Туристическая индустрия – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Многие страны, не обладающие внушительными запасами полезных ископаемых или необходимой для их добычи инфраструктурой, обеспечивают солидные поступления в свой бюджет благодаря туризму.
Египет, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Куба превратились в туристическую Мекку для всего мира. Правительства этих стран намерены и далее развивать и модернизировать туристическую индустрию с целью привлечения еще большего числа отдыхающих.
Особенно показателен в этом отношении пример Куба и Китая.
Куба на протяжении шестидесяти лет находится под санкционным давлением Соединенных Штатов, но умудрилась в этих условиях превратиться в полюс притяжения для многих миллионов любителей заграничного отдыха. Сегодня большинство туристов приезжают на Кубу из Канады, Великобритании и Аргентины.
У граждан США остров также пользуется популярностью, и они попадают туда через третьи страны, чаще всего, Мексику, т.к. прямых рейсов между США и Кубой нет. Несомненно, что, если бы Вашингтон прекратил антикубинскую пропаганду и не нарушал право своих граждан на свободу передвижения, Кубу залили бы волны американских туристов, принося кубинскому бюджету миллионы долларов. В 2014 г. Куба достигла рекордной цифры в 3 млн. туристов (1).
Китай также превратился в одно из самых посещаемых мест для туристов, в т.ч., из России. Этому предшествовала кропотливая работа властей по созданию удобной сети автомобильных и железных дорог, открытие дополнительных воздушных гаваней, облагораживание пляжей и музейных комплексов. Попытки США изолировать Китай обернулись его превращением в будущую сверхдержаву, и немалую долю валютных поступлений в китайскую казну в условиях давления Вашингтона обеспечил туризм.
Территория России - это удивительное сочетание разных географических широт и мест отдыха на любой вкус, от жарких предгорий Кавказа и берега Крыма до умеренного климата центральной России и снегов Камчатки. Туристический потенциал России огромен, но он практически не используется.
Традиционными маршрутами для иностранных гостей у нас являются Москва, Санкт-Петербург и Калининград. Все благодаря географическому и историческому фактору. Жители Скандинавии такие же частые гости в Петербурге, как жители Польши и Германии – в Калининграде. Остальная Россия для них – нераскрытая туристическая тайна. Некоторые исключение составляют дальневосточные регионы, где китайский турист уже давно не диковинка. В первом полугодии 2014 г. Приморье посетили 15 тыс. китайских туристов, что превращает регион в один из самых посещаемых в России (2). Вполне реально увеличить турпоток из Китая в несколько раз, если создать Приморье привлекательную туристическую инфраструктуру.
Очевидно, что список туристических центров России далеко не исчерпывается Москвой и Петербургом. Горнолыжные курорты Сибири, соленые озера Алтая, гейзерные источники Камчатки, рыбные богатства Байкала и Сахалина, храмовые комплексы Валаама – все это могло бы привлечь множество иностранных гостей, при условии создания надлежащей инфраструктуры, рекламной и ценовой политики.
Пока до Сибири добираются лишь отдельные иностранцы-экстремалы, пресытившиеся европейскими горнолыжными трассами, и решившие оценить горнолыжные спуски Горной Шории или Салаира. Вполне возможно увеличить их приток, и превратить российские регионы в востребованные объекты туристического спроса.
Для этого необходима мощная рекламная кампания, ориентированная на зарубежного потребителя, разумное соотношение цены и качества услуг и модернизация туристической инфраструктуры. Эти инвестиции окупятся в дальнейшем валютными поступлениями из карманов иностранных туристов и обернутся созданием дополнительных рабочих мест в отдаленных регионах России. Канадские и британские туристы находят способы добраться до далекой Кубы. Они также найдут способы добраться до далекой Бурятии или Приморья, если это будет их привлекать. Немцы - одна из самых многочисленных групп туристов в Монголии, которая граничит с Бурятией. Они едут в далекую Монголию, но не спешат пересекать монгольско-российскую границу. В качестве положительного примера можно привести упрощение визового режима между Россией и Монголией, что в разы увеличило приток монгольских туристов в Бурятию (3).
Частой ошибкой является инвестирование в туристический объект без инвестирования в облагораживание близлежащих городов. В таком случае «туристическая сказка» заканчивается сразу за воротами горнолыжной базы или пляжного комплекса, и турист сталкивается с архитектурной серостью, однообразностью и прозаичной обыденностью. Неухоженные населенные пункты, рядом с которыми находятся туристические объекты, отпугнут туриста, но не привлекут его. Миловидные «пряничные домики» и яркие цвета вокруг оставят у туриста более приятные воспоминания, чем прогулки среди некрашеных бетонных «хрущевок» и покосившихся заборов.
В советские годы туристический потенциал зауральской России был сведен к политической истории. Центральными объектами были место ссылки В. И. Ленина в с. Шушенское, Красноярского края и места ссылок других революционеров. В 1990-е, после развала СССР, почти ничего не изменилось. Тюремные комплексы ГУЛАГа, по-прежнему, входят в список основных туристических объектов некоторых сибирских областей. Такой «жизнерадостный» туризм не прибавляет России ни привлекательности, ни жизнерадостности. Подобные комплексы имеют полное право на существование, но они не должны заслонять собою природные красоты регионов, не должны накрывать их своей черной тенью, и искусственно возводиться на роль главенствующих туристических объектов. Горные и лесные пейзажи не должны теряться в политической истории, потому что перед многовековым ликом природы внутренние политические бури – это сиюминутные страсти, и нет нужды делать из них объект ретроспективного поклонения.
У России очень внушительный потенциал этнографического туризма. Бедуины Египта и берберы Туниса притягивают сотни тысяч туристов ежегодно. В России народы Севера или Дальнего Востока (шорцы, тубалары, эвены, юкагиры) также могли бы презентовать свою самобытную культуру иностранным гостям. То же и с экотуризмом, где Россия с ее богатейшими ландшафтами способна превратиться в признанного лидера.
Поток иностранных туристов в Россию за первое полугодие 2014 г. не снизился, но и не увеличился (4). В то же время, снизился поток туристов из Германии, Италии и Испании. Эти потери можно компенсировать привлечением большего количества туристов из стран Азии, что будет способствовать модернизации дальневосточных регионов России, оживлению их экономик и активизации участия этих областей в экономической жизни государства.
3) http://www.rg.ru/2014/11/18/reg-sibfo/potok-anons.html
4) http://ria.ru/society/20140922/1025111096.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs