В своем выступлении на саммите в Брисбене президент США Барак Обама много говорил о ведущей роли США в сдерживании террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). При этом уже не первый месяц западные лидеры обвиняют в успехах воюющего с сирийской армией ИГИЛ… сирийского же президента Башара Асада и якобы поддерживающую Асада Россию. Между тем многие сообщения ведущих газет США и ЕС позволяют усомниться в такой версии событий. Напротив, в этих сообщениях у истоков ИГИЛ можно увидеть прежде всего Саудовскую Аравию, Турцию и сами страны Запада, не исключая США.
Главный тезис Обамы и лидеров стран ЕС: ИГИЛ, мол, создал Асад, выпустив еще в начале сирийской революции в 2011 году целый ряд радикальных исламистов суннитского направления из сирийских тюрем. Но зачем было Асаду добровольно выпускать из заключения своих врагов, которые еще в восьмидесятые годы подняли оружие против его отца и переданного ему отцом в наследство режима? (Даже «Нью-Йорк таймс» признавала, что события в сирийском городе Хама в 1982 году, унесшие несколько тысяч жизней, были спровоцированы вооруженной вылазкой суннитской организации «Братья мусульмане» - будущими застрельщиками арабских «весенних» революций в Сирии и Египте.)
Если, как признавался сам Ассад в интервью Russia Today, элемент исламистского насилия проявился уже в первых «мирных» демонстрациях 2010 года, зачем было освобождать людей, которые в условиях сирийской гражданской войны составили самые боеспособные отряды оппозиции?
Единственный логически возможный вариант: Асад мог освободить некоторых политических заключенных исламистского толка в самом начале беспорядков в 2011 году в качестве жеста доброй воли, направленного на улучшение отношений с Западом. Но тогда это было бы просто идеалистическим поступком, сделанным из добрых намерений, не оцененных Западом. Ни Обама, ни лидеры ЕС, ни следующая в фарватере их политики западная пресса такую трактовку событий не принимают. Она противоречила бы линии на демонизацию Асада. Поэтому журнал «Ньюсуик» еще летом этого года выступил со статьей, якобы доказывающей «просчитанный» характер освобождения исламистов в 2011 году сирийскими властями: мол, Асад предвидел создание ИГИЛ, чтобы получить разлагающий элемент в тылу якобы мощной «светской» сирийской оппозиции.
http://www.newsweek.com/how-syrias-assad-helped-forge-isis-255631
Стоит отметить, что все «источники», которых журнал цитирует, защищая эту точку зрения,- это деятели лояльной к США и Евросоюзу организации – Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС): «Режим знал, кто такие эти люди [исламисты], что они хотят и какие у них мощные организации. Вот режим и освободил их. Это те самые люди, которые сегодня действуют в Ираке»,- цитирует журнал некоего Мохаммеда аль-Сауда, деятеля НКСРОС.
Вот и все аргументы западных лидеров и их СМИ в пользу тезиса о том, что ИГИЛ ведет свое происхождение от хитро задуманной «провокации» Асада. Ну, а на основе этого более чем сомнительного тезиса делаются уж совсем притянутые за уши обвинительные для России выводы: если бы не было Асада, не было бы и ИГИЛ, а поскольку режим Асада еще существует только благодаря поддержке России и Ирана, то значит, и в существовании ИГИЛ виновата прежде всего Россия. Если бы не она, Сирией давно уже правили бы некие «умеренные» повстанцы. (Сегодня эти «умеренные» легко отдают контроль над сирийскими территориями исламистам, а порой и сами вдруг объявляют себя сторонниками исламистских организаций типа «Джебхат аль-Нусра» или ИГИЛ, но вот об этом Обама и его коллеги в ЕС распространяться не любят.)
Впрочем, из множества куда лучше документированных сообщений прессы стран ЕС и тех же США возникает совсем другое, куда менее конспирологическое объяснение внезапных успехов радикальных исламистов-суннитов на территории Сирии и Ирака. Знаменитый ближневосточный корреспондент французской «Фигаро» Жорж Мальбрюно еще с 2011 года отмечал быстро растущее присутствие в рядах сирийской оппозиции исламистских добровольцев-иностранцев из Ливии, Саудовской Аравии, а также из стран Евросоюза и даже США. Мальбрюно еще в 2011 году отметил и явно привнесенную из соседнего Ирака «исламистскую» технологию терактов с использованием начиненных взрывчаткой автомобилей с водителями-самоубийцами, причем он цитировал сотрудников американских спецслужб, которые узнали на фотографиях организаторов взрывов в Дамаске те самые лица, которые были им хорошо знакомы по расследованиям терактов в Ираке во время американской оккупации этой страны. Другими словами, в Сирии против Асада действовали те самые суннитские террористы, которые за несколько лет до этого убивали в Ираке американцев, особенно на пике террористической активности и суннитско-шиитского противостояния в 2006-2007 гг.
И вот что поражало Мальбрюно в 2011 году больше всего: и руководство США, и руководство ЕС (и в особенности его родной Франции) – все эти политики закрывали глаза на присутствие радикальных исламистов в сирийской оппозиции. Один раз риторический вопрос на эту тему вырвался в начале 2012-го года у тогдашнего американского госсекретаря Хиллари Клинтон: «А не помогаем ли мы «Аль-Каиде»? – спросила она сама себя, как писала «Нью-Йорк таймс». Но западные масс-медиа поспешили заглушить это вполне оправданное сомнение бесконечными сообщениями о «ничтожном проценте» исламистов во «в целом здоровой» сирийской оппозиции, которую, мол, просто пытается дискредитировать Асад.
В своем блоге на сайте «Фигаро» под названием «Откровенный Восток» Жорж Мальбрюно сообщал с тревогой еще в 2012 году: «Мы уже много месяцев предупреждаем о мощном проникновении иностранных джихадистов на сирийскую территорию, равно как и присутствии рядом с ними сирийских салафитов… Потом в январе 2012 года последовали теракты, имевшие своими целями правительственные здания и штаб-квартиры спецслужб в Дамаске. Власти [Запада] возложили вину за них на режим Асада, который они поторопились объявить находящимся на грани полного развала… Никто [на Западе] не хотел и слышать о предостережениях, даже когда глава американской разведки Джеймс Клэппер усмотрел за этими терактами действия джихадистов из группы «Джебхат аль-Нусра», близкой к иракскому отделению «Аль-Каиды».
http://blog.lefigaro.fr/cgi-bin/mt/mt-ftsearch.fcgi?search=syrie&IncludeBlogs=65&limit=20&page=3
Жорж Мальбрюно отмечает, что объявленный тогда госпожой Клинтон «единственным легитимным представителем сирийского народа» Сирийский Национальный Совет упорно отрицал наличие в рядах оппозиции исламистов, хотя к тому моменту «Фигаро» уже сделала целый цикл репортажей «Сирия – земля джихада». В серии рассказывалось и о доставке оружия и боевиков через северный Ливан в Сирию, и даже об аресте на ливано-сирийской границе первых европейских бойцов джихадистского «интернационала» в Сирии – граждан Франции. Тогдашний глава посреднической миссии ООН по сирийскому конфликту Лахдар Брахими уже в 2011 году оценил количество иностранных джихадистов в Сирии «числом не менее 2 тысяч человек».
Очень редко, но порой разоблачительные материалы о роли западных столиц в выращивании ИГИЛ появляются и в американской прессе. Так, обозреватель «Вашингтон пост» Давид Игнатиус (David Ignatius) осенью этого года следующим образом подытожил ситуацию вокруг ИГИЛ: «Вечно воюющие друг с другом группки сирийской «умеренной оппозиции» должны понять, наконец, чего они хотят. Но так же разобраться с собственными планами должны и иностранные спонсоры пестрой сирийской вооруженной оппозиции – такие, как США, Турция, Катар, Саудовская Аравия и Иордания. Махинации этих иностранных игроков в конце концов и открыли дверь в регион террористической группе – Исламскому государству Ирака и Леванта».
В итоге картина действий США в вопросе с ИГИЛ в изложении Игнатиуса получается весьма неприглядной. Решив незаконным образом избавиться от нежелательного режима в далеком ближневосточном регионе, США и ЕС вслед за Катаром и саудовцами превратили Сирию в «игровую площадку для своих разведывательных служб». США и ЕС поставили в сирийской гражданской войне не на ту лошадь, довели до фактической оккупации страны иностранными исламистскими боевиками, а теперь стряхивают с себя ответственность. А президент Обама, несущий львиную долю ответственности за все эти просчеты, теперь ставит борьбу с процветшей не без его участия террористической группировкой ИГИЛ на далекое третье место – после борьбы с вирусом Эбола и отпором «агрессивной» России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs