В субботу, 20 марта президент Турции Р.Т.Эрдоган посетил Киев во главе представительной делегации. Турецкого лидера сопровождали вице-премьер Али Бабаджан, курирующий экономику, министры иностранных дел, экономического развития, энергетики, культуры, транспорта и связи.
Буквально накануне визита произошел целый ряд событий, которые трудно истолковать иначе как «коллективное напутствие» Эрдогану: лидеры стран ЕС одобрили жесткую для российского «Газпрома» концепцию создания Европейского энергетического союза; экс-председатель меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев, заявив, что положение его соплеменников на полуострове после присоединения к России стало хуже, чем было при «тоталитарном советском режиме», призвал мировое сообщество поспособствовать «деоккупации» Крыма; в ООН прошло заседание о правах человека в Крыму; наконец, саммит ЕС решил сохранить санкции против России до исполнения Минских соглашений по Украине.
Перед вылетом в Киев, отвечая в аэропорту на вопросы журналистов, Эрдоган посетовал: «....после незаконной аннексии Крыма наши татарские братья попали под давление, особенно - местных властей...».
(http://www.milliyet.com.tr/cumhurbaskani-erdogan-ukrayna-ya-gitti-istanbul-yerelhaber-683731/). А по прибытии в украинскую столицу назвал Украину (как традиционно называет и Россию – А.И.) «другом и стратегическим партнером Турции», несколько раз повторил тезис о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины, включая Крым, выразил поддержку стремлению Киева к евроинтеграции. Отметил, что Анкара пристально следит за положением «крымско-татарских тюрок», «которые в кризисный период продемонстрировали преданность своей стране» (т.е. Украине – А.И.) и бескомпромиссно отстаивают свою позицию, а также поблагодарил украинского президента за внимание, которое он уделяет «лидерам крымских татар» - Мустафе Джемилеву и Рифату Чубарову. (http://www.haberler.com/cumhurbaskani-erdogan-ukrayna-da-7100611-haberi/)
По информации украинского информагентства «112 UA», опубликованной после переговоров, «стороны обсудили вопросы безопасности в Украине, приоритеты по противодействию российской агрессии, а также актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, в частности, в торгово-экономической, энергетической и военно-технической сферах». (http://112.ua/politika/yacenyuk-i-erdogan-obsudili-voprosy-bezopasnosti-v-ukraine-207913.html). На официальном сайте Петра Порошенко сообщалось: «Мы согласились, что будем координировать наши действия, в том числе – и в вопросе крымских татар в международных организациях в дальнейшем», – отметил президент Украины. (http://www.president.gov.ua/ru/news/32515.html). Уже на следующий день после визита близкая к турецкому правительству газета Yeni Safak опубликовала большую статью о «попрании прав» и даже «насилии» в отношении крымских татар после присоединения полуострова к России. (http://www.yenisafak.com.tr/dunya/putinin-kobay-ulkesi-2107756)
К сожалению, ничего удивительного во всех этих пассажах нет. Во-первых, Турция еще год назад заявила о непризнании воссоединения Крыма с Россией, а во-вторых, давно приняла на себя роль «патрона тюркоязычных народов» во всем мире, памятуя о тех временах, когда Россия официально, по международным договорам, была признана покровителем православных, а Франция – католических подданных Османской империи. И теперь турецкому лидеру приходится при каждом удобном случае соответствовать образу. Удивительно только, что обсуждать проблемы крымских татар Р.Т.Эрдоган предпочел в Киеве, а не в Москве.
Значительное место в повестке дня переговоров заняла энергетическая тематика. Главная проблема в этой области между двумя странами заключается в том, что Украина стремится построить на черноморском побережье хранилище сжиженного газа, тогда как Анкара скептически относится к этому проекту, аргументируя свою позицию тем, что танкеры с сжиженным газом будут представлять большую опасность для густонаселенных берегов Босфора. Но никакой информации об этом в открытой турецкой печати не было. Зато П.Порошенко на итоговой пресс-конференции признался: «Я обратил внимание президента Турции на возможные риски строительства «Турецкого потока» и дополнительные возможности поставки реверсного газа из Европы… Мы обсудили возможность участия украинских компаний в строительстве газопровода ТАNAP». (http://ru.tsn.ua/politika/poroshenko v-kieve-otgovarival-erdogana-ot-tureckogo-potoka-a-tot-govoril-o-vosstanovlenie-donbassa-416769.html). Недаром накануне визита Reuters со ссылкой на свои источники в Киеве, сообщил о том, что украинская сторона ждет от Турции заверений о том, что «Турецкий поток» не нанесет ущерба украинским интересам. (http://www.reuters.com/article/2015/03/20/us-turkey-ukraine-idUSKBN0MG0VZ20150320). В ответ турецкий президент, назвав проект «Турецкого потока» реалистичным, признался: «Конечно, пока нельзя предугадать как отнесется к проекту Европа». А потом почему-то добавил: «Наибольший объем газа мы получаем из России, второе место занимает Иран, третье – Азербайджан». (http://www.hurriyet.com.tr/ gundem/28510097.asp). Напрашивается предположение о том, что это несколько нелогичное завершение фразы означает: «В рамках политики диверсификации источников энергоносителей нам также следует сосредоточиться на проекте TANAP. А по «Турецкому потоку» мы ждем решения ЕС». Что до ЕС, то здесь ничего нового. Его позиция известна, Европа может изменить первоначальное негативное мнение о новом трубопроводе только в случае, если он окажется под контролем Европейского энергетического союза, полномочного контролировать сделки отдельных стран и компаний в этой сфере. Помимо этого, Брюссель в этом вопросе находится под постоянным давлением Вашингтона. По мнению, озвученному спецпредставителем Госдепартамента по вопросам энергетики Амосом Хохстейном на следующий день после турецко-украинских переговоров: «Турецкий поток» - это абсолютно политический проект». (http://www.hurriyet.com.tr/dunya/28525751.asp). Примечательно, что заявление это американский дипломат сделал вскоре после церемонии начала строительства трубопровода TANAP, на котором он присутствовал в качестве официального представителя США.
Но при этом, несмотря на указанные проблемы, и учитывая прагматичное желание Турции стать главным транспортно-энергетическим хабом между Азией и Европой, можно констатировать, что поле для дальнейшего продвижения российского проекта «Турецкий поток» у нашей страны есть.
По материалам турецких и украинских СМИ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs