНИЕ, И УГРОЗА

Американо-европейская холодность воспринимается в Баку, во-первых, как неблагодарность. Ничто так не осуждается на Востоке, как грубость в отношении пригласивших тебя хозяев. Ведь 9-миллионный Азербайджан только по официальной отчетности потратил на игры 915 миллионов бюджетных долларов (из-за спонсорства Игр со стороны государственной нефтяной компании SOCAR реальные расходы могли быть больше), а потому чувствовал себя вправе рассчитывать на более вежливое обращение. Во-вторых, холодность Запада воспринимается в Баку еще и как угроза. За холодным отношением западных политиков к Европейским Играм и ссылками на «нарушения прав человека» азербайджанские политики видят не «абстрактный гуманизм», а план по дестабилизации существующего в Азербайджане государства.

Запад сам подкрепляет эти подозрения своей политикой. Обидевшая Баку резолюция бундестага была опубликована за день до Игр под вызывающим заголовком: «Требовать демократии, правового государства и прав человека в Азербайджане – в том числе и во время Игр 2015 года».http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/050/1805097.pdf        

В резолюции бундестаг требует от исполнительной власти ФРГ «строго придерживаться линии, по которой наше правительство не будет представлено высокопоставленными персонами на мероприятиях Евроигр, а также требовать на общеевропейском уровне, чтобы такой же позиции придерживались и страны-члены, а также учреждения Евросоюза». Далее идут требования обеспечить придирчивую проверку предстоящих осенних выборов в парламент Азербайджана со стороны БДИПЧ ОБСЕ («Бюро по демократии и правам человека», хорошо известное россиянам по скандалам вокруг выборов 2011-2012 годов). Есть и требование к Баку – освободить нескольких названных поименно «политических заключенных».

Помимо Германии, бесконечную информационную кампанию вокруг этих самых якобы политических заключенных ведут и СМИ Великобритании, Франции, других стран ЕС.    

ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР В ПАСЕ

Судя по всему, с неприятными последствиями этой кампании азербайджанским дипломатам придется столкнуться уже на ближайшей сессии ПАСЕ. В интервью агентству АПА глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов сообщил, что на этой сессии будет заслушан доклад «Деятельность демократических институтов в Азербайджане», а также состоится обсуждение в Комитете по мониторингу ПАСЕ (который уже представил  суровый предварительный доклад на эту тему) ситуации с правами человека в стране. http://www.vesti.az/news/252749

Предварительный доклад по Азербайджану содокладчиков Комитета по мониторингу – поляка Тадеуша Ивинского и испанца Педро Аграмунта – выдержан в привычных для докладов ПАСЕ о России выражениях: «Комитет выражает глубокую озабоченность в связи с наступлением на права человека в Азербайджане, где условия работы для НГО и правозащитников существенно ухудшились»,- сообщают два содокладчика. «Комитет призывает власти продолжить работу Совместной рабочей группы по вопросам прав человека, в соответствии с договоренностью Генерального Секретаря Совета Европы и Президента Азербайджанской Республики, заключенным в августе 2014 года».http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=21802&lang=en

ЗА «ОЗАБОЧЕННОСТЬЮ» - ПЛАН СМЕНЫ РЕЖИМА

Опыт Украины показал азербайджанскому руководству, что «условия работы для НГО» признаются западными структурами удовлетворительными только тогда, когда в той или иной стране у власти, наконец, оказывается стопроцентный ставленник США и ЕС (такой, как Петр Порошенко на Украине или Дональд Туск в Польше). Причем часто «смена режима» (regimechange) проводится руками тех самых «страдающих» и финансируемых с Запада негосударственных организаций.

В этих условиях азербайджанское руководство, на самом деле не ищущее никаких конфликтов ни с Западом, ни с кем бы то ни было еще, может оказаться просто вынуждено пересмотреть свою прежнюю политику. А она в последние 20 лет была направлена как раз на интеграцию с Западом при сохранении хороших отношений с Россией (без вступления в патронируемые Россией интеграционные объединения типа Таможенного Союза или Евразийского Экономического Союза). Со времен президентства Гейдара Алиева Баку держал курс на интеграцию с Западом через энергетическое сотрудничество (начавшееся с трубопровода Баку-Джейхан), а также через вступление в оказавшиеся на поверку подконтрольными Западу европейские структуры – Совет Европы, ОБСЕ, а в последние годы – в Восточное Партнерство ЕС.

ГУБИТЕЛЬНОЕ «ПАРТНЕРСТВО»

Но в нынешних условиях оказывается, что членство в этих организациях не дает существующей законной власти гарантию признания и невмешательства. Как раз наоборот: членство, скажем, в Восточном Партнерстве создает условия для вмешательства Запада через выдвижение все новых «ценностных требований».

Тут стоит вспомнить слова первого российского вице-премьера Игоря Шувалова, отметившего на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме тот факт, что Восточное Партнерство стало одним из инструментов отдаления Украины и других бывших республик СССР от России.

Так против действующей в Баку власти предлагает использовать Восточное Партнерство и цитировавшаяся выше резолюция бундестага, рекомендовавшая федеральному правительству Германии следующее:

«Используя сотрудничество в рамках Восточного Партнерства и членство Азербайджана в Совете Европы поставить азербайджанское государственное руководство перед необходимостью уважения конституционных прав и прав человека для всех граждан и гражданок». Далее германские парламентарии лезут уж и вовсе не в свое дело, рекомендуя начать через Восточное партнерство «реформы в направлении правового государства, а также активную борьбу с коррупцией».http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/050/1805097.pdf

 ТАК ЖЕ БЫЛО И С РОССИЕЙ

Думается, есть смысл обратить внимание азербайджанской стороны и на тот факт, что недружественные высказывания против Азербайджана как под копирку списаны из аналогичных высказываний против России годовой давности. В той же направленной против Евроигр в Баку резолюции бундестага есть и отсылка к России:

«По мнению многих представителей спортивных организаций и союзов, проведение спортивных мероприятий может стать стимулом к демократизации проводящих эти мероприятия стран… Опыт последних лет показывает, однако, что эти ожидания не оправдываются. Олимпийские игры в Пекине в 2008-м году или зимние игры в Сочи в 2014 году – это примеры того, как спортивные мероприятия не только не ведут к улучшению ситуации с правами человека, а, напротив, дают совершенно противоположный эффект».

Следует отметить, что враждебное отношение к Евроиграм со стороны Евросоюза и США, а также следующей в кильватере их политики западной прессы не стало наказанием за одно лишь «строптивое» поведение Азербайджана на недавнем рижском саммите Восточного Партнерства. (Тогда, как известно, Баку отказался присоединиться к резолюции, осуждающей российскую «аннексию» Крыма). Враждебность со стороны США и Евросоюза к Баку проявляется открыто как минимум с конца 2014 года. Возможно, это связано с тем, что Азербайджан не оправдал надежды Запада на проведение антироссийской политики во время своего председательства в Совете Европы в 2014 году.

Еще тогда, в декабре 2014 года, представительница  госдепа Мари Харф стандартно заговорила о «давлении на гражданское общество в Азербайджане», на что тотчас же последовала гневная отповедь из пресс-служба президента Ильхама Алиева. «Высказывания HumanRightsWatch, AmnestyInternational и других неправительственных организаций, а также представителей госдепа США, во-первых, не отражают реальность, а во-вторых, ни одна международная организация не уполномочивала госдеп США рассуждать по поводу происходящих в других странах процессах», – сказал тогда пресс-секретарь президента Азер Гасымов. http://www.fondsk.ru/news/2014/12/08/azerbajdzhan-zajavil-o-dvojnyh-standartah-v-vyskazyvanijah-gosdepa-ssha-30804.html

Все эти обстоятельства говорят о возможности нового сближения России и Азербайджана – не на основе ностальгии по советскому прошлому, а на основе неприятия политики «ценностного превосходства» и дестабилизирующей «смены режимов» со стороны США и ЕС. И здесь  важно, чтобы новый союз между Москвой и Баку, если он сложится, принял форму не «элитного консенсуса», а настоящей, народной коалиции. Возможности для такой коалиции есть. В Азербайджане не только власть, но и большая часть интеллигенции, самые широкие слои населения с ужасом смотрят на плоды «смены режимов» на Украине, в Ираке, в Ливии и Сирии. И моих разговоров с различными представителями азербайджанского общества стало ясно - простые люди такое новое сближение наших стран поддержат.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати