Верховная рада Украины приняла закон о правомерности действий ОУН-УПА, которые признаны борцами за независимость страны. Вместе с этим парламентарии запретили нацистскую символику, а коммунистическую идеологию признали преступной. Закон касается тех, кто вел борьбу за независимость Украины в течение периода с ноября 1917 года по 24 августа 1991 года в составе формальных, неформальных, а также подпольных организаций, военных, партизанских структур или формирований. Кроме ОУН-УПА, к этим организациям причислены парамилитарные формирования Украинской Народной Республики, включая армию Украинской Народной Республики, повстанческую армию Украины и Украинскую Хельсинкскую группу (УГГ). В законе говорится, что государство признает эту борьбу правомерной, так как ее цель, формы и методы якобы не противоречили уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека и другим международно-правовым актам.
На это решение тут же очень болезненно и очень остро отреагировали в Польше, назвав его пощечиной для страны и президента Бронислава Коморовского, написала Gazeta Wyborcza. В свою очередь, директор Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф с негодованием воспринял принятие парламентом Украины закона, ставящего знак равенства между коммунизмом и нацизмом, накладывающего запрет на память о них обоих. Эфраим Зурофф назвал это решение "оскорбительным... большой ложью, превращающей палачей в жертв". Зурофф говорит, что "решение парламента Украины направлено на отвлечение внимания от преступлений Украины во время Шоа (на иврите – бедствие, катастрофа, сейчас употребляется для названия Холокоста – прим. автора) и лицемерное сравнение нацизма и коммунизма". "Государства Балтии, Украина и затем Венгрия — страны, где проблема стоит наиболее остро, поскольку там это поощряют правительства. Это делается по воле властей и на их деньги", — сказал Зурофф, отвечая на вопросы журналистов.
Подобная реакция поляков и израильтян – вполне предсказуема. Жертвами, сотрудничавших с нацистами украинских коллаборационистов стали сотни тысяч поляков и евреев, об этом хорошо известно. А вот про так сказать «подвиги» ОУН-УПА собственно на Украине, напомнить стоит. Согласно приказам Дмитрия Клячкивского (командир УПА-Север), на территории оккупированных германскими войсками областей Украинской ССР, где действовали отряды УПА, были уничтожены «схидняки» — окруженцы и бежавшие военнопленные РККА, осевшие в отдаленных лесных хуторах. С возвращением в западные области Украинской ССР советской власти широко развернулись подрывные действия, террористические акты ОУН-Б/УПА в отношении так называемых «сексотов» — которых рекомендовалось принародно вешать с соответствующей табличкой. Среди «сексотов» УПА называла учителей, сотрудников советских учреждений на селе, сторожей, железнодорожников, водителей трамваев и других специалистов. Так из группы 15 человек, направленных в один из районных центров Ровенской области для восстановления народного хозяйства, удалось спастись лишь одному — 14 остальных были расстреляны, а над трупами надругались — у одного из мужчин отрезали голову, а у женщины — лицо и ноги. В течение 1944 — 45 гг. во Львовской области было убито 16 учителей, в Волынской — 16, в Тернопольской — 127. В Ровенской области сожжено и уничтожено 50 школ, в Тернопольской — 50 клубов и читален. Не забывали в УПА и местное население — уничтожались семьи тех, кто пошёл служить в Красную Армию, кто «вышел из леса» или не захотел идти в него. Так 26 ноября 1944 г. в селе Испас Выжницкого р-на Черновицкой области было уничтожено 15 семей (41 человек) за отказ взрослых мужчин «идти в лес». Гражданское население уничтожали и за более «скромные проступки» — за то, что пустили на постой или накормили солдат и офицеров Красной Армии, согласились сдать зерно фронту и так далее. Порядок ликвидации был регламентирован письменными инструкциями, содержавшими тексты наподобие: «в ходе ликвидации указанных лиц не жалеть ни взрослых членов их семей, ни детей». Изощрённая ритуальная жестокость в ряде случаев вызывала негативные реакции населения — в связи с этим в «Инструкции командирам отрядов» датированной 21 ноября 1944 г. Указывалось: «не следует впредь отрезать головы сексотам». Всего за период с 1944 по 1 мая 1945 года было убито или уведено в лес 6385 человек гражданского населения. Действия членов ОУН-УПА были довольно успешны по налётам на сельсоветы, сожжению зерна и сельхозинвентаря, разграблению складов, маслозаводов и спиртозаводов (по сообщению секретаря Тернопольского райкома КПУ от 6 сентября 1944).
В общем, достаточно сказать, что даже на современной Украине, только во Львовской области существует более 30 памятников и обелисков, установленных в память о жертвах ОУН-УПА. При этом многие современные украинские историки, забывая о преступлениях бандеровцев на Украине, активно акцентируют внимание на том, что ОУН-УПА воевала и против нацистов. И именно это ставят им в заслугу. Это утверждение верно лишь отчасти. Немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн, командующий группой армий, действующей на территории Украины, в своих мемуарах рассказывал: «Вообще существовало три вида партизанских отрядов: советские партизаны, боровшиеся с нами, и терроризировавшие местное население украинские, боровшиеся с советскими партизанами, но, как правило, отпускавшие на свободу попавших им в руки немцев, отобрав у них оружие; наконец, польские партизанские банды, которые боролись с немцами и украинцами».
В сентябре 2007 года председатель Союза советских офицеров Автономной Республики Крым Сергей Никулин обратился напрямую к канцлеру ФРГ Ангеле Меркель с просьбой помочь разыскать данные о потерях немецкой армии от действий ОУН-УПА. В свою очередь, Меркель направила запросы в несколько крупнейших научно-исследовательских институтов Германии. Первым пришел ответ из Исследовательского учреждения военной истории в Потсдаме: «Мы разыскивали информацию в находящейся в распоряжении у нас литературе, но к сожалению, не нашли никаких сообщений о потерях Вермахта из-за национально-украинских организаций Бандеры и от ОУН-УПА». Также Никулину пришло письмо из Военно-исторического научно-исследовательского института (Мюнхен). «В нашем институте не имеется материалов о потерях Вермахта, нанесенных ему подпольными группами УПА в Западной Украине. Приблизительно летом 1943 года войска УПА начинали атаковать тыловые учреждения Вермахта, взяли немецких пленных и убили нескольких солдат, хотя в большинстве случаев немецких пленных отпустили», – сообщили немецкие ученые.
В общем, украинская история претерпевает очередную метаморфозу. Попытка переписывания истории идет полным ходом.
В 1971 году известный польский писатель - фантаст Станислав Лем в одном из своих рассказов об Йоне Тихом описал такую ситуацию: к главному герою прибывает его же двойник, только из далекого будущего, и предлагает возглавить в будущем некий институт по исправлению истории. «Всеобщая история будет отрегулирована, очищена, подправлена, спрямлена и улучшена в соответствии с принципами гуманизма, рационализма и привлекательного дизайна. Неужели не ясно, что, имея в родословной такую бойню и мясорубку, стыдно соваться в общество высокоразвитых космических цивилизаций!».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs