Одной из самых многочисленных делегаций на Санкт-Петербургском Международном экономическом форуме в этом году оказалась саудовская во главе с принцем и по совместительству - министром обороны Мухаммедом бен Салманом.
По итогам встреч и переговоров Россия и королевство подписали несколько документов в стратегически важных областях. Во-первых, это соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, которое предполагает «формирование координационного комитета для дальнейших консультаций по вопросам, касающимся использования атомной энергии в мирных целях, а также формирование совместных рабочих групп для выполнения конкретных проектов и научных исследований, обмен экспертами, организация семинаров и симпозиумов, содействие в обучении и подготовке научного и технического персонала, обмен научно-технической информацией». (http://9tv.co.il/news/2015/06/18/206813.html) Во-вторых, соглашение по сотрудничеству в области космических исследований: «Партнеры планируют совместные проекты в пилотируемых и непилотируемых космических программах; в подготовке космонавтов, в области пусковых услуг и в развитии навигационных спутниковых систем», — сказано в соответствующем пресс-релизе. (http://polit.ru/news/2015/06/18/space_cooperation/) В-третьих, соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель Аль-Джубейр прокомментировал по-восточному осторожно: «Можно принципиально констатировать, что ничто не мешает Саудовскому королевству произвести закупку российского оружия и оборонительных комплексов. Это тема рассматривается военными экспертами наших стран». (http://polit.ru/news/2015/06/20/saudi_arabia/) И, наконец, это меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики.
Очевидно, «за кадром» осталось обсуждение ситуации в Сирии и иранская ядерная проблема – главные точки преткновения в российско-саудовских отношениях. В СМИ обсуждаются различные варианты торга, выдержанные в духе теории заговора.
Поворот в отношениях для стороннего наблюдателя достаточно неожиданный. Еше в марте министр иностранных дел королевства в резких выражениях позволил себе прокомментировать обращение В.Путина к лидерам арабских стран по поводу ситауции в Йемене, а в июне саудовский король уже принимает приглашение российского президента посетить Москву и в свою очередь зовет его в Эр-Рияд.
Что же изменилось за столь короткое время? Внешнеполитические установки Саудитов остались без изменений – они коренятся в Коране и пересмотру не подлежат. Значит, причину надо искать среди внешних факторов. Единственное, что подходит на роль реагента – прорыв в переговорном процессе по ядерной проблеме Ирана.
В целом понятно, что активизация диалога КСА с Россией обусловлена определенным охлаждением отношений между Эр-Риядом Вашингтоном: монархия недовольна снижением активности своего союзника к ближневосточному региону и не приемлет ядерную сделку с Ираном, инициированную Белым домом. Иранскую ядерную программу КСА рассматривает не только как нарушение баланса сил, сложившегося на Ближнем Востоке, но и как непосредственную реальную угрозу для своей безопасности.
Что же было подписано в Санкт-Петербурге? В жизненно важной для обеих сторон сфере энергетики – лишь меморандум. В космической области стороны договорились наметить сферы возможного сотрудничества и только. В ядерной сфере - «формирование координационного комитета для дальнейших консультаций...». Теперь о соглашении по военно-техническому сотрудничеству. Военные расходы королевства за последнее десятилетие ыросли более чем вдвое, что продиктовано стремлением продемонстрировать свою мощь соседям и укрепить позиции в экзистенциальном противостоянии с Ираном. Ну и не будем забывать, что немалая часть оружия поставляется в третьи страны, в частности, сирийской оппозиции. (http://www. foreignpolicy.ru/analyses/logika-vneshney-politiki-saudovskoy-aravii-i-interesy-rossii/) Сколько-нибудь крупные оружейные сделки между Россией и Саудовской Аравией в обозримом будущем маловероятны, т.к. Эр-Рияд сделал ставку на американское вооружение, - считает «высокопоставленный источник в сфере военно-технического сотрудничества». «Велись переговоры о заключении крупного пакета оружейных контрактов, однако эти планы не были реализованы. Маловероятно, что это произойдет в ближайшее время, в том числе с учетом позиции Запада во главе с США по ситуации вокруг Украины», — отметил собеседник «Интерфакса». (http://lenta.ru/news/2015/06/17/no/)
Так что все случившееся, скорее, декларация намерений оживить двусторонние отношения и продемонстрировать это другим «партнерам». России в условиях роста напряженности на западном направлении нужны новые контрганеты, тем более такие денежные. Показательно в этом плане заявление председателя правления фонда «Петербургский международный экономический форум» Сергея Белякова: «Если политическое руководство страны на самом высоком уровне приезжает для того, чтобы обсуждать повестку сотрудничества и возможные инвестиции, то это демонстрация того, что мы не гипотетически интересны, а мы очень интересны с точки зрения конкретных проектов, конкретных инвестиций». (http://www.ng.ru/ world/2015-06-19/8_saudi.html) В то же время, на наш взгляд, это отрадное свидетельство некоторой коррекции общих внешнеполитических подходов. По мнению Евгения Сатановского, «У нас чрезвычайно развита привычка неоднократно наступать на одни и те же грабли. Имея нормальные отношения с одними государствами, мы не выстраивали их с другими. Вот сегодняшняя власть пытается выстроить ровные отношения с подавляющим числом государств, режимов, религиозных структур, вне зависимости от того, чем они являются». (http://www.portal-credo.ru/site/?act= authority&id=686)
Свою выгоду, делая шаг навстречу России, преследуют Саудиты, примеряющие на себя статус независимого игрока в ближневосточных делах. Общий посыл их демарша можно сформулировать следующим образом: «Раз американцы уходят, значит, мы будем напрямую работать с русскими, которые были и будут активными игроками в регионе. Да и американцам таким образом насолим». Вспомним, одна саудовская обида в 1973 году уже вылилась в нефтяное эмбарго против Вашингтона из-за событий вокруг Израиля. А демарш в области атомной энергетики, помимо этого, – явный посыл Ирану: пусть теперь Тегеран ломает голову над саудовской ядерной программой! И заодно пусть подозревает, а лучше – пусть сразу обвинит Россию в двуличии.
Похоже, российской дипломатии в ближайшее время придется решать еще одну, очень непростую, задачу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs