ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Российская украинистика и ее оппоненты на Западе

19:07 22.05.2015 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Западная украинистика отличается достаточным профессионализмом, которые всегда позволял ей адекватно оценивать происходящие на Украине процессы, и озвучивать соответствующие прогнозы. Идеологический крен таких исследований, преимущественно, антироссийский. Меняются только их акценты, но не содержание.

В последнее время наметилась новая тенденция: предметом обсуждения зарубежных украинистов становится галицко-русское движение, ранее никогда не покидавшее маргинальную периферию исследовательского процесса украинской государственности и истории. Это говорит о том, что галицко-русская тематика, оппонирующая идеологии украинского национализма, из изолированного маргинала превращается в востребованную тему. Ей посвящает свои страницы газета праворадикального Союза украинцев Польши (1); украинская публицистика все чаще ссылается на работы немецкой исследовательницы истории галицко-русского движения А.-В. Вендланд, написанные вначале 2000-х, и выдержанные в мягко антироссийском тоне (2).

Благодаря работам историков-энтузиастов из Белоруссии, России и Украины, галицко-русская тематика будет и далее набирать популярность. Поэтому в ближайшее время следует ожидать контрдействия от западной украинистики: увеличения количества критических публикаций западных и украинских авторов, нацеленных на демонтаж позитивного дискурса о генезисе галицко-русской идеи. Данная тема пока не стала ключевой в исследованиях истории Украины, как в исполнении российских авторов, так и украинских, но стала значительно популярнее, чем раньше.

Западную украинистику отличает стремление расширить охват изучаемой тематики, уход от жесткой привязки только к текущей политике, подробное изучение антироссийских событий украинской истории, придание искусственной значимости мелкомасштабным фигурам в истории Украины. Пример: искусственное возвеличивание гетмана Ивана Мазепы, введение в научный оборот выражений «Мазепа и его время», как будто эпоха, в которую он жил и действовал, определялась его поведением, а не свершениями Петра I, Карла XII и др. европейских политиков (3).

Западная украинистика поступательна и постоянна. Эффективный процесс изучения украинской тематики, и всего, что с нею связано, на Западе не прекращался с момента зарождения этой дисциплины. Самые крупные за пределами Украины библиотечные фонды по украинской тематике накоплены в США и Канаде, которые используются в работе западных экспертно-аналитических институтов.  Уровень сотрудничества центров украинистики с ведущими западными научно-образовательными и экспертно-аналитическими учреждениями достаточно высок (4).

В России украинистика – процесс дискретный, подчиненный внешнеполитической конъюнктуре. Эта дисциплина переживала времена подъема и упадка, и в последней фазе пребывала чаще, чем в первой. Словно думая, что Украина всегда была и будет одинаково близкой, и одинаково далекой России, структуры, ответственные за состояние российской украинистики, отодвигали эту дисциплину на задний план. Долгое время элементом российской украинистики были эмоционально-патетические ссылки на родственно-семейные связи двух народов. Отсутствовал более прагматичный, и более научный подход. 

Практика показала, что Украина может на глазах приходить в более радикальное состояние, чем то, к которому за годы украинской независимости привыкли в России. Эффективность политики Запада на этом направлении свидетельствует об адекватном состоянии западной украинистики, которая объемлет и украинскую культуру, и политику, и экономику, и религиозные вопросы.

Чем еще отличается западная украинистика от российской? Тем, что первая обладает солидным накопленным за многие десятилетия теоретико-практическим багажом; вторая же переживает период ранней молодости. Западная украинистика умудрена опытом, российская его только приобретает. Западная украинистика конструктивно решает проблемы с кадрами, умело привлекает к сотрудничеству украинистов из ведущих научно-аналитических центров Европы и Америки, воедино сводя их интеллектуальный и пропагандистский потенциал, и повышая КПД своей деятельности. Западная украинистика эффективно осуществляет просветительско-пропагандистскую деятельность, располагая популярными и высокоинтеллектуальными информационными ресурсами (5).

Западной украинистике удалось сформировать устойчивый научный дискурс, в котором не нашлось места российским украинистам. Украинский вопрос на Западе (в его научно-исследовательском, а не конъюнктурно-политическом преломлении) – это территория господства западных украинистов антироссийских взглядов, и их коллег из других стран, в т.ч., с Украины.

Сегодня перед российской украинистикой стоит непростая задача прорвать негласную блокаду, суметь выйти из изоляции и донести свои взгляды до международной аудитории. Российская украинистика заранее находится на менее выигрышных позициях, потому что все, что надо было сказать плохого о России в рамках украинского вопроса, как с точки зрения политики, так и культуры, уже сказано и повторено много раз. Но не действовать нельзя, иначе такое понятие, как антироссийская украинистика на Западе превратиться в догму, и перейдет в фазу «научного окостенения».

Недостатка кадров российская украинистика не испытывает. Она сталкивается с неэффективными организационными подходами, недооценкой своей значимости и недостаточным влиянием на текущую политику государства. Западная украинистика и политика Запада в отношении Украины – это одно целое. Российская украинистика и политика России в украинском вопросе – это часто разные песни. Здесь либо российская украинистика не поспевает за политическими изменениями, либо политики не учитывают рекомендаций украинистов.

Среди западных украинистов есть такие, кто успешно оспаривает целесообразность построения этой дисциплины на антироссийском фундаменте, но они остаются в «полуизоляции», оттесняются антироссийским хором на информационную обочину. Их труды, по большей части, неизвестны, ни западному читателю, ни читателям в России или на Украине.

События на Украине должны подтолкнуть нас к более глубокому и более системному изучению украинского вопроса, и всего, что с ним связано и им обусловлено, как в политике, так и в культуре. Сейчас силы российских украинистов распылены, их потенциал не используется с надлежащей эффективностью. Оптимизация организационно-административного фактора в деятельности российской украинистики должна стать  главенствующей задачей в ближайшее время.

 

1)       http://www.nasze-slowo.pl/росія-насильство-чи-вільний-вибір-рус/

2)       http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/vendland-1.htm

3)       http://aisu.it/old/articoli/mazepa.pdf

4)       http://www.rsijournal.net/sovremennaya-istoricheskaya-ukrainistika-v-ssha-i-kanade/

5)       http://jups.krytyka.com/editorial-home

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати