Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Государства Израиль А.Либерманом, Москва, 26 января 2015 года

08:55 27.01.2015


Уважаемые дамы и господа,

Мы провели переговоры с моим коллегой Министром иностранных дел Израиля А.Либерманом. Обсудили состояние двусторонней повестки дня. Завтра г-н А.Либерман продолжит дискуссию с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичем, возглавляющим российскую часть российско-израильской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Рассмотрели международную проблематику. Особое внимание уделили ситуации Ближнего Востока, прежде всего, в контексте нарастающей в регионе угрозы со стороны сил терроризма и экстремизма. Подтвердили нашу совместную позицию в том, что касается безальтернативности борьбы с этим универсальным злом на основе международного права. Мы выступаем за то, чтобы в этих усилиях ООН играла центральную роль, причем делала это без двойных стандартов. Напомнили о предложении, которое Россия внесла в ходе последней сессии ГА ООН, провести под эгидой СБ ООН комплексный анализ угроз на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) во всей их совокупности.

Обсуждая проблемы ближневосточного урегулирования, особо остановились на ситуации, сложившейся в Сирии, Ираке, Ливии, других странах региона. Выразили обеспокоенность продолжающейся деградацией отношений между палестинцами и израильтянами. Мы убеждены в необходимости сделать все, чтобы не допустить перевода конфликта в межконфессиональное русло, что было бы на руку экстремистским силам во всем регионе БВСА. Считаем, что востребованы отказ от дальнейшей конфронтации, создание условий для возобновления политического процесса в интересах всеобъемлющего, справедливого и прочного арабо-израильского урегулирования. Мы убеждены (и здесь у нас достаточно близкое видение ситуации), что ведущие арабские страны должны играть более активную роль в поиске всеохватного решения.

Мы также готовы задействовать возможности «квартета» международных посредников, который сейчас достаточно активно общается на уровне специальных представителей, а при необходимости – и министерский формат. Но подчеркну еще раз, с обязательным вовлечением ведущих арабских стран региона.

В диалоге с нашими израильскими коллегами рассмотрели ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Убеждены, что возможно только политико-дипломатическое решение этой проблемы. Работа продолжается, и есть основания рассчитывать на результат. Хотел бы отметить еще раз: мы категорически настаиваем, чтобы урегулирование не создавало каких-либо рисков и угроз для безопасности стран региона, включая Израиль.

Мы сегодня подписали План консультаций между внешнеполитическими ведомствами на 2015 г. Он насыщен и предполагает проведение контактов для сверок позиций, выработки возможных совместных подходов по ключевым вопросам региона и международной повестки дня.

Мы встречаемся накануне важного события – Международного дня памяти жертв Холокоста. Сегодня Министр иностранных дел Израиля А.Либерман примет участие в специальной церемонии, которая состоится в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Будут и другие памятные даты, связанные с 70-летием Победы во Второй мировой войне.

Мы едины в необходимости сохранения исторической памяти, недопущения фальсификации и искажения истории. К сожалению, «прививка» против нацистского вируса в некоторых государствах Европы ослабевает. Россия, надеюсь, как и Израиль намерена использовать торжества по случаю 70-летия Победы для активного системного противодействия попыткам героизации нацизма, нацеленных на возрождение в той или иной форме расизма, расовой нетерпимости, ксенофобии и экстремизма. Это направление будет одним из ключевых во всей нашей работе на предстоящий период.

Благодарю Министра иностранных дел Израиля А.Либермана за содержательные переговоры.

Вопрос (адресован А.Либерману): Обсуждался ли на сегодняшней встрече вопрос о продаже Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 в свете недавнего визита в Тегеран Министра обороны России С.К.Шойгу?

С.В.Лавров (добавляет после А.Либермана): Этот вопрос сегодня не обсуждался. Мы развиваем сотрудничество с Ираном во всех сферах, которые не подпадают под действующие ограничения.

Вопрос: Как относится Россия к возможному вступлению Израиля в Таможенный союз?

С.В.Лавров: Вопрос состоит не только в том, чего хочет Россия. У нас уже не Таможенный союз, а Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, А через пару месяцев к нему подключится Киргизия. Поступили предложения заключить соглашения с ЕАЭС о создании зон свободной торговли (между ЕАЭС и отдельными нашими партнерами) со стороны нескольких десятков стран. Со стороны Израиля также проявлен такой интерес. Идут переговоры и с другими странами, и, если мы договоримся, то такая зона свободной торговли вполне может быть создана.

Вопрос: Говорили ли вы о ситуации в Сирии? Каковы ожидания в связи с началом в Москве переговоров между сирийской оппозицией и Правительством САР? Как Вам видится дальнейшее развитие процесса сирийского мирного урегулирования?

С.В.Лавров: Встреча сирийских представителей в Москве – это не переговоры. Она пройдет сегодня и завтра с участием представителей самых различных оппозиционных групп. Цель – предоставить площадку для оппозиционеров, чтобы они смогли выработать какие-то общие подходы к переговорам с Правительством САР, которые станут следующим этапом.

Мы предполагаем, что после двух дней межсирийских оппозиционных контактов в Москве к ним присоединятся представители Правительства САР, чтобы просто установить личный контакт. Никаких иных задач мы перед московской встречей никогда не ставили. Рассматриваем данные усилия как часть общего процесса по созданию условий для возобновления без предварительных условий переговоров по межсирийскому урегулированию. В этом же направлении идут шаги, которые предпринимает Египет, где на днях закончилась встреча между «Национальной коалицией», базирующейся в Стамбуле, и национальными координационными комитетами, которые работают внутри Сирии. На встрече в Каире были в общих чертах согласованы принципы, которыми эти две оппозиционные группы планируют руководствоваться в своей дальнейшей деятельности. Мы разделяем большинство из этих принципов, так как они провозглашают приверженность единой территориально-целостной суверенной Сирии, которая будет светским государством, где все этнические и конфессиональные группы одинаково защищены законом и имеют равный доступ к решению проблем государства. Все это можно только приветствовать. Важно также и то, что в Каире две эти группировки твердо высказались за объединение усилий для борьбы с террористической угрозой. Это то, к чему мы давно призываем.

Повторю, это всего лишь провозглашение общих принципов. Еще предстоит перевести их на язык общих действий, да к тому же объединить вокруг них всех сирийцев. Мы рассматриваем предстоящие два дня консультаций между сирийскими сторонами в Москве как часть общих усилий. Они будут продолжены. Рассчитываю, что вместе с нашими египетскими партнерами, с которыми мы находимся в тесном контакте, и другими странами, заинтересованными в исключительно мирном урегулировании сирийского кризиса, мы сможем помочь сформировать условия, которые в конечном итоге позволят начать полноценный переговорный процесс под эгидой ООН.

Вопрос: На Украине происходит срыв мирного процесса. Власти ДНР говорят, что выступают за начало масштабного наступления (или контрнаступления), которое приведет к росту числа жертв. Поддерживаете ли Вы такие планы ДНР и ЛНР? Если нет, то почему не можете удержать их от этих планов?

С.В.Лавров: Как я понял, Вы констатировали срыв мирного процесса. Мы видим попытки, которые вновь и вновь предпринимаются киевским руководством, чтобы решить проблему путем силового подавления Юго-Востока. Эти попытки бесперспективны и ведут к новым жертвам среди гражданского населения. Гибнут украинцы, разрушается инфраструктура и целые города. Посмотрите, что стало с Донецком и донецким аэропортом, который совсем недавно был лучшим аэропортом на Украине. Это ужасно!

Относительно заявлений представителей ДНР и ЛНР о том, что они начинают новые военные действия, напомню, что около недели назад никто иной как Президент Украины П.А.Порошенко публично объявил о возобновлении боевых действий. Это было сделано через пару дней после встречи в Берлине министров иностранных дел Германии, России, Украины и Франции, на которой была поддержана идея о срочном начале отвода тяжелых вооружений сторон от линии соприкосновения (на этом всегда настаивал Киев), зафиксированной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года. К сожалению, эта договоренность, достигнутая в Берлине с участием украинского министра иностранных дел, на следующий день была подвергнута сомнению, а еще через пару дней П.А.Порошенко объявил о возобновлении боевых действий.

В этой ситуации ожидать с другой стороны какой-то умиротворяющей риторики, что силы ополчения будут бездействовать, когда по приказу Президента Украины их города, населенные пункты и гражданские объекты будут обстреливать из тяжелых вооружений (как известно, из артиллерии, ракетных систем залпового огня, даже с применением авиации), и просто с этим смирятся, было бы наивно. Они стали действовать, как они объявили, с целью ликвидировать позиции украинских вооруженных сил, с которых велся обстрел населенных пунктов из тяжелых вооружений.

Вот как мы расцениваем ситуацию, сложившуюся после того, как наши украинские коллеги не смогли или не захотели реализовать договорённость об отводе тяжёлой артиллерии от линии соприкосновения, зафиксированной в Минском меморандуме.

Мы убеждены, что мирный процесс необходимо возродить, и предпринимаем для этого все усилия, чтобы, наконец, начать полноценный устойчивый прямой диалог между Киевом и ополчением. Мне известно, что на ближайшие дни между ними намечаются определённые контакты, которым мы в меру сил и возможностей стараемся способствовать. Рассчитываем, что и наши западные партнёры не будут стоять в стороне, что европейские страны, прежде всего, Германия и Франция, которые участвуют в «нормандском формате», и главным образом США, не будут делать ничего, что создаёт у киевских властей впечатление, будто все их действия автоматически получают поддержку на Западе. Мы не слышали ни критических высказываний в адрес Киева из западных столиц, ни касающихся его ставки на военную силу и отсутствия какого-либо прогресса в реформировании политической системы, без чего не решить системную проблему, лежащую в основе глубокого внутриукраинского кризиса.

Вопрос: Евросоюз и США объявили, что будут рассматривать дополнительные меры против России в связи с происходящим на Украине. Как Вы относитесь к таким заявлениям? Что дополнительно может сделать Россия, чтобы помочь приостановить события на Востоке Украины?

С.В.Лавров: В отношении того, что ещё мы можем сделать, я, отвечая на предыдущий вопрос, уже изложил нашу позицию: мы последовательно и без каких-либо «задних» мыслей выступаем за прямой диалог между конфликтующими сторонами – другого пути нет. Кроме того, как Вы знаете, мы в значительных объёмах поставляем гуманитарную помощь, которая в существенной степени помогает гражданскому населению Юго-Востока хоть как-то выживать. Мы приняли огромную группу беженцев с Украины. Обращаю на это Ваше внимание, поскольку киевские руководители часто пытаются представить нас агрессором, врагом украинского народа. Так вот, украинцы бегут от ужасов войны, прежде всего, на нашу территорию. Мы много делаем для того, чтобы экономика Украины хоть как-то продержалась «на плаву» - это касается поставок газа по льготным ценам, электричества по внутрироссийским тарифам, угля без истребования предоплаты, а также нашей готовности и согласия на данном этапе не настаивать на выплатах украинского долга России, хотя условия для этого уже наступили. Если Вы посчитаете наш вклад в усилия по облегчению и урегулированию ситуации на Украине, то не думаю, что кто-то из других внешних партнёров Украины может сравнить с нашим свой вклад в решение этих задач.

Что касается заявлений, прозвучавших из Вашингтона и других западных столиц о необходимости усиления давления на Россию, введения новых санкций в связи с трагедией, произошедшей в Мариуполе, скажу, что привычка тут же «показывать пальцем» на ополченцев и Россию у наших западных партнёров и украинских властей уже стала хронической. Таких случаев было много, но напомню об одном – ситуации с малайзийским «Боингом». Когда он был сбит, через пару дней последовали заявления о необходимости принять новый пакет санкций, а трагедия была использована, чтобы его «протащить». Сейчас – похожая ситуация: очередная трагедия, очередное голословное утверждение, и не дожидаясь тщательного расследования (а оно должно быть таковым) на основе объективного вовлечения всех заинтересованных сторон, опять пытаются использовать человеческую трагедию, чтобы сыграть на руку странам, выступающим за ужесточение политики санкций в отношении Российской Федерации.

Говоря о том же «Боинге», напомню, что, когда Совет Безопасности ООН на второй день после той катастрофы принял резолюцию, требующую немедленно обеспечить беспрепятственный доступ к месту трагедии, украинские власти публично отказались это делать и заявили, что обеспечат доступ международных экспертов, когда возьмут под контроль данную территорию. 10 дней они отказывались выполнить требования резолюции Совета Безопасности ООН. В итоге допуск был предоставлен, но, повторю, только через 10 дней, а резолюция требовала это сделать немедленно.

Мы хорошо знаем, как цинично используются подобные трагедии для искажения истины, предвосхищения результатов объективного расследования, нагнетания антироссийской истерии и обоснования позиции группы западных стран, которые хотят «крови» и новых санкций. Убеждён, что в западном стане имеется и другое мнение, а сам Запад должен, в конце концов, понять, как он будет дальше выстраивать свою политику в отношении Украины, России и в целом ситуации в сфере безопасности на нашем общем континенте. Рассчитываю, что разум и объективные законные национальные интересы всё-таки возьмут верх.


mid.ru

Версия для печати