В период евромайдана в украинских экспертных кругах обсуждались различные идеи стабилизации и сохранения государства Украина. Среди предложенных тогда рецептов:
- как вариант снижения градуса политического и внутриэлитного конфликта - децентрализация, либо даже федерализация, но в режиме де факто, то есть, раздел регионов между разными политическими силами и группировками. (Например, отдать Тернополь «Свободе» Олега Тягнибока, признать вотчинами Петра Порошенко (тогда еще не президента) Винницкую область, Виктора Балоги – Закарпатскую область и т.д.)
- как вариант спасения Украины от дезинтеграции – назначение олигархов губернаторами на те области, где сосредоточены их объекты. Кто, как не олигархи четко понимает свой интерес и знают его цену.
Украинские олигархи действительно оказались хорошо мотивированы на защиту государства. Одни проявили себя в качестве «супер тренда» - открыто взяли под контроль область, заявляют личную позицию по ситуации в стране, обеспечили себе полную автономность от Киева (Днепропетровская область – Игорь Коломойский); другие, далекие от территорий вооруженного конфликта действуют в тренде, но, одновременно, и в старой украинской традиции – втихую прирастают активами, наполняют властные кабинеты регионов своими людьми, закулисно торгуясь с руководством страны по поводу политической поддержки в областях и парламенте (Закарпатье – Виктор Балога).
Фигура губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского стоит особняком. Он задействовал все возможные ресурсы – от административных мер, давления на центр, финансирования нужд области из собственного кармана, до создания частной армии и полной автономности в принятии решений в своей «вотчине». Столь смелый способ действий обусловлен рядом факторов. Днепропетровская область граничит с Донецкой, а на Юго-Востоке Украины находятся ключевые предприятия Коломойского: Стахановский, Запорожский и Никопольский ферросплавные заводы, Кременчугский НПЗ. В самом Днепропетровске - сердце империи Коломойского - крупнейшая на Украине финансово-промышленная группа «Приват» (банковский сектор, нефтехимия, торговля нефтепродуктами, металлургия (ферросплавы) и др.),
Пользуясь ситуацией «прифронтовой области», которая позволила добиться автономности, создавать частные военизированные формирования, содержать подразделения армии и силовиков, Коломойский и его люди стали, одной из главных, внутренних угроз для Президента Порошенко. Пользуясь «необходимостью военного времени» губернатор и его замы подчинили областной администрации все структуры власти, в том числе и подразделения силовых ведомств. Ситуацию великолепно иллюстрирует интервью Геннадия Корбана - заместителя и давнего бизнес-партнера Коломойского (https://www.youtube.com/watch?v=TrWA-ITn8Eo). Сомнительно, что команда губернатора готова отказаться от использования этих возможностей в дальнейшем, как в политической борьбе, так и в борьбе за собственность.
Кроме необходимости защиты активов, Коломойским движет стремление к экспансии. Уже давно фиксируют рост его политического влияния на Одесскую область, что также обусловлено экономическими интересами – экспорт ферросплавов предприятий олигарха идет через порт «Южный». Но особенно ярко это стремление проявилось в заявлении Коломойского, сделанном 4 марта, на заседании парламентской комиссии по приватизации, о необходимости пересмотреть итоги нечестной приватизации в Украине. Это, на первый взгляд, опрометчивое для самого олигарха, заявление, таит много тех самых деталей, в которых кроется дьявол, и которые открывают широчайшее поле возможностей для политического и экономического торга. Например: предприятия госкомпании «Укррудпром» покупали практически по номинальной цене. На этом фоне предложение Коломойского национализировать эти предприятия с возвратом выплаченной суммы выглядит просто издевательством, исходя из нынешнего валютного курса. Очевидно, что многоходовая комбинация имеет целью использовать национализацию как средство для реприватизации.
Нынешняя позиция Коломойского может с одинаковой степенью вероятности (на настоящий момент) привести его как к усилению, так и к политической, и экономической изоляции. Сейчас Коломойский достаточно силен, он не только контролирует две области, владеет общеукраинскими СМИ, но и «кормит с руки» политические структуры, в том числе известный «Правый сектор». Однако, история независимой Украины уже не раз давала примеры резкого усиления региональных олигархических групп, за которым следовал их сокрушительный уход в небытие, либо растворение в политическом или бизнес-пространстве.
Между тем, днепропетровский губернатор только готовится к экспансии, выстраивая защиту своих активов и присматриваясь к чужим. Например, к имуществу Рината Ахметова, основные активы которого остались на территориях ДНР и ЛНР.
После последних парламентских выборов на Украине, смены профильного министра и менеджмента госкомпаний, Ахметов лишился своего влияния на энергетическую отрасль. Для крупнейшего частного игрока на рынке это означает изменения правил игры на рынке. И первые ласточки уже есть – компании Коломойского подают иски о законности приватизации государственных генерирующих компаний, государство в лице комиссии по регулировании энергоотрасли распорядилось не платить компании группы ДТЭК – «Схидэнерго» - за выработанную электроэнергию, так как её станции находятся в территориях ДНР и ЛНР. Наивно предполагать, что Ахметов не будет бороться за свои активы, обустраиваться (в политическом смысле), в частности, в Запорожской области, куда переведены из Донецка головные офисы его компании. Будет он искать и союзников – в политике, и в бизнесе – один Коломойский на всю страну никому не нужен.
Всех регионализированных украинских олигархов будет объединять одинаковая стратегия:
- укрепление в своих регионах – политическое и экономическое;
- стремление к экспансии в другие регионы, как линия торга с центром;
- торги с центром, как по линии политических сил, так и с властью - по поводу грядущих парламентских выборов и будущих президентских;
- борьба и союзы друг с другом, и с коллегами-олигархами, не имеющими жесткую региональную привязку.
Ответ центра на тренд федерализации – попытка заставить олигархов тратиться на свои регионы, что может отчасти снизить их давление на центр, сохраняя при этом унитарную форму государственного устройства. Подписанный президентом Порошенко 1 марта закон «Об основах государственной региональной политики», который определяет новые приоритеты развития регионов. Ключевая идея закона – децентрализация, однако, это не решает проблему усиления самостоятельности регионов страны в ближайшей перспективе. На Украине боялись и продолжают бояться слова «федерация». Когда-то, еще на заре возникновения этого государства речь шла о том, чтобы создать федерацию, но побоялись. Поэтому было решено создать унитарное государство. И понимание того, что политика все эти годы не способствовала формированию единого государства, приводит к тому, что власти не решаются на федерализацию и говорят о децентрализации.
Так называемая децентрализация нужна центру и для снижения размеров государственной ренты в пользу олигархов, которые все время существования Украины предпочитали получать госдотации на свои приватизированные активы, выделяя при этом минимум на социальные нужды территорий. Сохранение унитарного государства необходимо центру и для сохранения власти над территориями. Закон «Об основах государственной региональной политики» дает центру весомые рычаги влияния: «государственная поддержка регионального развития за счет средств госбюджета, в частности, государственного фонда регионального развития осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом». А Бюджетный кодекс закон высшего уровня, имеет приоритет над остальными законами, то, есть – не будет у области лоббиста, отстаивающего интересы области в бюджете – не будет средств.
Но несмотря на все усилия центра в ближайшее время Украину, похоже, ждет федерализация де факто, когда регионы страны под воздействием лидеров местных политических и бизнес-элит будут выходить из подчинения центральному руководству. Страну вновь ждет период борьбы олигархических партий с идеологическими. Важная черта современности – в эту борьбу будут вовлечены радикалы и «комбаты», которые готовы и к вооруженной борьбе.
За этим этапом может последовать процесс вынужденной консолидации, так как бизнес-интересы будут требовать технологических, транспортных цепочек. Понимание того, что эти «княжества» самостоятельно существовать не смогут, приведет к поиску объединения вокруг Киева.
Олигархам нужна Украина – как страна, обеспечившая им выгодные условия приватизации, возможность политических игр на всех уровнях, возможность получения государственных дотаций на частные предприятия, им нужна страна опутанная филиалами их банковских учреждений, сетями супермаркетов и телекоммуникационными сетями. В удельных княжествах можно владеть, но делать деньги имеет смысл во всей стране и, по возможности, с помощью западных кредитов, на которые может претендовать только Киев.
А пока сами олигархи намерены бросить Украину в период «удельных княжеств» и «междоусобных войн», за которым неизбежно последует период смутного времени.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs