«Может ли быть экономика нравственной»?

17:24 18.02.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Экономика как наука о домостроительстве не просто может, а по сути своей предполагает нравственное начало и должна сохранять его при любых формах государственного устройства. Тем не менее, и в XXI веке актуальным остается вопрос о том, может ли быть экономика нравственной. Участники «круглого стола», организованного редакцией журнала «Международная жизнь» при участии Фонда «Мировая политика и ресурсы» в ходе оживленной дискуссии пришли к выводу о том, что без нравственной составляющей в экономическом секторе, государство не может быть здоровым и стабильно развивающимся. Доказывали это в своих выступлениях такие известные ученые, историки, экономисты, руководители научно-исследовательских институтов, как председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентин Катасонов, руководитель отдела экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан, генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, директор НИИ статистики Госкомстата России, главный редактор журнала «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда»  Василий Симчера, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, главный научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН Валентина Федотова, старший научный сотрудник Центра международных и региональных программ историко-культурного и природного наследия Российского Института стратегических исследований (РИСИ) Вахтанг Сургуладзе, независимый аналитик Александр Айвазов, профессор кафедры общего менеджмента и управления проектами Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Блинов, главный специалист Дирекции международных отношений ВГТРК Максим Соколов и доктор социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО (У) МИД России Надежда Федотова.

Ведущий дискуссии – главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян, открывая заседание «круглого стола», отметил, что заданная тема не столь экономическая, сколь гуманитарная. Ту же мысль подчеркнул и Валентин Катасонов, заметив, что именно тема духовно-нравственного аспекта экономики и привлекла его к участию в дискуссии. «Об этой стороне экономики практически никто не говорит, - отметил В.Катасонов. - Это табуированная тема», - сказал профессор кафедры международных отношений МГИМО (У) МИД России. Но тем интереснее был разговор. «Я вижу негативную динамику, как экономика превращается из предмета созидательного и креативного в предмет разрушительный и даже развращающий», - заострил внимание присутствующих В.Катасонов. По мнению ученого, Россия не сумеет справиться ни с каким кризисом, если ее руководство и народ в целом не задумается над духовно-нравственным базисом экономики. Исходя из своей научно-исследовательской практики, а также, делая «замеры», В.Катасонов решается утверждать, что относительно заявленного тезиса – тенденция негативная.

Ученый вступает в полемику с теми из современных экономистов, кто сегодня «делает экономику» России.  «Там все иррационально с некими претензиями на рационализм, логику; все перевернуто с ног на голову. Это инструмент перезагрузки сознания человека», - размышляет далее В.Катасонов. Профессор упомянул, что еще 40 лет назад соглашался с утверждением К.Маркса о том, что «клеточкой экономики является товар». Сегодня же, опираясь на русскую экономическую мысль, В.Катасонов утверждает, что «клеточкой экономики является человек». «Если эта клеточка больна, то весь организм болеет и может даже умереть», - полагает профессор Катасонов. Именно поэтому необходимо обсуждать темы, связанные с  антикризисной программой, с перестройкой банковской системы. И в данном случае конкретика необходима, но недостаточна. Аналогия от В.Катасонова: «Если вы приходите к плохому врачу, то он, меряет температуру, а, видя покраснение, он выписывает мазь, таблетки и прочее, не отправляя больного на обследование для подтверждение диагноза. Всё это напоминает современную экономику, современную экономическую мысль. У нас экономисты на 90% писхотерапевты, иногда бывают анестезиологи. Антикризисная программа – это анестезия при эвтаназии (облегчение мук умирающего)».

Ложное знание корень всех зол. По мнению В.Катасонова, те законы, которые формулируются в экономическом мейнстриме, это некие психологические установки, которые  программируют начинающих экономистов, а вместе с ними и широкий круг интересующейся экономикой публики. В этой связи есть сильно действующее средство – накопленный опыт истории. И здесь существует проблема – низкий уровень преподавания истории даже в вузах, где актуальные, злободневные вопросы просто-напросто не затрагиваются. Такой важный основополагающий аспект, как метафизика,  остается «за кадром». Но всегда можно оттолкнуться от основ, поэтому В.Катасонов приглашает вникать в смысл слов. «Экономика – домостроение, домострой. Даже если мы будем правильно использовать терминологию, все станет понятно», - обнадеживает В.Катасонов. В поддержку обсуждаемой темы «круглого стола», а также для тех, кому небезразлична нравственная компонента экономики, профессор В.Катасонов предложил прочесть написанную им книгу «История как Промысел Божий». Автор доказывает невозможность выстроить общество исключительно на рацио – это протестантский менталитет. «Русский человек -  человек духа, и если у нас материя будет довлеть над духом, мы никогда из тупиков не выйдем. Даже если смотреть на советскую историю, ведь экономическое чудо возникло из того, что у общества появились надэкономические цели. Как только цели становятся экономическими, парадокс заключается в том, что это общество теряет эффективную и сильную экономику», - сказал в заключение Валентин Катасонов.

Армен Оганесян, призвал обратить внимание на тот факт, что мы очень долго следовали либеральной теории. А она выражалась в том, что абсолютно игнорировался реальный сектор экономики. Но в связи с санкциями Запада в отношении России Правительство вдруг заговорило об импортозамещении. «Если вдуматься, импортозамещение имеет нравственный смысл, ибо что есть реальный сектор экономики? Это труд, - сказал А.Оганесян, - люди трудятся, а это было заповедано, это нравственно в жизни человека. В России годы лишали людей нормального труда, выбора трудовой деятельности». Главный редактор журнала «Международная жизнь» напомнил, что студенты экономических и философских факультетов сегодня не изучают ни труды С.Булгакова, ни А.Чаянова, ни С. Шарапова, а ведь это основы философии хозяйствования. По мнению А.Оганесяна, сам термин постиндустриального общества абсурден, потому что не может быть постиндустриального общества, так как общество не может ничего не производить.

Главный научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН Валентина Федотова во главу угла темы своего доклада поставила вопрос: «Каковы шансы экономики быть нравственной и верна ли такая постановка вопроса»? По мнению В.Федотовой, ответ на этот вопрос не зависит от того, нравственные или не нравственные люди участвуют в экономике. А зависит от того, например, служат они ее творчеству и развитию или наоборот. В.Федотова обратилась к авторитетам. Так Джон Роулс назвав свою книгу  «Теория справедливости», уже в само название заложил «привкус» нравственного аспекта, он формулирует справедливость как честность. Рассуждения доктора философских наук концентрировались вокруг мысли – помоги другому и кто-то поможет тебе. «Над каждым человеком висит вуаль неведения, - размышляла В.Федотова, - поэтому можно спросить человека, согласится ли он помочь кому-то другому для того, чтобы когда-то кто-то мог помочь ему?».  В этой связи В.Федотова для понимания отношения к экономике обратилась к авторитету Адама Смита. Этот шотландский моральный философ подробно рассмотрел альтруизм человека. Но куда же девать эгоистов? – задался вопросом А.Смит. Пивовар нам ценен не потому, что он хороший человек, а потому что варит хорошее пиво. И кто же гарантирует, что этот человек будет работать на общество, а не общество на рынок? Ответ Адама Смита прост: «Это гарантирует общество»! Люди, мораль, церковь, - поэтому А. Смит признавал не только «невидимую руку рынка», которая упоминается во всех хрестоматиях по экономике, но и «невидимую руку общества». Общество корректирует поведение людей в экономике, и она становится нравственной.

Данный пассаж прокомментировал В.Катасонов: «Святитель Николай Сербский, комментируя это положение Адама Смита, уточнял, что Адам Смит говорит о Промысле Божием, он был человеком верующим. Поэтому когда мы говорим «невидимая рука общества», это и есть рука Бога. Николай Сербский закончил свою мысль:  «Если человек перестает слушаться этой руки Бога, то наступает кризис. А кризис –  с греческого языка  - означает Суд Божий. К сожалению, мы пытаемся выйти из кризиса какими-то кредитно-денежными манипуляциями, не понимая, что сигнал нам поступает совершенно другого уровня».

Депутат Государственной Думы РФ Евгений Федоров затронул тему технологий, которые от общества пытаются скрыть манипуляторы от экономики. Депутат пояснил, что на данном этапе нашей жизни (в России) людям не дают понять, каким образом принимаются экономические решения на правительственном уровне. «Те эксперты, которые берут на себя смелость и труд, изучают технологию решений экономических проблем в Российской Федерации, отличающихся от МВФ, это люди, которые в ближайшее время и будут реализовывать планы и идеи. Потому что придется серьезно корректировать экономическую команду», - сказал Е.Федоров. Депутат предложил брать за основу не модернизированные модели, а стандартные и типовые. Поскольку они уж точно опробованы десятилетиями и разными странами, и способны работать в современных условиях. «Шаги должны быть абсолютно стандартные и типовые, а второй этап – это национальная настройка экономики», - сказал Е.Федоров. Настраивать нашу национальную экономику, как следовало из дискуссии на «круглом столе», необходимо учитывая нравственный аспект, как один из основополагающих в экономике.   

Полностью материалы «круглого стола» на тему «Может ли быть экономика нравственной?» смотрите на нашем сайте в видео формате. www.interaffairs.ru

 

Фотогалерея

Версия для печати