Уважаемые дамы и господа,
Мы провели подробные, конкретные переговоры по двусторонним отношениям между Россией и Королевством Бельгии и по вопросам международной повестки дня, в том числе с учетом председательства Бельгии в ближайшие полгода в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ).
Исходим из того, что задачи Совета Европы нами разделяются и поддерживаются. Они заключаются в обеспечении единого правового пространства для всего европейского континента, в работе на укрепление демократии, в соблюдении прав человека, верховенства закона, развития культурных, спортивных, образовательных и молодежных обменов. В этом смысле мы поддерживаем программу, подготовленную Бельгией на период председательства во главе Комитета министров.
Россия заинтересована, чтобы Совет Европы повысил внимание к противодействию экстремизму, агрессивному национализму, расовой и религиозной нетерпимости, активнее добивался обеспечения прав национальных меньшинств.
Считали и считаем (и об этом мы тоже сегодня говорили), что Совет Европы должен активнее подключиться к правовому мониторингу ситуации на Украине и не только на Юго-Востоке, поскольку в других областях, в том числе на Западе Украины, постоянно наблюдаются правонарушения и эксцессы с применением насилия.
Мы подробно обсудили задачи по преодолению украинского кризиса. Связываем надежды с объявленным сегодня прекращением огня. Это не первое подобное объявление, но нынешний этап был хорошо подготовлен – проходили переговоры между представителями конфликтующих сторон, по просьбе Президента Украины П.А.Порошенко в этом помогали российские офицеры. Надеемся, что согласованная линия «разъединения» позволит на деле обеспечить режим «тишины» и начать отвод тяжелых вооружений по обе стороны линии.
Мы также говорили о других аспектах минских договоренностей, включая необходимость обеспечения гарантий безопасности участников процессов на Юго-Востоке, начала переговоров об экономическом взаимодействии, которое является базой для политического общенационального диалога, о котором упомянуто в Минском протоколе.
Россия убеждена, что сейчас на передний план все острее выходит системная проблема – неспособность украинских властей начать давно обещанный конституционный процесс с участием всех регионов и политических сил Украины. Это надо делать срочно. Напомню, что такое обязательство было взято на себя киевскими властями еще в апреле этого года.
Мы обсудили другие международные сюжеты, включая ситуацию на переговорах по иранской ядерной программе. Россия и Бельгия активно поддерживают усилия по завершению данного процесса в согласованные ранее сроки.
Нас тревожит ситуация на Ближнем Востоке и Севере Африки, особенно деятельность «Исламского государства» в Ираке, Сирии, других странах региона, отсутствие прогресса и даже наблюдающееся движение назад в ближневосточном урегулировании в свете тупика на переговорах между палестинцами и израильтянами.
В наших двусторонних делах мы подтвердили нацеленность на развитие отношений. Говорили о документах, которые готовятся соответствующими ведомствами сторон и могут быть в ближайшем будущем подписаны, о деятельности Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству, в рамках которой идут регулярные контакты (очередное заседание состоится в 2015 г.), о взаимодействии бельгийских и российских деловых кругов в реализации достаточно крупных проектов, в том числе недавно стартовавших на российской территории. Исходим из того, что бизнесу надо помогать.
Вопрос: Как повлияли на Россию принятые западными странами санкции? Окажут ли они влияние на отношения с Бельгией?
С.В.Лавров: От санкций никому лучше не становится – ни тем в отношении кого они вводятся, ни тем, кто их вводит. Экономические потери несут все стороны. С политической точки зрения нас не радует, когда наши партнеры нарушают международное право, вводят нелегитимные рестрикции. Необходимо исходить из реальности. Мы преодолеем сложности, которые возникли в связи с недружественными действиями Евросоюза, США и ряда других государств. Могу Вас в этом заверить. Обидно, что европейцы – образованные, просвещенные, знающие историю люди – рассчитывают, что эти санкции действительно позволят достичь каких-то конструктивных перемен в ситуации на Украине, пытаются давить на Россию и игнорировать то, что финансово и политически делает и делала все эти годы Россия для Украины.
Минские договоренности во многом были заключены по инициативе президентов России В.В.Путина и Украины П.А.Порошенко и стали совместным вкладом в поиск решения по урегулированию ситуации. Кстати, о последней, сентябрьской волне санкций было объявлено на утро после их подписания. Это нонсенс. Интересно спросить европейских партнеров, если уж, по вашему мнению, Россия заслуживает наказания за минские договоренности, то чем же мы вообще можем вам понравиться? Ответов до сих пор нет. Я слышал интерпретацию этой ситуации, когда бывшие брюссельские руководители вопреки договоренностям о дополнительном согласовании не стали ни с кем советоваться и объявили об этих санкциях. Если это правда, то это тем более в очень неприглядном свете выставляет роль брюссельской бюрократии и ее неуважение по отношению к странам-участницам ЕС.
Что касается наших отношений с Бельгией, то за первые девять месяцев этого года товарооборот составил почти 10 млрд.долл., увеличившись почти на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Активно сотрудничают компании наших стран. В Нижегородской области компания «Сольвей» приступила к осуществлению двух крупных проектов в общей сложности на 2 млрд. долл. Кроме того, есть подписанная в этом году договоренность между компанией «Флюксис» и структурами «НОВАТЭК» по поводу месторождений на Ямале. В Бельгии работает «Новолипецкий металлургический комбинат», создает рабочие места, платит налоги. Одна из бельгийских авиакомпаний заинтересовалась российским среднемагистральным самолетом «Сухой Суперджет 100».
Бизнес руководствуется своими интересами и ищет выгоду. Надеюсь, что и политики будут следовать этой логике.
Вопрос: Сегодня «день тишины» на Востоке Украины. Что необходимо предпринять для достижения устойчивого перемирия?
С.В.Лавров: Как я уже сказал во вступительном слове, у нас с Бельгией единая позиция. Мы убеждены, что сейчас самое срочное – сделать так, чтобы перестали гибнуть люди, были разведены силы сторон (прежде всего, тяжелые вооружения), и ОБСЕ стала заниматься мониторингом линии разъединения сторон. Затем надо без промедления заняться другими вопросами, закрепленными в минских договоренностях, включая гарантии безопасности, налаживание экономического взаимодействия и запуск общенационального политического диалога. В дополнение к прямым контактам между Киевом, Донецком и Луганском нужен общенациональный диалог по конституционной реформе. В системном плане – это главная задача.
Вопрос: В последнее время Канцлер ФРГ А.Меркель сделала ряд жёстких антироссийских заявлений в контексте украинской и санкционной политики Запада. Можно ли говорить о том, что Германия стала основным союзником США в их желании наказать Россию?
С.В.Лавров: Германия традиционно играла конструктивную роль в отношениях Евросоюза с Россией и в целом Запада с Москвой. Если Германия решила бы перейти на диктат, то Европа, думаю, не выиграла бы от этого. Едва ли выиграет и сама Германия – вряд ли это понравится широкой немецкой общественности.
Мы не можем не высказывать озабоченности по поводу того, что делают наши германские коллеги. В этой связи упомяну такой факт. На днях на сайте Правительства ФРГ появилась справка по Крыму, в которой среди прочего говорится, что полуостров столетиями населяли татары, украинцы, армяне, греки, немцы. Русские там не упомянуты. Если это официальный сайт Правительства ФРГ, то мне хотелось бы знать, кто составлял такую справку. Мы направим соответствующий запрос коллегам в Берлин.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs