Санкционный смотритель

17:17 16.03.2015 Михаил Куракин, журналист-международник


Президент США Барак Обама продлил санкции против России на год, сообщила пресс-служба Белого дома. Западные страны с марта 2014 года уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний из-за позиции России по Украине. За последние несколько десятков лет санкции заработали себе репутацию политических  и экономических  мер, которые «почти никогда не срабатывали».

В новейшей истории санкции вводились как решением Совета безопасности ООН, так и одними странами или группами государств против других.  Наиболее часто к санкциям против разных стран и по разным причинам прибегали США. Причем процесс идет по нарастающей: с 1918 по 1992 год они использовали этот инструмент 54 раза, а с 1993 года по 2002 - 61 раз. Причины (реальные или вымышленные)  многообразны: агрессия, содействие (по мнению США) того или иного государства терроризму, незаконная торговля оружием, наркотиками и алмазами, нарушения прав человека и этнические чистки, попытки обзавестись оружием массового уничтожения.

Куба находится в условиях экономической блокады со стороны США более 50 лет. Первые санкции были введены в 1960 году в ответ на национализацию собственности американских граждан и компаний на острове. 3 февраля 1962 года США установили режим полного эмбарго на торговлю с Кубой.  В 2000 году США частично ослабили эмбарго, разрешив американским фирмам продавать Кубе продукцию сельского хозяйства и медикаменты с условием, что оплата будет производиться авансом и наличными. В то же время продажа кубинских товаров в США по-прежнему остается под запретом. В 2013 году, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес заявил, что ущерб, нанесенный экономике его страны за полвека эмбарго со стороны США, превышает $1 трлн. Однако, американские ограничения так и не привели к ожидаемому Вашингтоном результату - смене политического режима на Кубе. Недавно президент Обама признал, что политика блокады «не соответствовала интересам США» и «почти не имела эффекта».

Вводили санкции США против СССР и России (до введения санкций в 2014 году). В отношении СССР долгое время, включая постсоветский период до 2012 года, действовала поправка Джексона — Вэника (англ. Jackson–Vanik amendment) — поправка 1974 года к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Предложена конгрессменами Генри Джексоном и Чарльзом Вэником. 16 ноября 2012 года нижняя палата Конгресса США одобрила законопроект, включающий в себя отмену поправки Джексона-Вэника и тут же-  положение о введении санкций по «списку Магнитского». Поправкой Джексона — Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов. Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран — КНР, Вьетнама, Албании. В настоящее время поправка продолжает действовать в отношении ряда постсоветских стран, в том числе Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

В августе 2006 года Государственный департамент США объявил о введении санкций против семи иностранных компаний, которые он обвинил в нарушении американского закона, запрещающего сотрудничество с Ираном в сфере разработки оружия массового поражения. Среди них были две российские компании - ФГУП "Рособоронэкспорт" и корпорация "Сухой". Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил тогда, что введение санкций - "это месть США за заключенный недавно контракт в рамках визита Уго Чавеса в Россию на поставку 24 самолетов Су-30 и другой техники". Эксперт отметил, что "санкции носят в значительной степени символический характер: они показывают недовольство официального Вашингтона тем или иным предприятием. Но объявлять санкции против России или против целой отрасли они не могут, поэтому идут на такие локальные санкции". Уже в ноябре 2006 года администрация американского президента отменила санкции против компании «Сухой». А вот в отношении «Рособоронэкспорта» они остались в силе.

Поcол по особым поручениям МИД РФ Кирилл Барский  в одной их своих статей (http://www.rg.ru/2014/03/08/derjava-site.html) проанализировал попытки введения санкций против Китая в конце 80-х годов прошлого века. Многотысячные демонстрации китайских студентов на площади Тяньаньмэнь в Пекине 3-4 июня 1989 года, были подавлены.  Запад по инициативе США ввёл ряд санкций против Китая за нарушение прав человека, которые включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, замораживание экономических и инвестиционных связей и т.д. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов. В ответ, Китай ввел комплекс контрмер, которые должны были «продемонстрировать всему миру неизменность внутренней и внешней политики КНР».  В результате этих действий  произошел пересмотр отношений  между двумя странами  в сторону многосторонней дипломатии и усиление Китая в АТР. Кроме того, санкции вынудили Китай заняться масштабным военным строительством, а введенное против КНР оружейное эмбарго дало мощный импульс развитию китайского военно-промышленного комплекса. По заключению Кирилла Барского, попытка международной изоляции Китая постепенно начала давать сбои и в итоге «с треском провалилась». Китай в свою очередь вышел из этой истории одной из ведущих держав и «научился отстаивать свои интересы». В итоге, к 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.

Американские санкции против Белоруссии впервые были введены в октябре 2004 года, когда был принят документ "Акт о демократии в Белоруссии". Он содержал анализ белорусской политической реальности и законодательства. В одиннадцати пунктах описывались признаки авторитарности режима Александра Лукашенко. В разделе о санкциях указывалось, что за исключением нужд гуманитарного характера правительству США запрещено предоставлять правительству Белоруссии "какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие". В 2006 году Конгресс США принял "Уточняющий акт о демократии в Белоруссии", продлив санкции предыдущего акта еще на два года и увеличив финансирование оппозиционных сил и  масс-медиа. В 2011 году был принят новый "Акт о демократии и правах человека в Белоруссии". Из 22 "обвинительных пунктов" 10 касались подавления акции 19 декабря 2010 года, когда были задержаны 600 человек, включая 4 из 6 кандидатов в президенты. Документ расширил круг упоминаемых чиновников, прибавив к ним сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, США призвали Международную федерацию хоккея приостановить подготовку к ЧМ-2014 в Минске  и ввели санкции в отношении отдельных белорусских предприятий, запретив деловые контакты с ними и заморозив их активы. В начале 2012 года на территорию США был запрещен въезд президенту Лукашенко (США не признают его легитимным руководителем государства), двум его старшим сыновьям и чиновникам — всего 157 человек. Чемпионат мира по хоккею 2014 года успешно прошел в Минске, президент Александр Лукашенко, по-прежнему управляет страной.

По информации Исследовательской Службы Конгресса (Congressional Research Service) на 1997 год, 42% населения мира проживало в странах, подвергавшихся различным санкциям со стороны США.

Очевидно, что в большинстве случаев, санкции являются рефлекторной реакцией на события, которые по той  иной причине  не  устраивают американскую администрацию.  "Санкции лучше, чем ничего: они более чувствительны, чем просто брань в адрес посла, и менее кровавы, чем ввод войск. Они могут приносить моральное удовлетворение. И иногда они даже работают", - писал в 2006 году лондонский журнал Economist.

Версия для печати