Фото: deleysk.ru
В МИА «Россия сегодня» состоялся видеомост «Москва-Вена» с участием Постоянного представителя России при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Чрезвычайного и Полномочного Посла Андрея Келина, в ходе которого известный российский дипломат рассказал об итогах года работы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Эта комиссия начала свою работу 21 марта 2014 года и ведет наблюдение за положением в сфере безопасности на Украине, включая реализацию Комплекса мер по выполнению Минских соглашений.
По словам дипломата, первоначальный предел в 500 наблюдателей уже пройден, в настоящее время в миссии работает 700 человек, включая наемный персонал. Из них 350 занята проводит мониторинг ситуации на юго-востоке Украины. В составе миссии находится 27 россиян, примерно такое же число собираются принять дополнительно. Все они – отставные военные, сотрудники МВД и Министерства обороны. Принято решение увеличить состав миссии до 1000 человек. Миссия имеет хорошее техническое оснащение, в ее работе используются снимки с космических аппаратов и веб-камеры. Вся территория Донбасса разделена на 10 боксов, в каждом из которых работает патруль по 28-30 человек. Первоочередной задачей этих групп является проверка отвода тяжелых вооружений и артиллерии. Если первоначально каждую партию вооружений сопровождали до её места складирования, то теперь приезжают непосредственно на базу, сверяя по номерам. По сведениям Миссии, в местах продолжающихся обстрелов ответственность за это несет личный состав батальона «Азов». До сих пор по количеству замеченной в зоне контроля военной техники лидирует украинская сторона (на 30-40% превышающая показатели донецкой стороны). А.Келин подтвердил, что миссия ни разу не зафиксировала наличия в зоне военных действий российских военных подразделений и техники.
Участники миссии отмечают доброжелательное отношение к их работе со стороны донецких и луганских властей, чего никак нельзя сказать о представителях Вооруженных сил Украины, которые ведут себя по отношению к наблюдателям подчеркнуто грубо, не останавливаясь перед угрозами физического воздействия.
Главной заслугой деятельности миссии постоянный представитель России при ОБСЕ назвал установление локального перемирия в регионе. Активно проводятся мероприятия по совместному разминированию территории и доставке гуманитарной помощи населению, пострадавшему от боевых действий. Пока население Донецкой и Луганской областей выживает исключительно за счет поставок по линии Красного Креста и российской гуманитарной помощи. Назрела необходимость перехода к политической фазе урегулирования кризиса, включающей в себя вопросы амнистии и выборов, которые невозможны без установления прямого диалога украинских и донецких властей, на который Киев принципиально не идет.
Постепенно меняется отношение к украинским событиям партнеров России по нормандскому формату, которые стали отмечать многочисленные нарушения мирных соглашений украинской стороной и кулуарно осуждать политику официального Киева.
1 апреля мониторинговой группой был направлен целевой доклад по гуманитарной ситуации в Донецкой и Луганской областях. В настоящее время, подчеркнул дипломат, помощь пострадавшим направляется исключительно со стороны России.
А.Келин отметил, что, несмотря на перемирие, так называемыми добровольческими батальонами проводится обстрел населённого пункта Широкино в Донецкой области, по которому было произведено в общей сложности 205 выстрелов. По мнению российского дипломата, официальные киевские круги сознательно срывают урегулирование конфликта, искусственно поддерживая напряженность на востоке страны.
Отвечая на вопрос о перспективах работы Межпарламентской контактной группы по Украине, Келин сообщил, что инициатива ее создания принадлежала российской стороне. В создании группы и в переговорах по украинской проблеме активное участие принимал глава российской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Николай Ковалев. В феврале текущего года с инициативой межпарламентской встречи по Украине выступил спикер ПА ОБСЕ Илкка Канерва. Встреча была запланирована на март и должна была состояться в Копенгагене, однако украинская сторона отказалась от диалога.
Между тем положение Киева становится с каждым днем сложнее. Несмотря на обширный список летальных видов вооружений, которые хотели бы там получить из Европы и США, даже страны, в целом сочувственно относящиеся к нынешнему украинскому руководству, не торопятся с военными поставками. Единственное исключение составляет Литва. Кроме того, устаревшую военную технику (прежде всего внедорожники) и обмундирование поставляют Великобритания и США, но цифры этих поставок настолько незначительны, что не в состоянии повлиять кардинально на темпы переоснащения украинской армии. Однако в перспективе поставки наступательных вооружений, если они будут осуществлены, могут сорвать перемирие. Пока на Украине в военных действиях задействована лишь старая военная техника, вроде танков Т-64 и Т-62, со старых складов, оставшихся на месте советских военных баз.
Комментируя критику, звучащую со стороны украинских властей и, в частности, депутатов Верховной Рады, в адрес ОБСЕ, и их решение о необходимости ввода на юго-восток Украины миротворцев ООН, А.Келин отметил, что в настоящее время на Донбассе нет такой концентрации сил, которая требовала бы операции с их участием. Кроме того, участие «голубых касок» не прописано в Минских соглашениях.
На вопрос, может ли работа миссии ОБСЕ быть распространена на территорию Крыма, А.Келин ответил отрицательно, подчеркнув, что статус Крыма в ОБСЕ никогда не рассматривался. По его словам, некоторые представители ОБСЕ, включая верховного комиссара по делам национальных меньшинств, пытаются вести дистанционный мониторинг тех нарушений, которые, по их мнению, происходят в Крыму. Однако этот мониторинг ничего общего с действительностью не имеет, поскольку его инициаторы не имеют реального представления о ситуации в Крыму.
По словам дипломата, в Москве, несмотря на все сложности, все же надеются, что урегулирование конфликта на Донбассе перейдет в политическую фазу в середине апреля. Для этого в рамках созданной с этой целью контактной группы должны быть созданы соответствующие подгруппы. Единственная проблема заключается в том, насколько быстро в Киеве поймут, что обострение конфликта ничего хорошего в обозримой перспективе украинской стороне не сулит.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs