Репортаж из Зоринска
По минским договоренностям 16 февраля в самопровозглашенной республике Луганска должно было наступить перемирие. Эта, с нетерпением ожидаемая передышка, так и не произошла. Зоринск, Чернукино, Перевальск, Первомайск, Стаканов. Параллельно этим населенным пунктам в западной части Луганской области проходит линия фронта. Добровольцы объяснили мне, что речь идет о зигзагообразной линии фронта, где ее отдельные части проникают друг в друга. Здесь риск встретить в дозоре украинских патрульных велик, по этой причине машина, на которой мы едем, несмотря на лед и вьюгу двигается всегда на высокой скорости. На постах прорусских добровольцев развевается флаг России и флаг с изображением Христа.
В первой половине дня в городке Зоринск недалеко от Перевальска, на линии фронта продолжают слышаться грохоты взрывов: это артиллерийские удары, удары «Града». Утром к десяти часам ударом, исходящим от украинской стороны, как мне передали добровольцы, убит пожилой человек и серьезно ранен житель Зоринска.
На месте взрыва, несмотря на снежную бурю, еще видно много пятен крови. Вдова убитого встречает меня и отводит к себе домой. Дом находится за несколько десятков метров от места взрыва. Показывает осколки, которые убили ее мужа. Их долгая совместная жизнь так нелепо закончилась в один миг. Молясь и рыдая, в последний раз она с нежностью поглаживает мервенно-бледное лицо своего любимого мужа. Горько плачет, еще не до конца веря в случившееся горе.
Драматические переломы отражаются на жизнях людей. Как можно не понимать донбассцев, когда они говорят: «Обратно к Украине пути нет, слишком много крови, слишком много страданий нам пришлось пережить».
Многие дома в Зоринске были накрыты бомбардировкой украинских силовиков всего неделю назад и среди разрушенных зданий, по сложившейся традиции была и школа, которую разрушили полностью. Ямы очень глубокие, речь идет здесь не об ударах «Градом», а, как мне сказали, зарядах «Смерча» и «Урагана», выброшенных с украинской стороны.
Зоринск практически превратился в пустыню. Оставшиеся в живых люди для безопасности прячутся в подвалах. На многих зданиях есть надпись «здесь люди». Их пишут, надеясь обратить внимание на то, что там еще есть гражданское население.
Вдалеке вижу пожилую женщину, которая с трудом поднимается по деревянной лестнице на выходе из подвала. Я подхожу к ней и вижу ее худое и усталое от лишений лицо. Она мне говорит: «Я тебе кажусь террористкой? А вот в Киеве продолжают считать нас таковыми и продолжают нас бомбить!»
Пока я ходил по улице и фотографировал вышла одна женщина, позвала меня, пригласила в дом, несмотря на то, что я незнакомый ей человек и угостила меня блинами. «Сегодня праздник, Масленица, пожалуйста, угощайтесь, это наше традиционное сладкое блюдо». Вот она, настоящая Россия. Эта теплота является одним из наиболее глубоких выражений русской души. Души людей, живущих на Донбасе пропитаны ею.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs