На днях, в ходе переговоров руководства «Газпрома» с турецким министром энергетики Танером Йылдызом были достигнуты договоренности о начале ввода в эксплуатацию первой нитки газопровода «Турецкий поток» уже в декабре 2016 года. Глава российского газового концерна Алексей Миллер сообщил, что «Газпром» уже приступил к стадии строительства морской части этого газопровода. Далее, как известно, газовая труба должна выйти на границу с Грецией, а далее пойти в страны центральной и южной Европы.
Естественно, у такого плана не могло не найтись противников. США уже успели высказать свой категорический протест против строительства продолжения «Турецкого потока» на территории Греции. Как рассказал министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис, с таким заявлением к нему обратился специальный посланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн. Вместо совместного строительства газопровода, США предлагают «поддержать энергетическую диверсификацию Греции, включая поддержку ключевого инфраструктурного проекта по поставке природного газа по Трансадриатическому газопроводу (ТАП), интерконнектор Греция – Болгария (IGB) и расширение использования сжиженного природного газа».
Собственно, поставки американского СПГ в Европу - это главное предложение Вашингтона и заветная мечта американских энергетических компаний. Но, дьявол как всегда, кроется в деталях. США не смогут конкурировать с Россией на высокодоходном газовом рынке Европы, считает обозреватель Forbes Кеннет Рапоза. По его мнению, США еще очень далеко до того, чтобы стать крупнейшим экспортером природного газа. Лоббирование против российского «Газпрома» на его главном рынке не связано с тем, что США хотят воспользоваться антироссийскими настроениями, вызванными кризисом на Украине. Чтобы позиционировать себя в качестве альтернативного источника энергоносителей для Европы нужно нечто больше, чем просто желание. «Есть только один способ доставлять в Европу газ, добываемый в США, и, разумеется, это доставка в СПГ-танкерах. Сегодня ведется строительство четырех портовых терминалов для поставок сжиженного природного газа (СПГ), и в краткосрочной перспективе запланировано строительство еще одного», — отмечает он. И напоминает, что в условиях свободного рынка целесообразнее продавать газ тому, кто сделает лучшее ценовое предложение, то есть, больше заплатит. А Европа, избалованная российский газом, это вряд ли сможет сделать. «Из пяти строящихся терминалов только Corpus Christi обеспечен контрактом на поставки газа в Европу», — сообщает Рапоза. Весь остальной газ предназначен для стран АТР, с которыми уже заключены долгосрочные контракты, согласно данным Управления по информации в области энергетики США (EIA). А из терминала в Европу будет отправляться объем газа эквивалентный приблизительно 20 млн кубометров в день. Такие объемы Европу не спасут от российской зависимости в этом виде сырья. Поэтому Европы и нет в списках основных покупателей. «Согласно ежегодному прогнозу Annual Energy Outlook, опубликованному EIA в апреле, США до 2040 года останутся нетто-импортером ископаемых видов топлива при условии сохранения низких цен на нефть. В случае повышения цен на энергоносители, США станут нетто-экспортером СПГ благодаря увеличению объемов добычи к 2021 году. Но за эти семь лет может произойти всякое», — рассуждает автор статьи, который не исключает, что к тому времени американский энергетический гигант Exxon может возобновить свое участие в совместном с «Роснефтью» проекте по освоению углеводородных месторождений в российской Арктике. А американское «голубое топливо» будут продавать американцам, резюмирует Репоза.
В общем, конечная цель США далеко не в «спасении» Европы от российского газа, а в захвате этого рынка сбыта собственным топливом. Впрочем, только в том случае, если добыча сланцевого газа в США будет рентабельной. А как раз в этом есть большие сомнения. В мае 2014 года американский ученый Уильям Энгдаль писал: «Реальность сланцевого бума все чаще оказывается отличной от ожиданий. По словам Артура Бермана, геолога-нефтяника с 34-летним стажем, который изучал производство и другие аспекты бума сланцевых газа и нефти, "прогнозы показывают, что производство в сланцевых месторождениях от Баккен в Северной Дакоте до техасского Игл Форд достигнет своего пика около 2020 года. Те, кто инвестирует с ожиданием, что бум будет продолжаться в течение многих десятилетий "оторваны от жизни". Совсем конкретно, основные сланцевые пласты в США (а их там не так много с геологической точки зрения) начнут абсолютное снижение производства меньше чем через шесть-семь лет».
(полный перевод статьи- http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/90624/, оригинал статьи- http://journal-neo.org/2014/05/12/washington-s-shale-boom-going-bust/ )
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs